Люди и демоны

Не только поэтам, но и читателям поэтов приходится ворочать «единого слова ради сотни тонн словесной руды». Если авторы, сочиняющие стихи и прозу, сами не нашли крупинок драгметалла, тогда и преодолеваешь пустую породу многостраничных текстов, рифмованных банальностей и миниатюр ни о чем в надежде все-таки отыскать что-нибудь стоящее. Таким тягостным процессом чаще всего становится для рецензента чтение подряд, без пропусков толстого литературного журнала.


Тем не менее второй в нынешнем году номер «Петровского моста»   хоть и не слишком щедро, но вознаграждает этот труд. Как ни странно, но самую сильную прозу я обнаружил не в беллетристическом разделе, а там, где печатаются статьи по истории, обзоры книг, публицистика и мемуары. К 70-летию Победы редакция предложила буквально три странички воспоминаний Нины Погодиной о военном детстве. Они написаны на зависть точно и просто. Никаких общих мест. Все свое, когда даже известные по другим мемуарам сюжеты и подробности, начиная с проводов на фронт, гибели отца, жуткого военного голода, увидены словно впервые. Протерли запылившееся стекло, и прошлое обрело ясные, четкие, жесткие очертания.


Не обессудьте, но я процитирую пару абзацев — по-моему, они того стоят. «Солдаты и офицеры, пришедшие с войны, потянулись к маленькому ребенку, каждому хотелось погладить или угостить малышку. Официантки, посудомойки, не стесняясь, плакали, а я спросила маму, чем дяди пахнут, и мама коротко ответила: «Войной». Тогда я не понимала, что дяди с винтовками пахли смазкой и железом, табаком и потом. Но я безошибочно узнала этот запах войны, когда вернулся с фронта брат отца, мой крестный. Он прижал меня к своей широкой груди, и, почувствовав знакомый запах, я спросила: «Крестный, ты пахнешь вой­ной?» Хотя к тому времени запах войны был для меня уже и запахом крови». Заметки Поповой называются «Войны горчичный вкус».


Любопытен рассказ «День ВДВ» молодого литератора Бориса Бужора. Кажется, именно «Петровский мост» Бужора и открыл — это не первая публикация автора в журнале. Сперва обстоятельные картинки праздника десантников. «Голубые береты» пьют, шумят, лезут на рожон, дерутся с ОМОНом и помогающими ему военнослужащими. События узнаваемые, интонация повествователя окрашена досадливой, раздраженной иронией. А в финале — сюрприз: фантасмагорическая вариация шекспировского тезиса «весь мир — театр, все люди в нем актеры». Только что закончившийся бестолковый, пьяный день вдруг оказывается спектаклем — с декорациями, бутафорией, массовкой, светом рампы. Развязка, согласитесь, занятная, загадочная, она дразнит воображение и наводит на любопытные мысли.


Из поэтов номера я бы выделил Геннадия Рязанцева и Леонида Ширнина. Рязанцева в первую очередь. Не буду анализировать его подборку «Все иллюзорно, кроме вечности» — не помещусь в отведенные мне газетные рамки. Но опять же приведу — причем теперь уже полностью — одно восьмистишие:



Всходило солнце в шесть утра,


Сначала освещало раму,


Затем портьеру, часть ковра


И спящую тихонько маму.



Свет огибал овал плеча,


Изгиб руки, волос колосья.


И яркость первого луча


Делила мир на до и после.



А теперь — не о словесных, а о визуальных впечатлениях. В журнале есть очерк Ирины Кулешовой о чете талантливых художников Николае Сысоеве и Нине Скорубской. Он проиллюстрирован репродукциями картин. Этих живописцев уже нет на свете, но искреннее приятие мира и доброта, пропитавшие их живопись, не утратили власти над зрителями.


Помимо картин мы увидим фотопейзажи Наталии Демчевой. Она поэт. Ее стихи читатели «Петровского моста» знают. Взяв в руки фотоаппарат, Демчева осталась поэтом. Оцените, кстати, как меняется, углуб­ляется смысл изображения, как раскрывается его метафорическая подоплека благодаря коротким подписям к снимкам. Сине-белый зимний пейзаж — «Хрустальный звон»; легкие, с кружевным переплетением ветвей, березы в обрамлении тяжелых заснеженных елей — «Березовая фреска»; растущие из общего корня тонкие стволы — «Девичьи руки».


Думаю, не пропустят читатели пьесу «Война. Самолет. Девушка» — о жизни и гибели советской летчицы Евгении Рудневой. Жаль, что в журнале не сообщили нам о реальной, документальной основе произведения. Это не то что оправдывало бы, но объясняло одномерность характеров, прямолинейность и избыточный пафос диалогов, некоторую, так сказать, архаичность всей конструкции.


Но, пожалуй, куда архаичнее выглядит другая публикация — роман «Игровая зависимость, или История одной любви» Тамары Алексеевой. Автор взялся за необычный для нынешней прозы материал, пойдя по стопам «Пиковой дамы» и «Игрока». Молодой человек, завороженный, зомбированный азартом рулетки и «одноруких бандитов». Мать-учительница безнадежно пытается его расколдовать. Самое интересное в романе — короткие зарисовки о тех, кто попал в капкан игромании. Для далеких от этого безумного, безумного мира людей читать о нем любопытно и жутковато, поневоле возникает тревожный вопрос: а вдруг и в тебе дремлет тот же разрушительный Демон азарта?


Итак, роман о неподлинном, уводящем от жизни, веры, любви существовании. Не случайно у Тамары Алексеевой возникает священник, сочинивший трактат о спасении от того самого Демона. Женщина, отчаявшись помочь сыну, отправляется на поиски сочинителя, находит его. Что дальше? Продолжение обещано в следующем номере. Подождем. Но что касается стиля, то тут, на мой взгляд, многое уже очевидно. «Игровая зависимость» с первых страниц тихо отчаливает от наших берегов и дрейфует из двадцать первого века в середину или начало девятнадцатого. Именно в те времена в романтических книжках персонажи, испытывая потрясения, бледнели, дрожали, трепетали, вскрикивали. А повествователи обожали красивые пафосные обороты типа: «одиночества не видно, как не видно камней на дне пруда» или «я металась, как слепая птица над своим раненым птенцом, непо­движно лежащим в траве». Такую экзальтированную манеру почему-то и реанимирует роман.


К чему еще хотелось бы привлечь внимание? К путевым запискам опытного журналиста Юрия Бакланова «На зеленых просторах Голландии», полемическим заметкам Татьяны Щегловой «А поле битвы — сердце человека…», с которыми действительно хотелось бы поспорить, к краеведческим материалам о Тихоне Хренникове и Константине Игумнове.

Ещё новости о событии:

Люди и демоны - Липецкая газета
Не только поэтам, но и читателям поэтов приходится ворочать «единого слова ради сотни тонн словесной руды».
10:27 24.08.2013 Липецкая газета - Липецк
Фото Николая Черкасова Не только поэтам, но и читателям поэтов приходится ворочать «единого слова ради сотни тонн словесной руды».
10:12 24.08.2013 Липецкая газета - Липецк
 
По теме
27 марта в Липецком драматическом театре на Соколе состоялось традиционное празднование Дня театра.
Специалисты из Воронежа провели прием юных липчан - Управление здравоохранения 28 марта 2024 года на базе поликлиники ГУЗ «Областная детская больница» был организован консультативный прием специалистами клинических кафедр Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н.
Управление здравоохранения
Фонд «Милосердие» передал липецким медикам высокотехнологичное оборудование - Липецкая ГТРК Лия Мурадьян Помочь с закупкой попросили сами врачи Фото предоставлено пресс-службой Фонда «Милосердие» Благотворительный фонд «Милосердие» помог оснастить липецкую городскую больницу №3 современным медицинским оборудованием.
Липецкая ГТРК