А городничий-то раскаивается...

Фото: lg.lpgzt.ru
Помните, в финале «Ревизора» Гоголя городничий, обращаясь к собравшимся в его доме, восклицает: «Чему смеетесь? Над собою смеетесь!». Негодует? Упрекает? Обличает? И то, и другое, и третье, да еще, кажется, и раскаивается этот герой в том, что живет не по совести, в спектакле, поставленном по пьесе классика художественным руководителем Липецкого государственного академического театра драмы имени Л.Н. Толстого Сергеем Бобровским под занавес сезона.


На качелях судьбы


По его мнению, Гоголь и сегодня звучит современно, потому что поднятые им темы актуальны и для нас.


— Почему так происходит? Потому что, наверное, мир не изменился, — рассуждает режиссер. — У Гоголя все построено на человеческих страстях. То есть грехи — это наши страсти. А они присущи каждому человеку и не меняются. И Гоголь написал о наших страстях и грехах, которые мы наследуем от наших праотцов, и это вечно. Мы никогда не готовы к ревизору в духовном смысле.


Об этом и говорил классик. Конечно, прежде всего в делах выражается наша мораль, наша нравственность, наша духовная составляющая. К чему ты призван, что ты делаешь, как ты делаешь? Пьеса ставит эти вопросы вслед за всей христианской православной традицией. От ответа не уйдешь, и все герои держат своеобразный экзамен.


И прежде всего городничий, которому режиссер дает возможность исправиться. Эта история именно про него. Это становится понятно в финале, когда на сцене снова появляются два персонажа, которых нет у Гоголя. Два инкогнито, закольцовывая композицию спектакля, на разных языках произносят одну и ту же фразу: «Если Бог хочет наказать человека, он отнимает у него разум».


— Даже если он не сошел с ума в буквальном смысле, он на грани. Он пытается исправить свои ошибки, которые накопил за жизнь, — объясняет Сергей Бобровский. — Я не люб­лю людей приговаривать. Мне хочется, чтобы были «качели» греховности и добрых дел: очнись вовремя, почувствуй, что ты не прав.


Это посыл еще к одному персонажу, которого нет в пьесе Гоголя. Это сумасшедший. Он присутствует в начале спектакля, появляется в середине и в финале.


— Это персонаж российского пространства. Это мающаяся русская душа, которая готова к протестам, — продолжает режиссер. — В городе грехов нельзя не сойти с ума. Это тема перегибов и жертв. Кто-то жирует, а кто-то голодает. Если кто-то творит несправедливость, значит есть жертва. Не надо усматривать в этом вопрос или претензию к какой-то реальной власти. Я это на дух не переношу, и Гоголь писал не про это. И я не противоречу автору, когда привожу своего городничего к попытке раскаяния.


Столица против провинции


А что же Хлестаков? У Бобровского он призван показать, как пошлость XIX века сталкивается с современной пошлостью. И тогда, и сейчас есть развитое, отделенное от всей страны пространство столиц и забытые Богом места. Таков уездный городок, где случайно оказались проездом из Петербурга Хлестаков и его слуга Осип, одетые художником Оксаной Столбинской по последней, современной, моде. Ограниченность же общества, в которое попали молодые люди, серость городской жизни подчеркивают даже наряды местных дам, одетых в одинаковые платья одного неяркого тона. А как заговорят, в речи каждого слышится особенное, протяжное г-э-э .


— Если кому-то покажется, что эта история про Липецк, это неправильно. Специфический говор объединяет героев интонационно, — рассказывает режиссер. — «Г» фрикативное звучит просторечно. На этом фоне выделяются правильно говорящий судья, потому что он нездешний, немец, который почти не говорит, хохол, говорящий на украинском языке. Немец и хохол есть в «Женитьбе». Эти спектакли, в некотором смысле, дилогия, потому что и в «Ревизоре» — продолжение того же русского пространства.


Хлестаков у Бобровского временами предстает в полубредовом состоянии, и непонятно, происходит ли с ним что-то на самом деле или ситуации разыгрываются только в его голове. И этому есть объяснение.


— Гоголь — великий фантаст и далеко не натуралист. У него все очень выпукло. Поэтому важно было найти форму для выражения его магической фантазии, — объясняет такой ход режиссер. — Я преклоняюсь перед ним как художником. Это какой-то вершинный человек. В его произведениях такой сплав чистоты, мудрости, просто божественной художественной ткани. Важно было «незабытовить» его. Ведь к «Ревизору» зачастую относятся как к бытовой комедии «про их нравы».


Хлестаков и Осип показывают разрыв между столицей и провинцией. Он существует до сих пор в силу пространства, отсутствия информации, наследованной ментальности, привычек людей. Я не хочу сказать, что это плохо. Многообразие народных традиций — наше богатство. Если бы мы были маленькой страной, у нас не было бы таких чудес одновременного существования бесконечных культур, в чем-то, может быть, недостаточно развитых, — уверен Сергей Бобровский.

"Липецкая газета". Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru
 
По теме
Липецкие власти «перекрыли кислород» режиссеру драматического театра Сергею Бобровскому? - LipetskNews.Ru Режиссеру липецкого театра Сергею Бобровскому отдали его трудовую книжку, объяснив это решением властей сделать театр директорским, то есть без главного режиссёра и, в связи с этим, руководство театра в нем больше не нуждаются,
05.07.2018
 
«Ночь кино – 2018» пройдет в областном центре - Администрация Липецкой области Ежегодная всероссийская акция «Ночь кино – 2018» состоится 25 августа на площадке областного Центра культуры, народного творчества и кино в Липецке.
19.07.2018
«Эти звери разорвали моего Вилю...» - Gorod48.ru Собачку липчанки порвали овчарки. В редакцию GOROD48 обратилась жительница Липецка Татьяна Богачева и рассказала жуткую историю, участницей которой стала.
19.07.2018 Gorod48.ru
Мать двоих несовершеннолетних детей "зарабатывала" на жизнь торговлей наркотиками - Прокуратура Прокурор Добровского района утвердил обвинительное заключени по уголовому делу, возбужденному в отношении жительницы Воронежской области,  матери двоих несовершеннолетних детей,
19.07.2018 Прокуратура
Возложение цветов к бюсту Ивана Ивановича Стрельникова. 13 июля 1993 года  моджахеды внезапно атаковали военный городок 12-й заставы Московского погранотряда Группы пограничных войск РФ в Таджикистане.
17.07.2018 Знамя Октября
В пятницу утром в Ратчине загорелся дом на улице Ломоносова. Огонь перекинулся на надворные постройки и крышу соседнего жилища.
10.07.2018 Знамя Октября
Вряд ли где-то еще есть фестиваль, собирающий на одной площадке средневековых ратников, воинов времен Петра Первого и куртуазных модников и модниц из XIX века.
17.07.2018 Липецкая газета
Ярославль — Липецк. В Ярославле прошло всероссийское совещание молодых авторов Союза писателей России «Некрасовский семинар в «Карабихе».
18.07.2018 Липецкая газета
Любителей шахмат ждут в парке Победы - Управление физкультуры, спорта и туризма 22 июля в 10.00 часов на главной алее парка Победы во второй раз пройдет ежегодный фестиваль «Шахматы каждому».
18.07.2018 Управление физкультуры, спорта и туризма
Крепить командный дух - Липецкая газета Вчера открылся трехдневный IX межрегиональный полевой лагерь «Юный спасатель» Центрального федерального округа.
19.07.2018 Липецкая газета
Президент ФИФА Джанни Инфантино считает чемпионат мира в России лучшим в истории.
18.07.2018 Липецкая газета
Чемпионат мира-2018 стал великолепным футбольным праздником и завершился ярким гала-представлением.
18.07.2018 Липецкая газета
Во втором и в последнем матче межсезонья «Металлург» встречался с клубом ФНЛ — «Тамбовом».
18.07.2018 Липецкая газета
На территории района ведутся работы по монтажу автономного газового отопления на объектах соцкультбыта.
18.07.2018 Добринский муниципальный район