А городничий-то раскаивается...

А городничий-то раскаивается...
Фото: lg.lpgzt.ru
Помните, в финале «Ревизора» Гоголя городничий, обращаясь к собравшимся в его доме, восклицает: «Чему смеетесь? Над собою смеетесь!». Негодует? Упрекает? Обличает? И то, и другое, и третье, да еще, кажется, и раскаивается этот герой в том, что живет не по совести, в спектакле, поставленном по пьесе классика художественным руководителем Липецкого государственного академического театра драмы имени Л.Н. Толстого Сергеем Бобровским под занавес сезона.


На качелях судьбы


По его мнению, Гоголь и сегодня звучит современно, потому что поднятые им темы актуальны и для нас.


— Почему так происходит? Потому что, наверное, мир не изменился, — рассуждает режиссер. — У Гоголя все построено на человеческих страстях. То есть грехи — это наши страсти. А они присущи каждому человеку и не меняются. И Гоголь написал о наших страстях и грехах, которые мы наследуем от наших праотцов, и это вечно. Мы никогда не готовы к ревизору в духовном смысле.


Об этом и говорил классик. Конечно, прежде всего в делах выражается наша мораль, наша нравственность, наша духовная составляющая. К чему ты призван, что ты делаешь, как ты делаешь? Пьеса ставит эти вопросы вслед за всей христианской православной традицией. От ответа не уйдешь, и все герои держат своеобразный экзамен.


И прежде всего городничий, которому режиссер дает возможность исправиться. Эта история именно про него. Это становится понятно в финале, когда на сцене снова появляются два персонажа, которых нет у Гоголя. Два инкогнито, закольцовывая композицию спектакля, на разных языках произносят одну и ту же фразу: «Если Бог хочет наказать человека, он отнимает у него разум».


— Даже если он не сошел с ума в буквальном смысле, он на грани. Он пытается исправить свои ошибки, которые накопил за жизнь, — объясняет Сергей Бобровский. — Я не люб­лю людей приговаривать. Мне хочется, чтобы были «качели» греховности и добрых дел: очнись вовремя, почувствуй, что ты не прав.


Это посыл еще к одному персонажу, которого нет в пьесе Гоголя. Это сумасшедший. Он присутствует в начале спектакля, появляется в середине и в финале.


— Это персонаж российского пространства. Это мающаяся русская душа, которая готова к протестам, — продолжает режиссер. — В городе грехов нельзя не сойти с ума. Это тема перегибов и жертв. Кто-то жирует, а кто-то голодает. Если кто-то творит несправедливость, значит есть жертва. Не надо усматривать в этом вопрос или претензию к какой-то реальной власти. Я это на дух не переношу, и Гоголь писал не про это. И я не противоречу автору, когда привожу своего городничего к попытке раскаяния.


Столица против провинции


А что же Хлестаков? У Бобровского он призван показать, как пошлость XIX века сталкивается с современной пошлостью. И тогда, и сейчас есть развитое, отделенное от всей страны пространство столиц и забытые Богом места. Таков уездный городок, где случайно оказались проездом из Петербурга Хлестаков и его слуга Осип, одетые художником Оксаной Столбинской по последней, современной, моде. Ограниченность же общества, в которое попали молодые люди, серость городской жизни подчеркивают даже наряды местных дам, одетых в одинаковые платья одного неяркого тона. А как заговорят, в речи каждого слышится особенное, протяжное г-э-э .


— Если кому-то покажется, что эта история про Липецк, это неправильно. Специфический говор объединяет героев интонационно, — рассказывает режиссер. — «Г» фрикативное звучит просторечно. На этом фоне выделяются правильно говорящий судья, потому что он нездешний, немец, который почти не говорит, хохол, говорящий на украинском языке. Немец и хохол есть в «Женитьбе». Эти спектакли, в некотором смысле, дилогия, потому что и в «Ревизоре» — продолжение того же русского пространства.


Хлестаков у Бобровского временами предстает в полубредовом состоянии, и непонятно, происходит ли с ним что-то на самом деле или ситуации разыгрываются только в его голове. И этому есть объяснение.


— Гоголь — великий фантаст и далеко не натуралист. У него все очень выпукло. Поэтому важно было найти форму для выражения его магической фантазии, — объясняет такой ход режиссер. — Я преклоняюсь перед ним как художником. Это какой-то вершинный человек. В его произведениях такой сплав чистоты, мудрости, просто божественной художественной ткани. Важно было «незабытовить» его. Ведь к «Ревизору» зачастую относятся как к бытовой комедии «про их нравы».


Хлестаков и Осип показывают разрыв между столицей и провинцией. Он существует до сих пор в силу пространства, отсутствия информации, наследованной ментальности, привычек людей. Я не хочу сказать, что это плохо. Многообразие народных традиций — наше богатство. Если бы мы были маленькой страной, у нас не было бы таких чудес одновременного существования бесконечных культур, в чем-то, может быть, недостаточно развитых, — уверен Сергей Бобровский.

"Липецкая газета". Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru
 
По теме
27 марта в Липецком драматическом театре на Соколе состоялось традиционное празднование Дня театра.
Специалисты из Воронежа провели прием юных липчан - Управление здравоохранения 28 марта 2024 года на базе поликлиники ГУЗ «Областная детская больница» был организован консультативный прием специалистами клинических кафедр Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н.
Управление здравоохранения
Фонд «Милосердие» передал липецким медикам высокотехнологичное оборудование - Липецкая ГТРК Лия Мурадьян Помочь с закупкой попросили сами врачи Фото предоставлено пресс-службой Фонда «Милосердие» Благотворительный фонд «Милосердие» помог оснастить липецкую городскую больницу №3 современным медицинским оборудованием.
Липецкая ГТРК