– Никто из вас не сдаст ЕГЭ! – первая фраза участника встречи в липецкой гимназии № 12 мгновенно вызвала такую бурную реакцию зала, что продолжать говорить далее просто не имело смысла. Но оратор жестом попросил у аудитории слова и пояснил, что сознательно пошел на провокацию. То, что испытали дети и родители в тот момент, не что иное, как стресс. Андрей Евгеньевич Третьяков, психотерапевт, преподаватель спецдисциплин в Липецком филиале Московской гуманитарно-технической академии, создал эту ситуацию, чтобы объяснить физиологическую сторону стресса и дать рекомендации, как с ним бороться.
ЕДИНЫЙ ДЕНЬ ДЛЯ ВСЕХ
Этот разговор состоялся в связи с Единым информационным днем ЕГЭ, в рамках которого Липецкий филиал МГТА вновь организовал ряд акций для школьников и их родителей под девизом «Экзамен без стресса».
Идея практико-ориентированного семинара «Психологическая подготовка к экзаменам» возникла несколько лет назад, когда старшекурсники психологического факультета, сотрудничающие с учебными заведениями города, выявили, что на пороге выпускных экзаменов школьники испытывают неуверенность в себе, стресс.
Знаний, полученных в Липецком филиале МГТА, оказалось достаточно, чтобы запустить акцию, призванную предложить профессиональную психологическую помощь. Методическую поддержку проекту оказывает Липецкий институт развития образования. «Экзамен без стресса» пришелся по душе детям, педагогам и родителям.
СМЫСЛ ЖИЗНИ ИЩИТЕ В ДРУГОМ
В этот раз в гости к учащимся школы № 51 и гимназии № 12 отправилось более 20 студентов. Любопытно, что в подготовке мероприятий приняли участие и выпускники Липецкого филиала МГТА, стоявшие у истоков создания проекта. Ради того, чтобы передать свой опыт новому поколению будущих психологов, они взяли на работе выходной. После тренинга, который студентам впоследствии предстояло организовать для школьников, выпускники рассказали о предполагаемых сложностях и особенностях такого общения.
– Стараюсь использовать любую возможность для профессионального роста, – делится Елена Рукавишникова, четверокурсница психологического факультета. – Поэтому с удовольствием откликнулась на предложение присоединиться к проекту. Уже не раз приходилось убеждаться в том, что теоретические знания находят применение в жизни. К примеру, работаю в агентстве недвижимости, и, когда применяю изученные приемы, общение с клиентом становится более эффективным.
Тема ЕГЭ для моей семьи особенно актуальна – сыну 14 лет. И неверно убеждение, что психологическая поддержка необходима лишь одиннадцатиклассникам. Формировать стрессоустойчивость нужно как можно раньше.
– Моя двоюродная сестренка учится в седьмом классе и уже жалуется на психологическое давление со стороны педагогов, – присоединяется четверокурсница психологического факультета Виктория Храмова.
Параллельно Вика получает профессию юриста в другом вузе. Изучение двух направлений позволит ей в будущем занять еще не освоенную нишу как раз на стыке психологии и юриспруденции – выбрать медиацию или ювенальную юстицию.
– Понятно, что экзамен – дело важное, но сводить смысл жизни к его сдаче в корне неправильно. К сожалению, некоторые педагоги на уроках лишь натаскивают школьников на выполнение тестов, забывая о необходимости давать систематические знания. Это рождает неуверенность в подростке, который и так находится на пороге кардинальных перемен. В итоге – стресс и неумение с ним справиться.
Цель нашей акции – научить ребят отвлекаться от тяжелых мыслей, переключать внимание и расслабляться. В конце мероприятия мы раздали им памятки по общей подготовке к ЕГЭ, с перечнем упражнений на развитие мышления, воображения, памяти, снятие стресса, а также списком литературы, которая может пригодиться.
ОБ ОБЩЕНИИ НА РАВНЫХ
Школьникам предложили игру, развернувшуюся на нескольких площадках. Задачей Лены и Вики стало проведение диагностики. Участники выполняли упражнение «Звезды и волны» для оценки душевного состояния, выбирали цветные карточки, ассоциирующиеся с их настроением, отвечали на вопросы тестов.
Оказалось, большинству свойствен высокий уровень утомляемости и эмоционального напряжения. Все это усугубляется перенасыщением информацией. После обработки данных каждый школьник мог подойти за комментариями. Желающих оказалось так много, что студенты решили письменно оформить результаты и рекомендации и в запечатанных конвертах передать их родителям участников акции.
– Современными подростками процедура ЕГЭ уже не воспринимается как нововведение, – отмечает Алексей Валерьевич Волков, заместитель директора по учебно-воспитательной работе липецкой гимназии № 12. – Они не знают иной формы, поэтому с начальных классов целенаправленно готовятся именно к ней.
Другое дело – их родители, которые, естественно, волнуются за детей, понимая всю меру ответственности: экзамен они воспринимают как некую стартовую планку, которая задаст направление развития на всю жизнь. Психологической подготовке, наряду с предметной, мы всегда уделяли достаточно внимания и, хотя в гимназии есть штатный психолог, открыты к сотрудничеству. Регулярно приглашаем студентов и преподавателей Липецкого филиала МГТА на наши мероприятия, педсоветы, встречи и видим, что это находит положительный отклик с обеих сторон. Не ждем мгновенного эффекта от такого общения – он нацелен на будущее.
– Когда студенты проводили тренинги с одиннадцатиклассниками, это не осталось незамеченным для активистов из других параллелей, – рассказывает директор Липецкого филиала МГТА Марина Владимировна Черкашина. – К нам подходили школьники и представители родительской общественности и выражали желание присоединиться, вполне справедливо замечая, что настраиваться на успешную сдачу ЕГЭ нужно заранее. Планируем учесть эти предложения и включить в наш проект психологического просвещения и среднее звено.
Памятка выпускнику
Предупрежден – значит вооружен. Чтобы лишний раз не волноваться на экзамене, нужно тщательно к нему подготовиться. В том числе и изучить процедуру его организации, чтобы ничего не отвлекало от выполнения заданий. О новом Порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, вступившем в действие в 2014 году, рассказывает первый заместитель начальника управления образования и науки Липецкой области Сергей Николаевич Косарев :
– В 2014 году отсутствуют содержательные изменения в контрольно-измерительных материалах, оставлены без изменения продолжительность проведения экзамена, а также установленные Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки минимальные баллы, свидетельствующие об освоении образовательного стандарта по предметам. Кроме того, оставлены прежними все технологические моменты, касающиеся процедуры.
С 2014 года упразднены бумажные формы свидетельств о результатах ЕГЭ, однако теперь они действительны в течение 4 лет, следующих за годом сдачи экзамена.
Новым Порядком вводится запрет на:
– наличие средств связи, электронно-вычислительной техники, фото-, аудио- и видеоаппаратуры, справочных материалов, письменных заметок и иных средств хранения и передачи информации;
– вынос из аудиторий и пункта проведения экзамена экзаменационных материалов на бумажных или электронных носителях, их фотографирование;
– оказание содействия участникам ЕГЭ, в том числе передача им указанных выше средств и материалов.
При нарушении норм Порядка лицо, нарушившее их, удаляется с экзамена без права его пересдачи.
Новый Порядок закрепил обязательное наличие видеонаблюдения в аудиториях, а также оборудование пунктов проведения экзамена стационарными или переносными металлоискателями. Прежде всего, это – мера безопасности, необходимая для обеспечения равных условий для всех участников экзамена.
Советуют психологи
Виктория Храмова: «Больше уверенности в своих силах! И самое главное – не тратьте все время только на подготовку к ЕГЭ. Обязательно нужно переключаться на другой вид деятельности. Сходите в кино, погуляйте с друзьями по парку – это повысит продуктивность работы. Если вы станете заниматься только учебой, больше станете уставать, а мышление и восприятие не будут такими острыми. Психологами доказано: позитивные эмоции улучшают познавательные способности».
Елена Рукавишникова: «Важно настроить себя на позитив, понять, что даже в случае неудачной, по вашему мнению, сдачи ЕГЭ жизнь не заканчивается. Будьте уверены в себе, и у вас все получится. Может, не сразу и не так легко, как вам того хочется. Стремитесь к цели – и вы ее обязательно достигнете!»