Этот курс стал нашим, липецким, ответом на рекомендации Минтруда РФ – популяризировать государственную службу, поддерживать её престиж, открытость среди молодёжи и стимулировать мотивацию самих госслужащих к повышению профессионализма и компетентности.
О формах подготовки современных управленцев в регионе и о сути образовательного интенсива «Итоги недели» беседуют с заместителем главы администрации Липецкой области Александром Никоновым.
– Александр Николаевич, данные социологических исследований, опросы, анализ конкурсов в вузы, готовящих управленцев, подтверждают устойчивый интерес молодых людей к госслужбе. По вашему мнению, что привлекает их в «высокие» кабинеты?
– Действительно, сегодня престиж государственной и муниципальной служб повысился. Но, поверьте, так было не всегда. В начале девяностых авторитет управленца колебался на отрицательных отметках, и только к нулевым ситуация стала выправляться, а конкурсы в вузы на специальность «Государственное и муниципальное управление» – расти. Сейчас вообще всё по-другому. Изменения произошли на ментальном уровне – молодёжь относится к госслужбе, как к уникальному шансу активно участвовать в жизни региона, района, города, в подготовке предложений и документов, которые могут разрешить давно назревшие проблемы или изменить привычные стереотипы, помочь многим людям улучшить жизнь. И это дорогого стоит. Госслужба – хорошая школа, и приобретённый здесь практический опыт всегда полезен любому специалисту.
– Так какой же он, наш «Вектор развития»? В каком направлении будем двигаться и к чему стремиться?
– Хотим найти и поддержать наиболее перспективных и талантливых молодых госслужащих, помочь им самореализоваться, повысить уровень личностных и профессиональных компетенций. Это крайне важно для имиджа и авторитета управленца. Знающий, образованный, коммуникабельный человек вызывает уважение и у тех, кто обращается к нему за помощью, и у коллег, в команде с которыми приходится решать сложные и ответственные задачи.
– Вопрос по форме… Для обучения госслужащих в регионе используется креативный формат? Что вкладывается в это понятие?
– Мы делаем ставку на развитие творческих способностей человека, чтобы он мог генерировать принципиально новые идеи для решения застаревших проблем или наоборот абсолютно новых. Вы, скорее всего, знаете, что говорят психологи: креативность свойственна всем людям, мы такими рождаемся. Но под воздействием системы воспитания, образования и социальной практики многие из нас теряют эту способность. К сожалению. Так вот, обучая госслужащих, мы пытаемся вернуть им ясный взгляд на мир, на жизнь, на отношения людей, закрепляем в профессиональном сознании управленцев установки на поиск инноваций, учим анализировать проблемы и быстро искать решения для их устранения.
В проекте «Вектор развития» будут участвовать известные эксперты и авторитетные управленцы. Формы учёбы разные – от тренингов личностного роста до компьютерных симуляторов и квест-технологий. А на форсайт-сессии – ей завершается образовательный интенсив – участники курса сформулируют ключевые тренды современного развития региона, которые повлияют на трансформацию статуса госслужащего в будущем.
Для обучения в «Векторе развития» выбраны самые актуальные на сегодняшний день темы.
– Например?
– Инвестиционное развитие области. В этом году, кстати, стартовал цикл квестов по проектному управлению и инвестиционному развитию региона. Сейчас готовим образовательную программу для госслужащих на тему: «Цифровизации государственного управления». А к 65-летию Липецкой области запустили тренинг по краеведению. Управленцу важно знать историю той земли, на благо которой он работает, это, безусловно, повышает результативность его деятельности.
Липецкие образовательные технологии были отмечены на Всероссийском конкурсе «Лучшие кадровые практики в системе государственного и муниципального управления» в Министерстве труда и социальной защиты РФ и рекомендованы для тиражирования в других российских регионах. Надеемся, и в этом году наша работа получит высокую оценку.
– Вот уже второй год в обучении госслужащих Липецкой области используется компьютерный симулятор. Есть эффект?
– В 2017 году Московская школа управления «СКОЛКОВО» с помощью компьютерного симулятора «Региональное развитие» учила наших руководителей исполнительных органов государственной власти. Госслужащие за короткий срок, не выходя из аудиторий, получили максимально возможный опыт для анализа и прогнозирования, командного взаимодействия и принятия управленческих решений.
Опыт обучения на компьютерном симуляторе пригодился нашей сборной и в образовательной программе «Управленческое мастерство: развитие региональных команд». Мы заняли первое место.
В этом году мы пошли ещё дальше – применяем симуляторы в ряде курсов повышения квалификации всех категорий государственных гражданских служащих, чтобы они лучше усваивали образовательные программы и приобретали полезные практические навыки для работы. Регулярный мониторинг качества обучения и уровня удовлетворенности участников таких образовательных мероприятий показывает высокие результаты усвоения знаний.
«Комплексная система электронного обучения» позволила организовать непрерывное самостоятельное профессиональное развитие государственных служащих области без отрыва от рабочего места с возможностью постоянно повышать свои компетенции. Она оказалась весьма востребованной. Управленцы оценили удобство и доступность получения знаний «здесь и сейчас».
– А кто участвует в программе «Вектор развития»?
– Молодые, перспективные и талантливые управленцы, прошедшие систему психологического и интеллектуального отбора, рекомендованные руководителями структур администрации области, исполнительных органов государственной власти. Также к участию приглашены выпускники липецких вузов, получившие специальность «Государственное и муниципальное управление» и победившие в интеллектуальных конкурсах.
Кроме того, огромный интерес к «Вектору развития» проявили коллеги из других регионов России, так что и список, и география участников образовательного интенсива весьма обширны. Приедут к нам и представители кадровых служб регионов, которые будут изучать опыт Липецкой области по организации профессионального развития госслужащих.
– Минтруд планирует, что каждый пятый принятый на работу служащий попадёт в чиновники сразу со студенческой скамьи. Какие интересные формы работы с вузовской молодёжью есть в Липецкой области?
– Мы ведём системную кадровую работу, ищем потенциальных кандидатов для управленческого резерва. Выпускники вузов, особенно те, кто получил образование по специальности «Государственное и муниципальное управление», – в сфере нашего внимания. В нынешнем году, выполняя мероприятия «Комплексного плана реализации кадровой стратегии администрации Липецкой области и исполнительных органов государственной власти Липецкой области на 2017-2018 годы», разработан и осуществлён специальный молодёжный проект по привлечению талантливых, целеустремленных и патриотичных выпускников вузов.
– Что это за проект?
– По сути, это профориентационная программа, в которой учтены интересы развития кадрового потенциала органов государственной власти Липецкой области. Она рассчитана на студентов четвёртых-пятых курсов вузов, заинтересованных в образовании, развитии профессиональных компетенций и расширении карьерных возможностей в сфере государственного и муниципального управления.
Идея возникла в начале года, а уже к июлю мы изучали интересные глубокие работы будущих управленцев. В конкурсе участвовали 210 студентов ведущих вузов региона. Лучших взяли на заметку, они попадут в молодёжный резерв Липецкой области, а в случае успешного прохождения конкурсных процедур – приглашены на госслужбу.
Сорок шесть студентов награждены дипломами лауреатов и приглашены на преддипломную практику в органы власти региона. Авторы пяти эссе на тему «Государственная служба: перспективы моей профессиональной карьеры» признаны абсолютными победителями.
В рамках проекта в администрации области будут проведены дни открытых дверей. Сотрудники регионального управления государственной службы и кадровой работы расскажут о своих трудовых буднях, порядке поступления на госслужбу, об особенностях конкурсов на замещение государственных должностей и о формировании молодежного резерва. Студенты пройдут пробное тестирование, чтобы в полной мере почувствовать себя участниками конкурсного отбора.
– Александр Николаевич, как управленец с огромным опытом работы, скажите, каким должен быть современный госслужащий?
– Во все времена государственный служащий, прежде всего, заинтересован в продвижении государственных и национальных интересов. Он должен быть морально ответственным человеком, обладать крепкими профессиональными знаниями и уметь применять их на практике. Честность, добросовестность, коммуникабельность, активная жизненная позиция – вот то, без чего нельзя вступать на поприще госслужбы. В современных условиях, управленцу необходимы мобильность и стрессоустойчивость. Он должен уметь учиться, постоянно и непрерывно приобретать новые знания. Каждому человеку, находящемуся на госслужбе, важно осознать всю значимость своей работы и быть патриотом. А в дополнение к этим и другим компетенциям требуется искреннее желание служить своей стране и своему народу.
"ЛГ:итоги недели". Ирина Кобзева