Портной, гримёр, осветитель - все художники!

Есть в академическом театре драмы имени Л. Толстого люди, которые всегда остаются за кулисами. Они не выходят на сцену после спектакля, чтобы поклониться зрителям, их фотографии не попадают на афиши. Однако без них невозможно создать ни одну постановку! Кто же эти «бойцы невидимого фронта»? Сотрудники производственного и технического отделов. К ним мы и отправились в гости. 


Что такое регилин?


Профессия портного занимает в академическом театре драмы особое место. Ведь именно мастеру иголки и нитки необходимо воплотить в жизнь эскиз костюма. Причём сделать это так, чтобы подчеркнуть характер героя и помочь артисту вжиться в роль. 


Конечно, один человек со столь сложным делом не справится. Поэтому в пошивочном цехе театра трудятся три человека. А руководит процессом Вера Кузьминична Топчий. Тридцать лет назад она переступила порог этого театра и с тех пор создала столько костюмов, что сама сбилась со счёта.


Работа в цехе идёт дружно и слаженно. Ведь портным дают в лучшем случае месяц для того, чтобы создать костюмы. И нередко задания бывают очень сложными...


Например, есть наряды, которые шьют вручную, потому что их необходимо украсить бисером. А есть костюмы-трансформеры, позволяющие актёру переодеться прямо на сцене. В таком случае мастерицы идут на хитрости: вместо настоящей пуговицы пришивают бутафорскую, а края костюма скрепляют липкой лентой.


Знает Вера Кузьминична и как создать шедевр из обычных материалов. Так, расписанная фунтиком марля из зала кажется тонким кружевом. А при пошиве исторических костюмов мастерица использует регилин – тесьму, в которую вплетено несколько рядов толстой лески, придающей ткани жёсткость.


Конечно, без казусов в пошивочном цехе не обходится. Вот недавно прямо перед спектаклем актёр наступил на подол костюма и оторвал кусок ткани! Пришлось срочно зашивать. К счастью, получилось даже лучше, чем задумывалось.


С удовольствием Вера Кузьминична творит наряды для персонажей детских спектаклей. Ей особенно запомнилась работа над постановкой «Серебряное копытце». Костюмы в технике лоскутного шитья потребовали кропотливости и большого терпения. Зато лучшей наградой портным стал восторг юных зрителей. Да и взрослых тоже.


Хозяйка света


Вот уже сорок лет Галина Борисовна Салищева заведует в академическом театре драмы всем, что светится, мигает и переливается. А попала она сюда по воле случая...


Окончив школу, девушка поступила на филологический факультет Липецкого педагогического института (ныне – университета). Однако после первой же практики поняла: выбор профессии оказался неверным. И ушла из института. Узнав об этом, мама временно устроила её в театр, на свободную вакансию осветителя. Девушка должна была поработать здесь до следующих вступительных экзаменов, но... не смогла расстаться с полюбившимся делом! Поэтому продолжила обу­чение в Москве, у Ефима Леонидовича Удлера, художника по свету МХАТ. И поняла, что игра света – это целая наука.


То, каким будет освещение, решают во время репетиций. К каждой постановке пишут партитуру, где, например, подробно указывают, какого цвета должны быть фонари, с какой мощностью гореть, а ещё – в каком направлении.


У осветителя есть специальный пульт, к которому подключена вся аппаратура. Важно вовремя, по реплике, нажать на кнопку, чтобы включить или выключить прибор. Зачастую за один спектакль меняется более ста световых картинок! Они могут быть незаметны для зрителя, но, если их не поменять, всё смешается. В спектакле «В гостях у Метелицы» игра света на ткани изображает падающий снег. А в «Русалочке» показывает, где происходит действие – в море или на суше.


Сегодня Галине Борисовне помогают три художника по свету. Все вместе они приходят за несколько часов до начала спектакля, чтобы подготовить пульт и всё проверить. Поэтому световые казусы никогда не случаются по их вине. А последний раз такое происшествие было лет десять назад.


Тогда во время постановки «Женитьба» в театре отключили свет. Но художники отреагировали с быстротой молнии: сразу включили дежурное освещение, а когда перебои с электричеством наладились, постепенно вошли в партитуру. Так что художник по свету должен не только хорошо владеть техникой, но ещё иметь богатое воображение, быструю реакцию и отлично знать текст каждого спектакля.


Не хотите ли новый нос?


Однажды Светлана Алексеевна Кислицына, гримёр-постижёр театра, наложила артисту грим, убрала густую шевелюру, сделав залысины. А затем увидела его со спины в коридоре и… не узнала! Оно и понятно, ведь Светлана Алексеевна – настоящий мастер. Ей часто приходится иметь дело с накладными париками, усами, бородами. Многое она мастерит сама: вырезает необходимую форму и специальным крючком прикрепляет на сетку каждый волосок. Так что усы она может сделать за час. А парик – за несколько дней.


Куда сложнее сделать портретный грим. Но это же и самое интересное. Светлана Алексеевна чувствует себя настоящей волшебницей, превращая артиста Эмина Мамедова в Александра Сергеевича Пушкина. Правда, времени на такую работу требуется немало – два или даже три часа. Поэтому знайте: воскресным утром, когда вы только-только проснулись, чтобы отправиться на спектакль «Сказка о царе Салтане», Светлана Алексеевна и Эмин Адильевич уже в театре – готовятся вас порадовать.


Каждый образ Светлана Алексеевна обсуждает с режиссёром, художником и артистом. И нередко сама предлагает идеи. Например, побывав на репетиции спектакля «Сокровища капитана Флинта», гримёр-постижёр почувствовала, что пиратам из свиты главного злодея чего-то не хватает. Подумала и предложила сделать им разные носы. Конечно, пришлось потрудиться, но результат оправдал ожидания.


На каждом спектакле Светлана Алексеевна обязательно дежурит за кулисами. Ведь во время постановки нередко нужно поменять причёску, подрисовать артисту синяк. Или даже приклеить усы и бороду, которые отклеились в самый неподходящий момент. 


Светлана Алексеевна сама себе самый большой критик. Но когда она видит восторг артистов и зрителей, понимает: её усилия были ненапрасны. 

"Золотой ключик". Юлия Скопич
 
По теме
27 марта в Липецком драматическом театре на Соколе состоялось традиционное празднование Дня театра.
Фонд «Милосердие» передал липецким медикам высокотехнологичное оборудование - Липецкая ГТРК Лия Мурадьян Помочь с закупкой попросили сами врачи Фото предоставлено пресс-службой Фонда «Милосердие» Благотворительный фонд «Милосердие» помог оснастить липецкую городскую больницу №3 современным медицинским оборудованием.
Липецкая ГТРК
До назначения на должность в больнице нашего округа работала врачом-кардиологом ООО «Пульс» и врачом-терапевтом ГУЗ «Елецкий психоневрологический диспансер».
Газета Звезда
Мужчине грозит до пяти лет лишения свободы Юлия КЛЮЕВА 45-летнего жителя Липецка осудят за поджог макета фотовыставки в парке Победы Фото: Юлия КЛЮЕВА В Липецке будут судить мужчину, который поджег макет фотовыставки.
Комсомольская Правда