Как важно быть серьёзным

Как важно быть серьёзным
Фото: itogi.lpgzt.ru
Новый сезон театр открывает постановкой «Как важно быть Эрнестом» по Оскару Уайльду. Правда, пьеса неординарного английского драматурга называется несколько иначе – «Как важно быть серьёзным». Но Бобровский решил поиграть словами, так сказать, покаламбурить, ведь earnest в переводе с английского означает «серьёзный». А два главных героя пьесы как раз и представляются некоторое время Эрнестами.



– Сергей Александрович, почему вам так важно быть серьёзным?


– Во-первых, потому что это Уайльд. Я давно хотел поставить его, восхищаюсь словом этого драматурга и дорожу его интонацией. При этом тексты Уайльда помогают наслаждаться жизнью, как это умел делать сам автор. Я согласен со многими режиссёрами и литературоведами: «Как важно быть серьёзным» – лучшая пьеса Уайльда. Она, конечно, рассказывает о многих важных вещах, но делает это непринуждённо – во время чтения тебя не покидает атмосфера праздника. А мне очень хотелось увести зрителя от нынешних волнений и разочарований, от трудностей в мир прекрасного. И это вторая причина, заставившая меня взяться за работу великого англичанина.


Моё глубокое убеждение: театр не должен становиться телевизором и транслировать сюжеты на злобу дня. Когда людям непросто живётся, нужна литература и искусство, дающие кислород, рассказывающие и показывающие жизнь не как испытание, а как праздник. Вот и нам захотелось легко и непринуждённо, в комедийном формате поведать о вечном. При этом известно, что сам Уайльд – «гений, парадоксов друг», обладал блестящим остроумием…



– И непростой судьбой…


– Сам о себе говорил, что в творчестве он талантливый, а в жизни – гениальный... Он исследовал собственную душу, и в этих поисках забредал в самые тёмные её закоулки. И имел смелость показывать их людям. Мы же в спектакле решили не акцентировать внимание на отрицательных сторонах личности, а рассказать о главных ценностях – о чувствах, о поиске гармонии. Уайльд в своей пьесе утверждает, что человек не весь на поверхности, мы показываем обществу лишь верхушку себя, а большую часть умело скрываем. Он же мастерски демонстрировал и препарировал человеческую изнанку.



– Вы вслед за Уайльдом рассуждаете, как важно быть серьёзным. А вот герой другого драматурга – Григория Горина – барон Мюнхгаузен утверждал, что все глупости на земле совершаются именно с серьёзным выражением лица. Кстати, именно барон (или автор, а ведь ещё Лев Николаевич Толстой говорил, что не всегда он сочиняет сюжет, иногда его герои сами выстраивают свою линию жизни) «подарил» своему городу лишний день весны – тридцать второе мая. Астрономы уже сейчас говорят, что через несколько лет в календарях действительно появится новый день. Так что в литературном королевстве на самом деле всё серьёзно.


– Мюнхгаузен помогает нам выходить за рамки дозволенного, жить в мире фантазии и не тонуть в рутине обыденности. Мы ведь не всегда есть то, чем хотим казаться. Вот потому театру и не нужно становиться новостной лентой, ему надо давать возможность людям дышать полной грудью. При этом театру свойственно откликаться на всё, что происходит вокруг, но делает он это на своём языке, по-своему формулирует отношение к происходящему. Наш театр носит имя Льва Николаевича Толстого, мы должны транслировать публике вечные ценности, поднимать зрителя над обыденностью, приобщать к большому миру культуры, в котором Уайльд занимает далеко не последнее место.



– Сергей Александрович, раз уж у нас пошёл такой серьёзный разговор… Самой обсуждаемой темой года стала личная жизнь последнего российского императора в киноизложении Алексея Учителя. При этом сам фильм мало кто видел, но общество уже расколото. Получается, сегодня нужно быть очень серьёзным, выбирая идею для произведения искусства, думать над тем, что говоришь с экрана телевизора, со сцены. Как вам кажется, наступило время, когда к людям искусства снова стали прислушиваться, или здесь включён другой механизм?


– Я картину не видел и о её культурной ценности судить не могу. Хотя тема режиссёром вынесена на обсуждение неоднозначная. Мне понятно беспокойство людей, ведь речь идёт о жизни святого царя… При этом я думаю, что ни в какой другой стране мира тему, расшатывающую устои общества, не разрешили бы к большому публичному показу. А у нас это возможно. Заметьте, что о самом фильме рассуждают мало, больше – о сюжетной линии. Голос искусства – это художественный образ. Если художник этим голосом касается струн человеческой души, если произведение облагораживает зрителя, воспитывает его, заставляет задуматься, тогда есть о чём говорить. По моему мнению, скандал вокруг «Матильды» к искусству относится мало, здесь больше политики. Время пройдёт, страсти остынут. Всё забудется. А вот голос классиков звучит сквозь время.



– Поэтому вторая ваша премьера – «Правда – хорошо, а счастье лучше» корифея российской драматургии Александра Николаевича Островского?


– Идею предложил нам известный режиссёр Пётр Орлов. Его хорошо знают липчане – он дважды получал призы на «Липецких театральных встречах». Кстати, в прошлом году спектакль Владимирского театра, который Орлов возглавляет, – «Гамлет» по Шекспиру – был признан лучшим. И здесь опять разговор о людях, о страстях, о чувствах. О тех же вечных ценностях, борьбе добра и зла премьера уже всероссийского масштаба – «Георгий Победоносец». Постановщик опять-таки хорошо знаком нашей публике – режиссёр, актриса Елена Оленина. Это эксклюзив. Пьеса современного драматурга Константина Скворцова будет впервые сыграна в России на сцене Липецкого академического театра. Министерство культуры Российской Федерации выделило Елене на воплощение замысла миллион рублей как победителю всероссийского конкурса по поддержке современной драматургии.



– Театр открыл девяносто седьмой сезон, вы – десятый. Наш журнал также десятый год работает на медиарынке. Своё первое интервью в должности главного режиссёра-постановщика Липецкого академического театра драмы вы дали именно нашему изданию. Думаю, у вас нет секретов от друзей – поделитесь, что год грядущий нам готовит?


– С удовольствием. С десятого по семнадцатое октября пройдут традиционные «Липецкие театральные встречи». На нашей сцене выступят коллективы и артисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Тамбова, Владимира, Белоруссии, Германии, Сербии. Осенью мы задумали впервые провести камерный фестиваль, посвящённый памяти Владимира Михайловича Пахомова (режиссёра не стало десять лет назад – 17 ноября 2007 года. – Прим. ред. ). Его название – «Лица друзей» – отражает и его идею: к нам приедут коллеги Владимира Михайловича, кому удалось поработать или пообщаться с мастером, чеховскую «Чайку» покажет театр из Сыктывкара… В этом году наш театр отправляется в трёхдневные гастроли в Орёл, покажем мы свои спектакли и в Тамбове. А липецкие зрители увидят постановки коллег из Луганска. 


С началом нового сезона в театре появилась и новая сцена – виртуальная. Это такая площадка, на которой талантливые липчане могут реализовать свой творческий потенциал. Для этого в соцсетях или на сайте театра нужно разместить свои идеи, если они нам глянутся, мы привлечём авторов к работе. Думаю, что лучшие задумки покажем на традиционном «Параде премьер» уже на закрытии сезона.



– А вы неужели ограничитесь только одной работой?


– Нет. На днях приступаю к репетициям новогодней сказки. Делаю я это крайне редко, но, как говорится, метко. Нынешняя будет всего лишь четвёртая. Каждую сказку я посвящаю своим детям, а у меня четыре дочки. Младшей Аглае недавно исполнилось два годика, вот я и сделаю ей подарок. Получается, что ставлю я сказки адресно. И отношусь к этому с трепетом, потому что сказки – это дело, опять же, серьёзное. Уж больно адресат непростой – дети. Впервые к сказочной тематике я прикоснулся в Новосибирске, тогда девочек у меня ещё не было. И это, скажу я вам, оказалось испытанием! Я понял, что мне нужно кардинально развернуть своё сознание. В сущности, я родился не ребёнком и детский мир в себе не чувствовал, наблюдал за ним со стороны. Дети мне непонятны до сих пор. 


– Даже после четырёх удачных попыток?


– А теперь ещё больше, чем раньше. Можно только удивляться и всё. Для меня каждый человек – взрослый или ребёнок – отдельная планета со своей атмосферой, ядром, населением. Я понимаю, что гармоничные соединения людей очень редки. И это в большей степени иллюзия, настолько мы все разные. А ведь дети – это ещё даже и не планеты, а некое газовое скопление, с годами они уплотнятся, сформируются, обретут нужные цвета и размеры. И не станут менее удивительными. Я знаю только одну вещь: ставить сказку нужно так, чтобы было интересно и взрослым, и детям, чтобы им всем было над чем посмеяться и погрустить. Это должна быть семейная история, которую родители с ребятнёй потом дома смогут обсудить. 


– То есть опять же мы возвращаемся к началу разговора – как важно быть серьёзным.


– Мы в театре вообще занимаемся серьёзным делом, несмотря на то, что некоторые считают, будто мы здесь дурака валяем. Театр обладает исцеляющей силой. Я, например, лечусь литературой. Помните, Пушкин в пьесе «Моцарт и Сальери» говорит: «Как мысли чёрные к тебе придут, откупори шампанского бутылку иль перечти «Женитьбу Фигаро». Я в минуты грусти читаю самого Александра Сергеевича, особенно его «Евгения Онегина», которого знаю наизусть. 



– Спасибо, Сергей Александрович, за беседу. У нас ещё будут поводы для того, чтобы её продолжить. Удачного года! 

"ЛГ:итоги недели". Евгения Ионова

Ещё новости о событии:

Липецкий государственный академический театр драмы имени Льва Николаевича Толстого открыл 97-й творческий сезон.
19:30 25.09.2017 LipetskMedia.Ru - Липецк
В Липецком драматическом театре дали старт новому сезону. Он стал 97-м по счету.
19:22 25.09.2017 Липецкое время - Липецк
На премьере спектакля «Как важно быть Эрнестом» был аншлаг. Оскара Уайльда на сцене театра Толстого режиссер Сергей Бобровский мечтал поставить уже давно.
18:25 25.09.2017 Мост ТВ - Липецк
Липецкий государственный академический театр драмы им. Л.Н. Толстого в конце прошлой недели открыл 97-й театральный сезон.
11:41 25.09.2017 МедиаЛипецк - Липецк
Как важно быть серьёзным - Липецкая газета
Новый сезон театр открывает постановкой «Как важно быть Эрнестом» по Оскару Уайльду.
09:55 25.09.2017 Липецкая газета - Липецк
 
По теме
НЕЗАМУЖНЯЯ ЖЕНЩИНА              Искрометная пьеса драматурга Льва Корсунского для театра, в которой рассказана история из жизни современных женщин.
WhatsApp Image 2024-03-18 at 15.15.02.jpeg+2024-03-18-15.23.01.jpg - Gorod48.ru Трагедия случилась на улице Опытной. Сегодня днем в микрорайоне «Звездный» произошла трагедия: 40-летний мужчина упал с восьмого этажа дома №18 по улице Опытной и погиб.
Gorod48.ru
ВИЧ – инфекция. Профилактика ВИЧ - Знамя Октября По данным Всемирной организации здравоохранения от Вируса Иммунодефицита Человека (ВИЧ) ежегодно умирает до 1-1,7 миллиона человек во всем мире.
Знамя Октября
КОРЬ – это острое вирусное инфекционное заболевание, которое проявляется высокой температурой тела до 39 градусов, общим тяжелым состоянием, воспалением верхних дыхательных путей, слизистой оболочки глаз,
Газета В краю родном
Сахарный диабет, являясь самым распространенным неинфек­ционным заболеванием в мире, пред­ставляет одну из глобальных про­блем для мирового здравоохранения.
Газета В краю родном