Приоритетным и перспективным направлением развития конкурентной среды при осуществлении закупок является организация совместных аукционов. В Липецкой области только за 2017 год совместные аукционы, проведенные управлением по размещению госзаказа области, позволили сэкономить более 368 миллионов рублей. Но есть и другие способы повысить конкуренцию на торгах, а следовательно, сберечь бюджетные средства.
По словам начальника управления по размещению госзаказа Липецкой области Владимира Зайцева, многое зависит от степени проработки заявок и качества подготовленной документации. «Одним из самых важных этапов является подготовительная работа с заявками заказчиков, которые должны лечь в основу документаций о закупках, — говорит он. — Существенной задачей является описание объекта закупки, другими словами, составление технического задания. Но из года в год доминирующая доля нарушений, допускаемых заказчиками, связана с описанием объекта закупки. Это в конечном итоге может привести к поставке некачественного товара, риску вообще остаться без него, более того повлечь административное наказание».
Описание должно быть объективным, четко отвечать потребностям заказчика. Слишком общее техническое задание может повлечь закупку ненужного товара. А чрезмерная детализация требований, вплоть до оттенков цвета и формы дверных ручек, уменьшит число желающих бороться за госзаказ. «Специалисты управления обращают внимание на разумность детализации установленных требований, особенно любых жестко ограничивающих характеристик, — говорит Владимир Васильевич. — Но, к сожалению, проблемы остаются».
Отработав заявку с заказчиком, специалист управления разрабатывает необходимую документацию и размещает ее в единой информационной системе в сфере закупок. Благодаря электронному документообороту удается снизить риски сговора, обеспечить анонимность заявок на участие. Открытость информации о закупках представляет собой огромную общественную ценность, является как показателем прозрачности, гласности, так и инструментом противодействия коррупции.
Профессионализм специалистов, занимающихся закупками, также выступает развивающим фактором конкурентной среды. Чтобы идти в ногу со временем, сотрудники управления по размещению госзаказа регулярно совершенствуются в профессиональном плане. К примеру, подготовка документации сопровождается постоянным системным мониторингом как законодательства о закупках, так и правоприменительной практики контролирующих, судебных органов. «Наши специалисты не ограничиваются лишь стандартными курсами по 44-му федеральному закону, их также интересуют как предметные области (стройка, медицина, закупка на рынке продовольствия), так и специальные знания в сфере юриспруденции, экономики, маркетинга», — говорит Владимир Васильевич.
— Контрактная система уже принесла свои плоды и, как всякий молодой, развивающийся механизм, нуждается в постоянной поддержке и доработке, — уверен Владимир Зайцев. — Поэтому, концентрируя внимание на вопросах эффективности закупок, управление и в дальнейшем совместно с заказчиками будет способствовать развитию добросовестной конкуренции. Нас радует, что с момента перехода на закупки по правилам контрактной системы уровень конкуренции по торгам, проводимым управлением, возрос и держится на достаточно высокой отметке.
"Липецкая газета". Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru