Соцсети в последнее время пестрят сообщениями липчан, которые сами или их родственники стали вынужденными клиентами разного рода медицинских центров. Суть жалоб одна – заманили обещанием, к примеру, бесплатной диагностики, а потом стали настойчиво предлагать купить некие препараты на полный курс лечения. Ну а поскольку стоимость препаратов заоблачная – назывались суммы и в 100 тысяч, и в 125 тысяч рублей, клиента убеждали оформить кредит.
Интересно, что среди клиентов подавляющее большинство – пенсионеры. И действуют представители медцентров практически по одной схеме: пожилым людям звонят на мобильный телефон, причем не один раз, настойчиво приглашая совершенно бесплатно посетить «медицинский центр», где «только сегодня и только для вас» - далее уже в зависимости от услуг учреждения.
Два часа сеанса
Екатерина М. рассказала LipetskMedia, что однажды ее тете начали звонить из центра «Территория здоровья». «Они звонили много раз и приглашали на эту компьютерную диагностику, она все время отказывалась, но, в последний раз, когда они позвонили - согласилась, потому что звонки ей надоели. Было легче согласиться, чем отказаться. Пришла к ним, ей провели обследование, сделали косметические процедуры для лица и тела, парафинотерапию рук». Через два часа после сеанса и настойчивых предложений приобрести какие-то услуги тетя Екатерины ушла домой. «А дома ей сразу стало плохо: у неё покраснели руки и лицо, поднялась высокая температура, повысилось давление, и ее увезли в больницу, где она пролежала две недели», - рассказывает Екатерина.
На сайте медцентра действительно есть небольшой баннер в разделе акций о бесплатной диагностике всего организма. В подарок. Есть и положенные по закону перечень услуг, копии лицензий и прочих подтверждающих деятельность центра документов.
Что же на самом деле? Многочисленные клиенты, попавшие туда по приглашению по телефону, рассказывают, что на самом деле стоимость «бесплатной диагностики» - 7000 рублей, но узнаешь об этом уже после прохождения процедур. Но и это еще не все. Милые, улыбчивые сотрудники устраивают долгую и утомительную экскурсию по центру, показывая разные кабинеты, дорогостоящее и современное оборудование, которого «нет больше ни в одном медицинском центре». А потом предлагают взять кредит на 70000 рублей, который позволит пройти в этом медицинском центре «необходимое лечение». Убеждают долго, навязчиво.
Мать – направо, дочь - налево
В «Центр здоровья» 64-летняя липчанка Валентина пришла сама, увидев рекламу опять же о бесплатной диагностике варикоза на всплывающем баннере в «Одноклассниках».
– Я заполнила форму, написала свои данные и телефон, - говорит Валентина, - и забыла. А они перезвонили в этот же день и предложили как можно скорее записаться, так как «мест осталось мало».
Пожилая женщина решила позвать с собой и дочь, чтобы воспользоваться предложением вместе. Что было дальше, рассказала Алина:
«Мы положили руки и стопы на металлические листы, а левый указательный палец защепили чем-то вроде прищепки. Нас попросили 2 минуты не двигаться и не разговаривать. Компьютер показал биологический возраст, состояние организма, какие позвонки не в порядке, как распределена внутриклеточная и внешнеклеточная вода, в какой ноге вены не в порядке. Компьютер вывел рекомендации по питанию, нам показали, как распределяется жир, вода и мышцы в наших организмах, поназадавали кучу вопросов и установили стадии варикоза».
А дальше все по схеме. Сотрудники убеждали мать и дочь в том, что им просто жизненно необходимо приобрести специальный наколенник и пояс, который поможет вылечить варикоз без таблеток и операций. Стоимость набора – 125 000 рублей. Денег нет? Не проблема - можно оформить рассрочку на 2 года.
В ход пошли даже полицейские методы. Мать и дочь развели по разным кабинетам, вещи попросили оставить в третьем, вместе с мобильными телефонами. И, как утверждает Алина, маме сказали, что дочь согласна, и та уже начала подписывать документы на оформление рассрочки.
- Нам еле удалось уйти из «Центра здоровья» под предлогом подумать дома и прийти снова после выходных, - говорит Валентина.
Никаких бумаг с результатами обследования женщинам не дали. Обещали сделать это после оформления рассрочки на 125000 рублей.
100 тысяч и все в ажуре
Бабушке липчанки Валерии повезло меньше. В том же «Центре здоровья» она все-таки подписала договор на сумму более ста тысяч рублей.
Валерия рассказывает, что ее семидесятилетняя бабушка пошла в этот центр бесплатно проверить сосуды. Сотрудники центра определили, что с позвоночником и сердцем «все очень плохо». Перед тем, как провести «исследование», они спросили о жалобах на здоровье, у каких врачей на учете бабушка стоит. Получив всю информацию, женщине предложили пройти курс лечения в этом центре. За 100 тысяч рублей – это уже со скидкой ей, как пенсионерке. Отказавшуюся было от уникального по своей дешевизне предложения бабушку «добили» предложением оформить рассрочку на два года.
Бумаги пенсионерка подписала, не читая – забыла дома очки. Поверила на слово хорошим людям из медцентра, которые сказали, что это договор, по которому она будет получать услуги центра. Ей принесли чемоданчик, в котором находились 4 бутылочки средства для похудения, в подарок. Сотрудница открыла один из них, объяснила, как пользоваться.
Уже дома выяснилось, что подписала женщина договор на куплю-продажи медицинских изделий, то есть этого самого чемоданчика для похудения. И заодно оформила кредит на два года.
В «Центр здоровья» Алена и ее бабушка вернулись сразу на следующий день. Они требовали расторгнуть договор на том основании, что пожилую женщину ввели в заблуждение. Их даже принял руководитель центра. Естественно, закон на стороне центра – бабушка поставила подпись на бумагах добровольно. Кроме того, по закону медицинские изделия не подлежат обмену и возврату. Впрочем, директор был готов пойти на встречу и аннулировать кредитный договор, если бабушка заплатит за препарат, который вскрыт. Стоил он 43900 рублей. То, что вскрыла бутылочку сотрудница центра, в расчет не бралось.
Карл у Клары украл кораллы
В «Коралловом клубе» предлагают уникальное исследование крови на специальном темнопольном микроскопе.
- По одной лишь капле крови, которую врач берет в заляпанных чем-то похожим на йод, не одноразовых перчатках, - рассказывает Анастасия, - можно увидеть всех паразитов, которыми заражен человек. У меня нашли и лямблии, и аскариды, и что-то еще. Все это «требовало срочного лечения». И именно у них оно было. Какая-то программа очищения «Коло-вада», коралловая вода, разные батончики и пилюли. Стоимость одного курса – от 15000 рублей. Я согласилась и купила. Но дома почему-то меня одолели сомнения, и я решила пересдать анализы на наличие паразитов в другой лаборатории. Они показали, что у меня ничего нет. Зря только деньги «выкинула». Но они там в этом «Коралловом клубе» были настолько убедительны, что я даже не помню, как согласилась.
На фоне этого деятельность «Дома здоровья» кажется практически безобидной. Сотрудники этой организации по телефонам приглашают жителей города, в основном пенсионного возраста, на бесплатный массаж. Он проводится на специальных массажерах, которые в широком ассортименте представлены в зале организации. После нескольких бесплатных сеансов, которые мало кому могут не понравиться, сотрудники предлагают массажеры купить. И все бы ничего, но цены на них, что проверяется простым поиском в интернете, в 3-4 раза выше, чем, к примеру, на популярном сайте Алиэкспресс. Так, в «Доме здоровья» массажер для ног предлагается купить за 35000 рублей, а на Алиэкспресс он стоит около 4200 рублей. Купить их также предлагают в рассрочку и «только сегодня действует скидка».
Мышеловка захлопнулась
С юридической точки зрения ни одна из этих организаций не нарушила закона, пояснили LipetslMedia в консультационном Центре защиты прав потребителей при Роспотребнадзоре. Интересно, что жалоб от обманутых клиентов медицинских центров не поступало ни в сам Роспотребнадзор, ни в региональный Росздравнадзор.
Медцентры имеют право выставлять любую цену на свои товары и услуги, предлагать приобрести их в кредит ли рассрочку, приглашать на бесплатные консультации. Это не наказуемо. И после того, как договор подписан, вернуть деньги практически невозможно. Как пояснили в Центре защиты прав потребителей, если дееспособный гражданин по собственной воле подписал документы – это не считается обманом или принуждением. Можно попробовать найти другие основания для расторжения договора, в этом помогают эксперты, которые подробно изучают договор, предложенные услуги или товары.
В этом случае остается только внимательно думать самим и предупреждать своих пожилых родственников, которые отдают серьезные суммы за ненужные им препараты и добавки.
Отдельный вопрос, откуда в медцентрах базы мобильных телефонов липчан с полными данными об имени, отчестве, фамилии и дате рождения. В некоторых медцентрах утверждают, что такие данные им предоставляют поликлиники, с которыми у них заключены договоры о сотрудничестве. Что вызывает сомнения - неужели госучреждения нарушаеют закон о защите персональных данных…