В Государственной думе РФ дорабатывается законопроект об увеличении в два раза пени за несвоевременную оплату электроэнергии, документ уже принят в первом чтении. После принятия закона быть должником у энергетиков станет очень невыгодно. Такая мера, как пеня, по мнению народных избранников, поможет эффективнее бороться с долгами в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Ответственность за отказ от своевременной оплаты электроэнергии будут нести не только предприятия-должники, но и частные потребители электроэнергии. О том, почему не стоит накапливать задолженность за свет, читателям газеты «Регион. Вести» рассказала заместитель генерального директора по продажам ЛЭСК Ольга Рукина.
– Ольга Вячеславовна, на какую сумму придется раскошелиться тем, кто свое-
временно не платит по счетам за свет?
– Пеню за просрочку предлагается установить в размере 1/170 ставки рефинансирования Центробанка от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Это аналогично взятию кредита в банке под 18% годовых. Пени будут начисляться со следующего дня после наступления установленного срока оплаты и до дня погашения. Доплачивать за несвоевременную оплату счетов придется всем: и тем, кто вообще не платит, и тем, кто в силу ряда обстоятельств не оплачивает только начисления на ОДН.
Если коммунальный платеж будет оплачен вовремя, но частично – пени будут начисляться на оставшуюся сумму задолженности. ЛЭСК хочет защитить своих клиентов от крайних мер воздействия, поэтому мы своевременно напоминаем нашим клиентам о необходимости погасить задолженность. Ведь долги за электроэнергию могут не только повлечь за собой дополнительные расходы, но и стать причиной запрета выезда за границу, что мало кому понравится, особенно в период летних отпусков.
– Почему, на ваш взгляд, люди не оплачивают своевременно счета за электроэнергию?
– В основном задолженность образуется из-за забывчивости клиентов. Сейчас средний счет за электроэнергию составляет всего 300–400 рублей, а вот с принятием нового законодательства для неаккуратных плательщиков эта сумма может значительно возрасти. Поэтому лучше своевременно оплачивать потребленную электроэнергию. Долги липчан за свет не списываются и не перекладываются на других потребителей. Они остаются за неплательщиками и обязательно будут взысканы если не добровольно, то в судебном порядке.
А уж если дело дойдет до суда, то на плечи должника, помимо долга и штрафа, ляжет еще и бремя судебных расходов. Действующее законодательство также позволяет ограничить или приостановить подачу электроэнергии тем, кто не платит по счетам. Эта мера является одной из самых жестких. Поэтому всем жителям области, у кого имеется задолженность за электроэнергию, советуем оплатить ее до 1 июля текущего года.
– В какой степени влияют долги неплательщиков на качество энергоснабжения региона?
– Стабильная оплата электроэнергии – это гарантия надежного энергоснабжения всех потребителей региона. Летом на электростанциях и линиях электропередачи идут ремонтные работы для того, чтобы обеспечить качественную поставку электроэнергии в зимний период. Соответственно, чем хуже собираемость платежей, тем меньше ресурсов и возможностей у энергетиков региона для проведения ремонтных работ.
Большинство наших клиентов добросовестно оплачивают поставленные энергоресурсы, что позволяет поддерживать в хорошем техническом состоянии электросетевое хозяйство. На сегодняшний день количество должников составляет всего 3–5%, но мы не прекращаем работу по снижению задолженности. Я думаю, после введения пени платежная дисциплина в Липецкой области вырастет, поскольку платить за электроэнергию станет выгоднее, чем не платить.
– Получается, улучшая платежную дисциплину, ЛЭСК защищает добросовестных клиентов от перебоев в сети?
– ЛЭСК всегда на стороне клиентов, стараясь защитить липчан как от перебоев с напряжением в сети, так и от доначислений. Например, одна сетевая компания дополнительно затребовала с липчан 280 миллионов рублей за электроэнергию, поскольку посчитала недействительными показания их приборов учета. Вопрос с внезапными доначислениями коснулся 130 тысяч наших клиентов, в среднем по 2 000 рублей на каждого. ЛЭСК отказалась выставлять липчанам дополнительные счета и инициировала судебное разбирательство. Липецкую энергосбытовую компанию поддержали антимонопольная служба и управление энергетики и тарифов региона. На сегодняшний день сетевая компания не смогла представить суду доказательства неисправной работы приборов учета наших клиентов и обосновать доначисления. Расчеты, которые ведет ЛЭСК, обоснованны, никаких дополнительных начислений мы не производим, поэтому советуем нашим клиентам не накапливать задолженность.
– Ольга Вячеславовна, бывает, липчанам приходят большие начисления на покрытие общедомовых нужд. Посоветуйте, как можно снизить расходы на ОДН?
– Первый и самый главный совет – своевременно передавать показания счетчиков с 23 по 28 число каждого месяца. Существует множество способов передачи показаний: вписывать в квитанцию, передавать через сайт www.lesk.ru, контакт-центр ЛЭСК по бесплатному номеру: 8-800-220-0009, СМС-сообщением. Чем корректнее будут показания приборов учета, тем корректнее будут начисления.
Вместе с тем мы проводим серьезную работу по выявлению несанкционированного потребления электроэнергии. Если клиент желает инициировать проверку подключений в доме, ему достаточно подать соответствующую заявку в контакт-центр ЛЭСК (8-800-220-0009). Кроме того, наша компания проводит комплексный энергоаудит в домах, который в прошлом месяце позволил жителям 306 многоэтажек региона получить перерасчет по оплате общедомовых расходов на электрическую энергию. В 70 домах липчане получили квитанции с нулевыми начислениями, в 100 многоквартирных домах специалистам ЛЭСК удалось снизить платеж за ОДН в два раза.
Проверка энергопотребления в домах проводилась во всех городах и районах Липецкой области. Инженеры Липецкой энергосбытовой компании обследовали новостройки и старый жилфонд с самыми большими начислениями на ОДН. Всего им удалось проверить 429 многоквартирных домов. В ряде из них начисления на ОДН превышали средние почти в 10 раз. Эту работу мы будем продолжать и дальше.
– С 1 июля в Липецкой области вырастет тариф на электроэнергию для частных потребителей, не вызовет ли это рост числа должников?
– Действительно, в управлении энергетики и тарифов Липецкой области приняли решение, что в первом полугодии 2014 года стоимость киловатт-часа сохранится на уровне прошлого года, а с 1 июля цена на свет вырастет всего на 4–5%, и поэтому, по нашим расчетам, увеличения суммы задолженности не произойдет. Например, липчане по одноставочному тарифу платили 2,83 руб. за кВт/ч, теперь его стоимость составит 2,95 руб. Подробную информацию о стоимости электроэнергии можно найти на официальном сайте ЛЭСК www.lesk.ru или в квитанциях с расчетами за июль.
– Вашими клиентами являются жители 18 районов Липецкой области. Все ли из них имеют возможность своевременно оплачивать свои счета за свет?
– ЛЭСК постоянно улучшает качество обслуживания клиентов и расширяет перечень способов оплаты. Офисы компании работают во всех 18 районах региона, и уже сегодня наши клиенты могут получать помощь специалистов в любой точке региона вне зависимости от фактического места жительства.
В 2013 году компания приступила к созданию сети современных высокотехнологичных центров обслуживания, которые позволяют обслуживать наших клиентов максимально быстро и профессионально. В Липецке они расположены на проспекте Победы, дом 87а, на улице Крайней, дом 6; в Ельце – на улице Московское шоссе, дом 12а.
Одновременно ЛЭСК постоянно расширяет перечень возможных способов оплаты электроэнергии. Оплатить коммунальную услугу липчане могут банковской картой на сайте гарантирующего поставщика электроэнергии, в банкоматах и отделениях восьми банков, в почтовых отделениях, через терминалы самообслуживания и многими другими способами. Сегодня оплатить счет за электроэнергию можно даже не выходя из дома или находясь в отъезде.