Нынешний год – юбилейный для ГТРК «Липецк», нам исполняется 25 лет. И мы продолжаем цикл сюжетов о людях, которые писали первые строки в «Живой истории» нашей телерадиокомпании. Сегодня рубрика посвящена оператору Аркадию Свиридову. Чем отличалось телевидение на стыке тысячелетий, как рождались новые жанры и что было от хард-рока в той работе – смотрите прямо сейчас.
Крошечная гримерка в «Звездном», 92-ой, Примадонна. Без удостоверения журналиста, без аккредитации и без стеснения – они с товарищами записывают интервью с Аллой Пугачевой.
Эта пленка для студента филфака станет пропуском на телевидение. Первые обязанности на ГТРК – телеоператор. И даже сейчас, когда видео каждую секунду множатся гигабайтами – задачи тех лет выглядят запредельными. Например, должен привезти «чистый» материал — сразу в эфир. То есть каждый следующий кадр – должен быть идеальным. Такое снимаешь не дыша. Но именно такая работа оттачивает профессионализм.
Аркадий Свиридов: «Снял 5 минут – кассета пошла из камеры сразу в эфир. Снимали очень монтажно – и получалось! Ни одного лишнего кадра не снято, еще интервью внутри было. Ровно 8 минут, как было сказано, подзвучка сразу шла из студии»
Страна готовилась встречать новое тысячелетие. А они встречали рассветы на работе. «До первых троллейбусов» молодое государственное телевидение нащупывало свою стилистику и форматы. Аркадию Свиридову стало тесно за камерой. Результат режиссерского опыта — тележурнал «Сильву плей». Про него Свиридов объясняет коротко: «Веселили народ – как могли».
«Телевидение – это такое волшебство! Не только новости и доярки – хотелось немножко похулиганить. Поэтому решили сделать вот такую развлекуху для народа. Где были бы анекдоты, где был бы смелый подход, может быть для того времени немного нестандартный»
Анекдоты в эфире травили – от местных политиков до заезжих артистов. В «Сильву-плей» появилась даже детская рок-опера – тогда и сочетание-то «рок-опера» было не слишком известно. Во времена, когда до компьютеров еще годы – команда «выжимала» все, что можно из монтажных пультов. Время куража, когда ходили по лезвию, выбирая темы. Он, например, однажды указал как тему сюжета дорожные знаки, а в эфире зрители увидели конфликт «братков» и милиции. И это проходило у редакторов – и находило отклик у телезрителя.
Про тенор сталевара Андрея Герасимова телевизионщики разузнали и загорелись: ему – на экран. Правдами и неправдами организовали съемки в заводских цехах. Там раздалась ария мистера Х. Тенор потом уехал учиться в консерваторию. В 30 лет. Телевидение ковало судьбы. И героев, и сотрудников. Сейчас Аркадий Свиридов — режиссер и клипмейкер. И никуда в себе не спрячешь эту музыку – тех 10-ти лет в стенах ГТРК «Липецк».
«Если сравнивать с музыкой – то это смесь такая – жесткого рока, попсы и классики – вот этот ритм безбашенности и одновременно дисциплины. И вот этот супер-драйв тех времен, когда все это было интересно. Ну и получалось – работа с командой. Переключались с одного сюжета на другой, Все это очень быстро, динамика – и колхоз нужно снимать, и администраторов, и заниматься передачей»
Это ролик к первому юбилею – ГТРК – 5 лет. Этакое промо образца 90-х. Теперь нам – плюс еще 20. Судить по скачку технологий и телевизионной стилистики – целая жизнь. Но как бы они ни менялись –никуда не девается телевизионный драйв.