Интернет-торговля в интересах фермеров: переход логистики сельского бизнеса на новый уровень, с широким привлечением возможностей сети — задача, которую ставит глава региона Олег Королев. Как сочетать работу на земле и присутствие в интернете – что получилось из идеи использовать возможности виртуального рынка – в Липецком районе увидела наша съемочная группа.
Офис у него везде, где есть интернет. Но базу фермерской продукции только «в цифре» не создашь. И Олег Баранов объезжает подворья, приглашая в сеть. Он управляет порталом сельхозпродукции. Где фермеры встречаются с заказчиками.
Олег Баранов, организатор портала сельскохозяйственной продукции: «Да некогда им в интернете самим сидеть. Не-ког-да. В лучшем случае в соцсети вечерком зайдут. А так – работа, работа, работа. Сельская работа – она же очень много времени занимает».
Из тех, кому некогда: фермеры в Крутых Хуторах, супруги Двирник. Держат 46 коров. Молоко, масло – кто попробовал, потом охотятся. Есть точка в Липецке, но клиенты едут и сами. У фермеров еще питомник. Невероятное количество роз. И Олег Баранов снимает их не на память: выложит фото на сайт. Вместе с другой продукцией. При этом обеспечат не только виртуальную встречу сторон сделки – и доставку возьмут на себя.
Игорь Двирник, фермер: «Мы видим, последние год-два-три появляется все больше покупателей, которые нашли нас в интернете. Сотрудничество с интернет-порталами очень важно сейчас. И его надо развивать всеми возможными способами»
Фермеры видят в партнерстве с сайтом выход на новых покупателей. Например, молодежь, которая все ищет в смартфонах. Клиент портала Владимир Ушаков делится: примерно восьмую часть продукции – кормов и птицы – сбывает в сети. Один из покупателей даже был прямо рядом – но встретились в интернете.
Владимир Ушаков : «Эта площадка работает. И перспективы, я думаю, все-таки хорошие есть. Потому что все-таки так не намотаешься – и транспорт, и все. А интернет – быстро и удобно»
Однако пока работа сайта поддерживается силами одной семьи Барановых. Раскручивать, оптимизировать, создать удобную навигацию – немаленькие деньги.
Олег Баранов, организатор портала сельскохозяйственной продукции: «Интернет-рынок – вообще это понятие надо просто определить, что он существует. И поддерживать тоже надо. Потому что – ну затратное это дело. Особенно на начальном этапе, пока раскручиваемся. Потом, конечно, отдача будет. И хорошая – для всех. И в первую очередь для сельских производителей, для мелких»
Вопрос сбыта бывает сложнее самого производства – часто говорят фермеры. И интернет-торговля должна шире прийти им на помощь. Этот сигнал прозвучал от руководства региона. И такие кооператорские интернет-инициативы обеспечат к себе, похоже, повышенное внимание.
Александр Лазарев, заместитель начальника отдела управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области: «Совместно с представителями данного кооператива будет проработана структура сложившихся затрат при реализации данного проекта. И также внесены наши предложения по оказанию государственной поддержки для эффективной работы данной интернет-площадки»
А пока, чтобы раскручивать свой интернет-рынок, Олег Баранов крутит руль. Постепенно оцифровывая предложение фермерской продукции. В идеале для оптового сегмента могла бы сложиться биржа. Но начинается все с маленьких шагов.