Метеорологи сегодня отмечают профессиональный праздник. Они в ответе за прогноз погоды и… чистое небо над головой летчиков. В Липецком авиацентре работает своя метеослужба. Эти синоптики обеспечивают безопасность полетов. Создают специфические прогнозы – предупреждают, как в небе избежать неприятностей. Чем еще отличаются военные метеорологи от гражданских?
Этим утром с липецкого аэродрома в Ахтубинск отправляется ИЛ-76. Один из самых надежных транспортных самолетов в мире. И даже для него важна погода. Командир экипажа перед вылетом – в метеослужбе. Выясняет прогноз погоды.
М етеоролог говорит с командиром экипажа: « Средний ветер на высоте 8250 метров по силе – 60-80 километров в час».
Видимость – четыре километра. Метеоусловия, говорят военные, — благоприятные. Каждый час на метеоплощадке техник проверяет специальные приборы и датчики ветра. К примеру, нижняя граница облаков определяет видимость – а значит, и условия посадки. А боковой ветер со скоростью больше 16 метров в секунду – уже преграда для оперативно-тактической авиации. Для полетов важна любая деталь.
Алина Заболотная, техник-метеоролог: «Всё зависит – как будет проходить день, будут ли выполнены поставленные задачи».
Эта метеослужба родилась вместе с авиацентром в 50-х годах прошлого века. Здесь задача офицеров – обеспечивать безопасность полетов. В штаб каждый час поступает информация со всех военных аэродромов страны.
Начальник метеослужбы на двух телефонах: « Путевой лист получили? Секунду (берёт другую трубку). Метеомайор Сингур!»
В распоряжении военных метеорологов – техника: измеритель параметров давления, влажности воздуха, температуры, датчики высоты облаков, а также специальная радиолокационная станция для разведки погоды. Её радиус – до 200 километров. Именно от погоды зависит выполнение задач в небе: от поражения целей с воздуха до правильно совершенной посадки. Но главная миссия этой метеослужбы – обеспечивать боевые действия авиации.
Андрей Сингур, начальник метеослужбы: «Мы готовы обеспечить боевые действия авиации как в условиях своего аэродрома базирования, так и в полевых условиях. Для этого мы имеем специальные подвижные метеостанции. У нас есть определённые нормативы, время на развёртывание в полевых условиях».
Совсем скоро наши «Соколы России» выступят с демонстрационными полетами в Смоленске. Сейчас они тренируются в подмосковной Кубинке. И для них тоже липецкая метеослужба постоянно добывает и пересылает информацию. Здесь летчикам желают чистого неба и часто в него смотрят: в обязанности военных метеорологов ведь входит ещё и наблюдение за птицами. Прилетели – значит, весна».