Флот из Липецка

Ни Липецк, ни другие города нашей области никогда не были портовыми. И большие суда по нашим рекам не ходят. Но если всмотреться в историю, мы обнаружим целую флотилию липецких кораблей.

Памятники кораблям

Обычно пребывание Петра  I на нашей земле связывают со строительством железоделательных заводов, открытием минеральных источников. Но можно предположить, что первое посещение царем Липецка случилось раньше. Для второго похода на Азов как раз в районе нынешнего областного центра и в его округе строился почти весь так называемый малый флот — сотни стругов и плотов на верфях по реке Воронеж от Доброго до Белоколодска.

Правитель канцелярии Морского учёного комитета Сергей Елагин в книге «История русского флота. Период Азовский» сообщает: «К судостроительным работам на реке Воронеж были привлечены служилые люди городской службы (стрельцы, казаки, пушкари, дети боярские) и посадские люди из городов Добрый, Данков, Елец, Сокольск, Лебедянь, Усмань... В районе Липецка малых судов построено тысячи стругов и плотов, нужных для переправы к Азову провианта и боеприпасов для 120-тысячного войска, не считая матросов и разных работных людей при войске».

В 2003 году, когда Липецк отмечал своё 300-летие, в сквере у Комсомольского пруда выросла 12-метровая стела, стилизованная под корабль петровской эпохи. Пусть он и будет первым в нашей флотилии.

К нему можно присоединить ростры (носы-тараны трофейных кораблей) в виде морских русалок. Они появились в нашем городе в связи с празднованием другой 300-летней даты. 20 октября 1696 года Петр I на заседании Боярской Думы провозгласил: «Морским судам быть». Это и стало днём основания Российского регулярного военно-морского флота.

Летом 1995 года на освящение храма во имя Георгия Победоносца в поселке Дальнем Добровского района приехал из Москвы известный скульп­тор Вячеслав Клыков. Губернатор Михаил Наролин предложил ему создать для Липецка памятник Петру. И 29 октября 1996-го на площади, которая отныне носит имя этого мореплавателя и плотника, медленно сползло покрывало — взорам липчан предстал энергично шагающий государь император Петр с развевающимся за плечами плащом-епанчой и свитком в руке. Овальную колонну постамента украшают российский герб и те самые ростры в виде русалок.

Кстати, 10 июня того же года, в новом районе застройки в восточной части Ссёлок возникла и улица 300-летия флота России. Проходит она от Краеведческой улицы до улицы Братьев Сенявиных. Конечно, это не корабль, но к флоту у нее отношение прямое.

А гораздо раньше макет шхуны, изготовленный липецким художником Владимиром Жуковым, который как матрос-любитель ходил на подобных судах в Крыму в 1893 году, был установлен в Нижнем парке. Было это в 1896 году в честь 200-летия Российского флота. Дальнейшая судьба этой шхуны-памятника неизвестна.

Теплоход «Липецк»

А теперь перейдем от памятников к настоящим кораблям. 28 сентября 1979 года в нашей газете был опубликован очерк Е. Александрова «Теплоход «Липецк». Автор тогда еще в Ленинградском морском торговом порту наблюдал, как туда вошло большое судно «Липецк», завершившее рейс из Владивостока.

«…Пока шла разгрузка теплохода, — сообщает корреспондент, — мы заглянули в кают-компанию. В салоне — кондиционированный воздух, светло и чисто. На стенах — почётные грамоты, вымпелы и фотографии. Здесь же разместился судовой музей, посвящённый городу Липецку. Фотоснимки, вырезки из газет, путеводители рассказывают об истории города, трудовых и культурных традициях».

А дальше сообщалось, что случилось с «Липецком» во вьетнамском порту Хайфон, куда судно прибыло с партией мирного груза. С утра погода была ясная. Но к полудню получили штормовое предупреждение. Корабль на ближайшей реке бросил якорь. Вдруг в наступающих сумерках помощник капитана Герман Кондратьев увидел на высоких волнах перевёрнутую джонку. В воде барахтались четыре человека. Незамедлительно был спущен мотобот под командованием старшего помощника капитана Юрия Золотарева. Наши профессионально спасли вьетнамских рыбаков. Власти Хайфона и общественность выразили команде теплохода «Липецк» сердечную благодарность.

В конце очерка говорится: «Больше двенадцати лет бороздит моря и океаны советский сухогруз «Липецк»… Почти столько же лет стоит на капитанском мостике Борис Георгиевич Рудаков. Он сумел воспитать и сплотить дружный и слаженный коллектив моряков, беззаветно влюбленных в свою нелегкую и подчас опасную профессию. За все эти годы теплоход перевез около трех миллионов тонн самых разнообразных грузов, прошел без капитального ремонта сотни тысяч километров морских путей».

Почему-то автор очерка называет его сухогрузом, хотя служивший на нем Владимир Венецкий утверждает, что это танкер, приписанный к порту Новороссийск.

В 2008 году танкер, прослуживший более тридцати лет, выработал свой ресурс. Обычно судно уже после 15-20 лет работы списывается с баланса флота. «Липецк» продержался вдвое дольше.

Под Андреевским флагом

Однако сухогруз в нашей условной флотилии есть. И до сих пор возит грузы по Волге. А называется он «Елец». Построен в 1959 году на заводе «Красное Сормово» в городе Горький (сейчас — Нижний Новгород). Приписан был к Москве, сейчас порт его приписки, так сказать, «малая родина» — Нижний Новгород.

Два слова о буксире «Задонск». Он толкает корабли по Дунаю. Построили его в октябре 1980 года в Будапеште, принадлежит он Украинскому дунайскому пароходству. Более полной информации о нем я не нашел. Не в пример судну, присоединившемуся к нашей флотилии в 2000 году. Его история даже использована в фильме Владимира Хотиненко «72 метра». Запал в память такой эпизод ленты: после развала СССР и раздела Черноморского флота экипаж подводной лодки «Славянка», отказавшись принять присягу Украине, был переведен на Северный флот. Естественно, на Украине показ картины запретили. Но то кино. А как было на самом деле?

Дизель-электрическая подводная лодка Б-177 была заложена на том же «Красном Сормово», переведена на достроечную базу в Севастополе и спущена на воду в июле 1991 года. А 31 декабря на подлодке был поднят Андреевский флаг — впервые в ВМФ СССР. То была демонстрация, что лодка принадлежит России, а не объявившей о своей независимости Украине. Этот день стал годовым праздником корабля. 17 января 1992 года экипаж отказался принять украинскую присягу и снова поднял Андреевский флаг — за полгода до того, как в День ВМФ этот стяг стал развеваться на всех российских кораблях.

В начале февраля субмарина начала переход на базу Северного флота. Не обошлось без приключений. 24 февраля в 90 милях от Лиссабона Б-177 приняла сигнал SOS с французской парусной яхты «Вибель», где находились три человека. Один из них нуждался в срочной врачебной помощи. Наши не оставили французов в беде. Корабельный врач перешел на яхту вместе с офицером, хорошо владевшим английским языком, осмотрел больного и принял решение о госпитализации. Француза доставили в клинику на вертолете береговой охраны Португалии.

Капитан яхты снял произошедшее на видео. И через два дня с французского патрульного самолета на подводную лодку передали: «Вы стали звездой нашего телевидения». Действительно, французские тележурналисты оперативно сделали отличный репортаж с Б-177 в главной роли.

Переход в город Полярный Мурманской области подлодка завершила 13 марта. А дальше начались ее нелегкие будни. С 4 февраля по 26 марта 1993 года — на боевой службе. 2 ноября 1994 года обнаружила иностранную атомную подводную лодку в полигоне боевой подготовки Северного флота. С 10 декабря 1994 года по 28 января 1995 года — на боевой службе в Норвежском море, семь подтвержденных обнаружений иностранных подводных лодок. В 1997 году экипаж Б-177 участвовал в испытаниях подводной лодки Б-466 для ВМС Китая.

В декабре 2000 года случилось знаменательное событие: было подписано соглашение о шефских связях Б-177 и нашего города, а лодка получила название «Липецк». По словам одного из тогдашних руководителей областного центра, «Липецк» — свое­образный бренд нашего города на Северном флоте. А для липчан оказание морякам поддержки и помощи — дело чести.

Боевая вахта продолжается

По итогам 2003 года наша лодка завоевала приз Главного командования ВМФ России. После ремонта в 2010-м она участвовала в съемках сериала о подводниках «Робинзон». Тогда же из Липецка был отправлен грузовик с 2,5 тонны новогодних подарков экипажу. Далее субмарину перевели на Балтику для испытания подводных лодок, построенных для Вьетнама.

О субмарине, носящей имя нашего города, можно написать еще очень многое. Например, о ее победе на Всеармейском этапе конкурса профессионального мастерства «Кубок моря- 2016». Экипаж тогда стал первым в номинации «Лучший корабельный боевой расчет подводной лодки по постановке минных заграждений». А его командир Андрей Ковалев признан «Лучшим командиром неатомной подводной лодки».

Имени героев-земляков

Нельзя не вспомнить и о кораблях, носящих имена героев — наших земляков. Первое судно уже бороздит моря, второе — строится. Так уж совпало, что оба героя — ельчане.

Гвардии подполковник Сергей Пятницких, командир парашютно-десантного батальона, удостоен звания Героя Российской Федерации посмертно. В январе 1995 года он руководил захватом административного здания вблизи Дома правительства в Грозном. Пятницких лично возглавил атаку и, несмотря на ранение, остался в строю. Погиб от пули снайпера. Похоронен в Ельце.

А ветеран Великой Отечественной старшина 2-й статьи Георгий Курбатов был командиром отделения мотористов торпедного катера «ТК-13». С 1939-го служил на флоте. Воевал на катерах «малый охотник», с 1942-го — на торпедных катерах. Принимал участие в потоплении восьми кораблей противника, в 20 высадках разведывательно-диверсионных групп. При прорыве катера с десантом в ночь на 13 октября 1944 года в порт Лиинахамари (Мурманская область) был тяжело ранен в обе руки, но не покинул боевого поста. Ему присвоено звание Героя Советского Союза. После выздоровления Курбатов сражался до Победы. Демобилизовавшись, жил и работал в родном Ельце.

А теперь — о кораблях, на борту которых — имена этих людей. В 2011 году на смену списанному танкеру «Липецк» со стапелей Самарского судостроительного завода был спущен нефтеналивной танкер «Герой России Пятницких».

В мае 2015-го танкер неожиданно попал в сводки новостей. Это случилось ранним утром 8 мая. «Герой России Пятницких» находился в пяти километрах от турецкого берега. С корабля спустили шлюпку и спасли 27-летнего уроженца Дамаска Самира Крекера Махмуда. Он пытался на двух баскетбольных мячах, как на поплавках, преодолеть вплавь Эгейское море и попасть в Европу, но не рассчитал силы. В Турции, куда моряки хотели отправить сирийца, его не приняли. Танкер доставил нелегала в порт Ростова-на-Дону. Оттуда беженца отправили на родину.

Ну а строящийся тральщик «Георгий Курбатов», который войдет в состав нашей флотилии в 2019 году, — воистину уникальное судно, второе из четверки кораблей противоминной обороны нового проекта 12700. Вот что писала об этом газета «ВПК (Военно-промышленный курьер)» летом этого года: «Корабли проекта 12700 предназначены для противоминной защиты морских баз, прибрежных морских территорий, обнаружения и уничтожения мин всех типов, обеспечения противоминной защиты кораблей на переходе морем, защиты собственной экономической зоны и месторождений полезных ископаемых на шельфе, для противоминной разведки и постановки минных заграждений.

Тральщики проекта 12700 имеют самый большой в мире корпус из стеклопластика. Его преимуществом является более высокая прочность в сравнении со стальными корпусами, что обеспечивает большую живучесть корабля при поиске мин. Срок службы корпуса из монолитного стеклопластика больше, чем у корпуса из маломагнитной стали, при этом масса значительно меньше.

Водоизмещение корабля проекта 12700 составляет 890 тонн, длина — 61 метр, ширина — 10 метров, скорость хода при полном водоизмещении — 16 узлов, экипаж — более 40 человек».

«Не только на обложках книг...»

И коротко об еще одном корабле, имеющем отношение к нашему краю. Назван он в честь Народного художника РСФСР, Народного художника СССР Николая Жукова. Замечательный график родился в Москве, но детство его прошло на елецкой земле. В 1972 году Жуков был удостоен звания «Почетный гражданин города Елец». В древнем городе есть Дом-музей Жукова. Девять лет назад там появился памятник художнику. А тридцатью годами ранее именем Жукова был назван океанский танкер Владивостокского пароходства, который до сих пор бороздит мировой океан.

"Липецкая газета"

 
По теме
Елена Гурьева Весной и летом удобнее всего хамелеоны Весна заявляет о себе все увереннее, солнце все ярче, и все актуальнее совет специалистов — не пренебрегать защитой глаз от ультрафиолета.
Ирина Васильева Санкции не мешают липецким предпринимателям наращивать производство Липецкие предприятия и фермерские хозяйства, несмотря на санкции, увеличивают объемы производства и количество рабочих мест.
Городские спасатели откачали воду с территорий в центре, в районе Ниженки, ЛТЗ и Опытной станции Юлия КЛЮЕВА Жители Липецка 13 раз за сутки пожаловались на подтопление придомовых участков Фото:
Специалисты из Воронежа провели прием юных липчан - Управление здравоохранения 28 марта 2024 года на базе поликлиники ГУЗ «Областная детская больница» был организован консультативный прием специалистами клинических кафедр Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н.
Управление здравоохранения
Фонд «Милосердие» передал липецким медикам высокотехнологичное оборудование - Липецкая ГТРК Лия Мурадьян Помочь с закупкой попросили сами врачи Фото предоставлено пресс-службой Фонда «Милосердие» Благотворительный фонд «Милосердие» помог оснастить липецкую городскую больницу №3 современным медицинским оборудованием.
Липецкая ГТРК
Литературный час «Русской песни запевала» - Межпоселенческая библиотека Сегодня редко найдёшь человека, который бы не слышал, а может и сам не распевал бы в компании «В городском саду играет духовой оркестр», «Три года ты мне снилась», «Потому, потому, что мы пилоты», «На крылечке твоём», «Хвастать,
Межпоселенческая библиотека