А городничий-то раскаивается...

Фото: lg.lpgzt.ru
Помните, в финале «Ревизора» Гоголя городничий, обращаясь к собравшимся в его доме, восклицает: «Чему смеетесь? Над собою смеетесь!». Негодует? Упрекает? Обличает? И то, и другое, и третье, да еще, кажется, и раскаивается этот герой в том, что живет не по совести, в спектакле, поставленном по пьесе классика художественным руководителем Липецкого государственного академического театра драмы имени Л.Н. Толстого Сергеем Бобровским под занавес сезона.


На качелях судьбы


По его мнению, Гоголь и сегодня звучит современно, потому что поднятые им темы актуальны и для нас.


— Почему так происходит? Потому что, наверное, мир не изменился, — рассуждает режиссер. — У Гоголя все построено на человеческих страстях. То есть грехи — это наши страсти. А они присущи каждому человеку и не меняются. И Гоголь написал о наших страстях и грехах, которые мы наследуем от наших праотцов, и это вечно. Мы никогда не готовы к ревизору в духовном смысле.


Об этом и говорил классик. Конечно, прежде всего в делах выражается наша мораль, наша нравственность, наша духовная составляющая. К чему ты призван, что ты делаешь, как ты делаешь? Пьеса ставит эти вопросы вслед за всей христианской православной традицией. От ответа не уйдешь, и все герои держат своеобразный экзамен.


И прежде всего городничий, которому режиссер дает возможность исправиться. Эта история именно про него. Это становится понятно в финале, когда на сцене снова появляются два персонажа, которых нет у Гоголя. Два инкогнито, закольцовывая композицию спектакля, на разных языках произносят одну и ту же фразу: «Если Бог хочет наказать человека, он отнимает у него разум».


— Даже если он не сошел с ума в буквальном смысле, он на грани. Он пытается исправить свои ошибки, которые накопил за жизнь, — объясняет Сергей Бобровский. — Я не люб­лю людей приговаривать. Мне хочется, чтобы были «качели» греховности и добрых дел: очнись вовремя, почувствуй, что ты не прав.


Это посыл еще к одному персонажу, которого нет в пьесе Гоголя. Это сумасшедший. Он присутствует в начале спектакля, появляется в середине и в финале.


— Это персонаж российского пространства. Это мающаяся русская душа, которая готова к протестам, — продолжает режиссер. — В городе грехов нельзя не сойти с ума. Это тема перегибов и жертв. Кто-то жирует, а кто-то голодает. Если кто-то творит несправедливость, значит есть жертва. Не надо усматривать в этом вопрос или претензию к какой-то реальной власти. Я это на дух не переношу, и Гоголь писал не про это. И я не противоречу автору, когда привожу своего городничего к попытке раскаяния.


Столица против провинции


А что же Хлестаков? У Бобровского он призван показать, как пошлость XIX века сталкивается с современной пошлостью. И тогда, и сейчас есть развитое, отделенное от всей страны пространство столиц и забытые Богом места. Таков уездный городок, где случайно оказались проездом из Петербурга Хлестаков и его слуга Осип, одетые художником Оксаной Столбинской по последней, современной, моде. Ограниченность же общества, в которое попали молодые люди, серость городской жизни подчеркивают даже наряды местных дам, одетых в одинаковые платья одного неяркого тона. А как заговорят, в речи каждого слышится особенное, протяжное г-э-э .


— Если кому-то покажется, что эта история про Липецк, это неправильно. Специфический говор объединяет героев интонационно, — рассказывает режиссер. — «Г» фрикативное звучит просторечно. На этом фоне выделяются правильно говорящий судья, потому что он нездешний, немец, который почти не говорит, хохол, говорящий на украинском языке. Немец и хохол есть в «Женитьбе». Эти спектакли, в некотором смысле, дилогия, потому что и в «Ревизоре» — продолжение того же русского пространства.


Хлестаков у Бобровского временами предстает в полубредовом состоянии, и непонятно, происходит ли с ним что-то на самом деле или ситуации разыгрываются только в его голове. И этому есть объяснение.


— Гоголь — великий фантаст и далеко не натуралист. У него все очень выпукло. Поэтому важно было найти форму для выражения его магической фантазии, — объясняет такой ход режиссер. — Я преклоняюсь перед ним как художником. Это какой-то вершинный человек. В его произведениях такой сплав чистоты, мудрости, просто божественной художественной ткани. Важно было «незабытовить» его. Ведь к «Ревизору» зачастую относятся как к бытовой комедии «про их нравы».


Хлестаков и Осип показывают разрыв между столицей и провинцией. Он существует до сих пор в силу пространства, отсутствия информации, наследованной ментальности, привычек людей. Я не хочу сказать, что это плохо. Многообразие народных традиций — наше богатство. Если бы мы были маленькой страной, у нас не было бы таких чудес одновременного существования бесконечных культур, в чем-то, может быть, недостаточно развитых, — уверен Сергей Бобровский.

"Липецкая газета". Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru
 
По теме
Липецкие власти «перекрыли кислород» режиссеру драматического театра Сергею Бобровскому? - LipetskNews.Ru Режиссеру липецкого театра Сергею Бобровскому отдали его трудовую книжку, объяснив это решением властей сделать театр директорским, то есть без главного режиссёра и, в связи с этим, руководство театра в нем больше не нуждаются,
05.07.2018
 
IMG_2770.jpg (417 KB) - МедиаЛипецк Жителей и гостей города приглашают на экскурсионную прогулку «Липовый маршрут», которая пройдет через район Городища и соединит три здания Липецкого музея народного и декоративно-прикладного искусства: Космонавтов, 2, Октябрьскую,
20.09.2018
2-летняя девочка пострадала в ДТП - Мост ТВ Столкнулись «Газель» и «Форд». В Липецке в 14.05 на улице Р. Ибаррури 43-летняя женщина, управляя «Шевроле», вне пешеходного перехода допустила наезд на 80-летнюю пенсионерку, которая с травмой была госпитализирована.
20.09.2018 Мост ТВ
Журнал «Петровский мост» достиг калининградских «Берегов». А можно сказать и наоборот: калининградские «Берега» расступились под напором мощных литературных сил «всея Руси», да и европейского русского слово­творчества в целом,
18.09.2018 Липецкая газета
Отбитый верхний слой штукатурки на фасаде, закрытый наглухо главный вход, вынесенные в фойе зрительские кресла.
18.09.2018 Липецкая газета
ПАМЯТИ нашего земляка, талантливого поэта Леонида Ширнина, автора трёх книг, члена Союза писателей России, была посвящена очередная литературно-музыкальная встреча в областной научной библиотеке.
20.09.2018 Знамя Октября
ХОЧЕШЬ БЫТЬ СИЛЬНЫМ — БЕГАЙ - Газета В краю родном «Хочешь быть сильным — бегай. Хочешь быть красивым — бегай. Хочешь быть умным — бегай» — этот «рецепт» здоровья был известен еще в Древней Греции.
20.09.2018 Газета В краю родном
По беговым дорожкам липецкого стадиона «Динамо» красиво промаршировали мажоретки из ансамбля барабанщиц «Катюша», возглавившие парад спортивных команд почти из всех районов и городов региона,
20.09.2018 Липецкая газета
Визит инспектора РФС Александра Шанина, который должен был дать добро на проведение матчей первенства на липецком стадионе «Металлург», состоялся в прошлую среду,
19.09.2018 Липецкая газета
Неудачно выступили в первом этапе Кубка России, который прошёл в Нижегородской области, игроки мини-футбольного клуба ЛКС.
19.09.2018 Липецкая газета
Павел Путилин: Необходимо обеспечить максимальную социальную защиту людей предпенсионного возраста - Совет депутатов Сегодня на очередной 18-ой сессии регионального парламента депутаты одобрили целый пакет законодательных инициатив, касающихся поддержки граждан предпенсионного возраста.
20.09.2018 Совет депутатов
Лебедяский садист участвует в обжаловании приговор из тюрьмы в Ельце - Gorod48.ru Судебная коллегия Липецкого областного суда начала рассмотрение жалобы жителя Лебедяни Максима Грибанова на вынесенный ему приговор по делу об умышленном причинение тяжкого вреда здоровью,
20.09.2018 Gorod48.ru
Сегодня на очередной 18-ой сессии облсовета депутаты внесли изменения в закон «О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».
20.09.2018 Совет депутатов