Сегодня руководство ФК «Металлург» во главе с генеральным директором Антоном Копышовым встречалось с липецкими журналистами.
Мы разослали приглашение всем без исключения, в том числе «акулам пера», которые считают, что зубы им даны, чтобы покусывать клуб. Как тут не вспомнить «дорогого нашего» Анатолия Давыдова (этот тренер в 2000-х привел в Липецк Александра Петухова , и сделал из «Металлурга» крепкого середняка первого дивизиона, прим. ред.): «Всегда найдутся журналисты, которые стоят особняком». Но мы собрали присутствующих не для обмена колкостями, а для серьезного и конструктивного разговора. Хотели не только отчитаться о проделанной в 2017 году работе, но и самим послушать чужое мнение.
Считаем, что нам в целом это удалось. Журналисты ознакомились с нашим итоговым видеороликом о проделанной работе в первом круге сезона 2017/18, который любой желающий может увидеть по ссылке в нашей официальной группе «ВКонтакте» , а затем мы приступили к общению, и – о чудо! – в ходе разговора даже страсти пришедших задать «едкий» (нередко – ехидный) вопрос улеглись. Один журналист, в начале призывавший Антона Копышова «не уходить в астрал», в конце беседы даже предложил поставить ему памятник.
Мы не будем здесь пересказывать те части, разговора, которые так или иначе звучали ранее. Тем более что с полной видеозаписью вы можете ознакомиться там же – «ВКонтакте».
Коснемся важных и новых тем – современных реалий и ближайших задач, которые стоят перед клубом, предстоящей реформы дублирующего состава и изменений в работе ДЮСШ «Металлург», а также главного – как сделать так, чтобы стадион «Металлург» после реконструкции заполнялся бы большим количеством болельщиков.
Сейчас уже не 90-е
Некоторые вопросы, конечно, можно было назвать провокационными. Например, такой:
- В истории «Металлурга» было всего два приезжих генеральных директора – вы и Юрий Шишлов. Способна ли команда под вашим руководством добиться такого же результата, как в те времена? (Речь идет об успехе ровно 20-летней давности, когда «Металлург» занял 2-е место в первом дивизионе, но при этом и финансы у клуба были другими, и задачи не похожими на современные. Например, всю основу составляли приезжие футболисты и даже иностранцы из Югославии. Т.е. исходные данные существования клуба кардинально отличались от нынешних, прим. ред.).
Копышов попытался ответить и на этот вопрос, заметив, что свою задачу видит в развитии клуба, повышении посещаемости, работает над тем, чтобы у клуб постепенно слезал с «бюджетной иглы», находил спонсоров и учился зарабатывать сам. Так, по словам генерального директора около 9 процентов своего бюджета в 2017 году клуб уже заработал сам. К слову, годовой бюджет "Металлурга" около 36 миллионов рублей.
Впрочем, некоторые собравшиеся сгоряча заявили, что их волнует исключительно спортивный результат.
- Клуб должен развиваться постепенно. Сначала обязательно появление прочного материального фундамента, чтобы потом делать шаги наверх, - объяснил Копышов, - Этот фундамент не может появиться в один миг. Поэтому я жду терпения и предложений от общественности, болельщиков, вас – журналистов. Мне бы хотелось с вами вместе выработать новые идеи, как скорее поставить «Металлург» на твердую основу. А затем можно думать и о спортивном результате. Пока у меня контракт на год (до апреля 2018 г., прим. ред. ). Если он будет продлен, скажем, еще на два года, то мы станем заметно ближе к спортивной цели.
Сейчас «Металлург» действительно развивается в других обстоятельствах, чем в конце прошлого века. Тогда, в конце 90-х, чуть ли не каждое трансферное окно «Металлург» покупал за немалые деньги футболистов – игроков сборных Латвии, Литвы, приглашал югославов, украинцев, словенца. Сегодня – и это так же реально, как снег за окном – политика клуба и его учредителей совершенно другая. От «Металлурга» требуют не покупать футболистов, а растить, не прыгать в ФНЛ, чтобы через пару-тройку сезонов скатиться вниз и считать убытки, а сначала научиться зарабатывать на свои нужды. Это как с покупкой дорогого авто: «Хочешь «Мерседес»? Сначала заработай или найди источник дохода, который поможет выплатить кредит, а потом уже делай приобретение».
Мы хотели сделать разговор максимально откровенным и прямым, поэтому именно работник клуба спросил о Копышова, как будет реагировать «Металлург», если зимой поступит предложение о продаже того или иного футболиста в команду выше рангом за приличные деньги?
- Мы будем их продавать. Однозначно. Вырученные деньги вкладывать в дальнейшее развитие клуба и футбола Липецкой области.
- А кем же заменим? – донеслось из зала.
- Игроками нашего дубля. У нас есть ребята в «молодежке», готовые выйти на иной уровень – Давид Галстян , Андрей Мохов . Да, возможно, на первых порах им будет тяжело, но мы должны довести их до хорошего уровня, - высказал уверенность Антон Копышов.
В памяти всплывает пример Вениамина Баязова , о котором до нынешнего лета некоторые болельщики даже и не слышали, а сейчас этим воспитанником «Металлурга» многие восхищаются, его признавали лучшим игроком в нескольких матчах, он – один из лидеров команды по нескольким статистическим показателям.
Самый симпатичный участник (точнее – участница) пресс-конференции в ответ заявила, что при таком подходе «Металлург» превратится в инкубатор, и у игроков не будет стимула проявлять себя именно в Липецке.
Копышов ее вежливо поправил, напомнив о том, что именно при таком подходе молодой игрок и будет сильнее всего стремиться прогрессировать.
- Вторая лига должна стать не тем местом, где человек стремиться обеспечить себя материальными благами на всю жизнь, - заметил гендиректор. - Здесь проявлять себя, и второй дивизион может стать трамплином для футболистов для перехода в клубы более высокого уровня – минимум, в ФНЛ. (вспоминается «нетленка» лучшего хоккейного тренера, когда-либо работавшего в Липецке, Виктора Семыкина : «Играть за скромные деньги сейчас, чтобы получить приглашение зарабатывать больше деньги потом в топ-клубах, прим.ред.)
На встрече прозвучал пример «Црвены Звезды» из Белграда, руководители которой в открытую заявляют, что готовы продать любого игрока в разгар сезона – даже основного вратаря, ведущего защитника или капитана команды, если предложение будет превышать 200 тысяч долларов. При этом сербская команда на виду в своей стране, регулярно и небезуспешно участвует в еврокубках.
«Скоро конкурс на новое название дубля «Металлурга». А следом поменяется и содержание
То, что «Металлург» в будущем видит себя именно «инкубатором» по производству футболистов было видно и из ответов генерального директора о судьбе дублирующего состава «Металлурга» и спортивной школы.
Так, Антон Копышов доложил, что будет ставить перед Советом учредителей вопрос о том, чтобы у 15-ти наиболее талантливых игроков в будущем появились стипендии примерно по 10 тысяч рублей, а также игроки получали премии за результаты игр. Тогда у молодых футболистов появится стимул совершенствоваться и приносить результат.
Играть дубль «Металлурга» в будущем хотел бы не на задворках города, а на Центральном стадионе. Плюс, с целью привлечения болельщиков и на матчах дублеров будут работать фан-зоны. Даже название «Металлург-М» может смениться на более оригинальное и, вероятно, в ближайшем будущем нас ждет конкурс на лучшее название, которое может придумать каждый и получить за это приз.
- Поймите, я пришел в клуб только весной, - ответил Копышов на вопрос о том, почему фан-зоны на играх дублеров не появились уже в этом году, - В это время бюджет клуба был уже утвержден и сверстан. Изыскать дополнительные деньги было сложно, тем более, что хватало других неотложных нужд. Но при версте нового бюджета на будущий год мы этот вопрос обязательно включим в повестку дня.
Детских тренеров пошлют учиться
Изменения ждут и спортивную школу «Металлурга». Так, всех тренеров отправят на переобучение – на категории «С» в Воронеж или «Б» - в Москву. Это позволит повысить эффективность работы и в «пирамиде» - клуб, дублирующий состав, спортивная школа - укрепить самое главное «школьное» звено.
Ждут ДЮСШ и кадровые изменения. Так, вместо ежемесячного тестирования, за которые в школу отвечает отдельный сотрудник, планируется использовать приглашенных специалистов, которые, допустим, раз в полгода с помощью новейших компьютерных технологий проверяли бы подготовку и «основы», и «дубля», и всех групп спортивной школы. Это позволит сократить расходы, а высвободившиеся средства направить, например, на переобучение тренеров.
Подробнее о нововведениях в работе школы Антон Копышов согласен рассказать позднее – после того, как Совет учредителей уже в этом году выслушает доклад о работе ДЮСШ «Металлург», вынесет свои предложения, выскажется по поводу предлагаемых изменений. Кроме того, в ближайшее время школу ждет аудит – не столько финансовый (финансовые проверки идут постоянно), сколько по проверке продуктивности работы.
Главный вопрос - посещаемость
Одним из показателей работы клуба Копышов назвал посещаемость матчей. В упрек ему пытались поставить, что по суммарной (т.е. дома и на выезде) посещаемости матчей «Металлург» сейчас занимает последнее место в группе «Центр».
Но инсинуации были отбиты рассуждением, что на стадион «Сокол» больше 561 зрителя все равно не уместишь, поэтому каждый домашний матч способствует нашему временному падению в рейтинге. В прошлом сезоне, к примеру, «Металлург» по тому же показателю занял 3-е место в «Центре», но при этом играл на главном стадионе города, который сейчас закрыт на реконструкцию.
По данным Антона Копышова, средняя посещаемость матчей «Металлурга» в первой части сезона – 404 человека. Это 70 процентов от вместимости небольшой арены. К минусам «Сокола» относятся и его удаленность от центра города, и то, что многие просто не хотят тратить час-полтора на дорогу.
- Нам нужно думать над тем, как показывать хорошую посещаемость, когда запустят наш основной стадион «Металлург», - сказал генеральный директор, - Поэтому мы открыты к любым предложениям и сами тоже вырабатываем идеи.
Копышов поделился планами довести посещаемость игр «Металлурга» за три года до семи тысяч человек. Именно тогда журналисты и пообещали поставить директору памятник.
Средств для достижения этой (так и хочется написать – глобальной) цели он перечислил несколько: и повышение открытости клуба, работу с болельщиками и СМИ, увеличение количества выездных мероприятий (ивентов) до тысячи в год! Появятся в структуре клуба и новые сотрудники. Один из них будет отвечать за взаимодействие с районами Липецкой области (клуб готов организационно помогать болельщикам ездить на футбол в Липецк из отдаленных городов и весей). Еще один за контакт с представителями разных… профессий и общественных объединений. Т.е. человек будет вести работу, скажем, в среде водителей автобусов, поваров, студентов и т.д. Их будут приглашать на футбол, на мероприятия, стараться увлечь «Металлургом». Всего за год он должен провести работу среди 52 групп населения – по одной на каждую неделю года!
Слушать и слышать друг друга
Словом, уже начатых и внесенных в ближайший реестр планов по развитию футбола в Липецке у руководителя «Металлурга» полно. Можно, конечно, присесть на лавку или за экран компьютера, достать «семки» и заплевать окружающий (в первую очередь – этого человека) мир скептицизмом и негативом. Мол, "на нашей выжженной липецкой земле уже больше никогда не родится футбольная трава". А можно клубу помочь – делом, словом или выжидательно-лояльным пожеланием удачи в непростых начинаниях. Так поступят только те, кому по-настоящему дорог «Металлург», и кто его на самом деле любит.
В конце встречи нам показалось, что даже самые воинствующие журналисты немного потеплели к клубу и высказали несколько дельных замечаний по работе, в частности – и пресс-службы. Но ведь мы для этого и собирались, чтобы услышать друг друга.