Коляда, коляда, открывай ворота!

Празднество Рождества Христова с древности богато на обычаи. К ним относятся и строгий пост до первой звезды в Сочельник, и зажжение свечи на подоконнике в ночь на 7 января, в знак того, что Пресвятая Дева Мария и праведный Иосиф могут в этом доме найти пристанище, и, конечно, колядки, восходящие к старинным, еще дохристианским обрядам.


Как правило, у колядок нет авторов, но они великолепны по своему смысловому строю, искренности и радостной доброте.


— Так, в Липецкой области, сравнительно молодой по возрасту, переплетены народные традиции из близлежащих регионов, — рассказывает заведующая сектором по фольклору отдела традиций народной культуры областного Центра культуры, народного творчества и кино Ирина Захарова. — Ряженые одеваются в одежду наизнанку, мажут углем лица и водят за собой «козу», роль которой, как правило, достается молодому парню. На него надевают тулуп наизнанку, привязывают к нему хвост из веревки и рога из костей животных. Почему именно козу? Считается, что именно это животное приносит удачу в дом. Группа ряженых весело вваливается в дом или тихо стучится в дверь или окошко и поет: «Коляда, маляда, накануне Рождества принесла коляда, принесла пирога! А дай Бог тому, кто в этом дому, чтобы рожь густа, рожь ужиниста. Наделил бы вас Господь и житьем, и бытьем, и богатством».


Затем следует пауза, а дальше кто-то из колядующих обращается к хозяину с такими словами: «А мы не сами идем, мы козу ведем, а где наша коза ходит, там жито родит. А где коза ногою, там жито копою (от слова «копна»). Где коза хвостом, там жито кустом, а где коза рогом, там жито стогом». В это время «коза» рогами слегка бодает хозяина, топает ногой.


— Именно такие напевы традиционны для сел Липецкого и Добровского районов, — уточняет Ирина Захарова. — В XIX веке в нашей области столь же популярна была частушечная форма. Пока «коза» плясала, пели именно нескладные частушки.


После танца «коза» падала и замирала у ног хозяев. Те, как правило, удивлялись, а коляда продолжала:


— Коза наша постилась, подкормить бы ее. И немного ей надо: решето овса, поверх колбаса, до трех кусков сала, чтоб коза наша встала.


И тут наступал кульминационный момент — пожертвование хозяев дома колядующим. Дальше следовали присказки, призывающие людей быть щедрыми: «Не дашь пирога — мы корову за рога. Не дашь пышку — мы свинью за лодыжку». Потом ряженые благодарили хозяев и шли к следующему дому.


К сожалению, в наше время колядующие не понимают смысла этого старинного обряда, не знают припевок, и все сводится к простому вымоганию денег.


— В селе Волчье Добровского района у действующего фольклорно-этнографического коллектива «Птахи», состоящего из местных бабушек, в прошлом году появились юные последователи — детский коллектив «Спутник». Старшее поколение учит подростков грамотным колядкам и другим истинно народным фольклорным традициям, передает свои знания, — говорит Ирина Захарова.

"Липецкая газета".
Специалисты из Воронежа провели прием юных липчан - Управление здравоохранения 28 марта 2024 года на базе поликлиники ГУЗ «Областная детская больница» был организован консультативный прием специалистами клинических кафедр Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н.
Управление здравоохранения
Фонд «Милосердие» передал липецким медикам высокотехнологичное оборудование - Липецкая ГТРК Лия Мурадьян Помочь с закупкой попросили сами врачи Фото предоставлено пресс-службой Фонда «Милосердие» Благотворительный фонд «Милосердие» помог оснастить липецкую городскую больницу №3 современным медицинским оборудованием.
Липецкая ГТРК
Литературный час «Русской песни запевала» - Межпоселенческая библиотека Сегодня редко найдёшь человека, который бы не слышал, а может и сам не распевал бы в компании «В городском саду играет духовой оркестр», «Три года ты мне снилась», «Потому, потому, что мы пилоты», «На крылечке твоём», «Хвастать,
Межпоселенческая библиотека