В нынешнем мире всё стремительно. Ещё недавно и представить было невозможно, что в глухой деревне Бабкино Дедовского района появится Интернет. В былые времена для большинства жителей отделённых сёл и деревень поездка по делам в город считалась настоящим событием. Оттуда привозили гостинцы и новости, которые обсуждали всей семьёй, а ещё ругали очереди в высокие кабинеты и бесконечную волокиту чиновников
Теперь многое изменилось. Возможности селян решать свои насущные проблемы на месте значительно расширились. И во многом благодаря созданной в регионе новой службе – МФЦ. Отрадно, что Липецкая область стала пилотным регионом, взявшим на себя всю ответственность по разработке и внедрению этого масштабного проекта.
За шесть лет система МФЦ превратилась в настоящую сеть, охватившую услугами огромное число населённых пунктов. Она постоянно развивается и совершенствуется. О многих последних проектах было неизвестно не только жителям, но даже вездесущим журналистам. Исправить эту ситуацию должен был пресс-тур «Перспективы развития системы МФЦ Липецкой области», организованный управлением государственной службы и кадровой работы совместно с управлением по делам печати, ТРВ и связи.
Электронная очередь: честно и комфортно
Журналистов у Елецкого отдела многофункционального центра встречала его начальник – Наталья Владимировна Савенкова .
– Наш МФЦ первый в регионе. Открыли его в июле 2008 года. Сейчас с уверенностью могу сказать, что это реальный действующий механизм, который сокращает сроки получения услуг ельчанами, а значит, существенно улучшает качество их жизни. Главную задачу – предоставлять максимум услуг в одном месте – мы выполнили. Все шесть лет мы были родоначальниками многих инновационных проектов. В 2008 году появился «Мобильный офис». Сейчас работа его отлажена почти до совершенства. Мы сотрудничаем с главами сельских администраций, которые получают заявки от жителей. Согласовываем очередность и договариваемся, когда нам лучше приехать к ним и привезти своих коллег из центров социальной защиты населения, труда и занятости, миграционной службы, Пенсионного фонда, – рассказала Наталья Владимировна. – В прошлом году запустили центр общественного доступа. Он очень популярен у наших земляков. Благодаря Wi-Fi у них есть теперь прямой доступ ко всем государственным, муниципальным интернет-ресурсам и порталам. Люди могут проверить штрафы, узнать в налоговой базе свой ИНН, поинтересоваться, нет ли их в списке должников на сайте судебных приставов.
Круглогодично на базе МФЦ работают компьютерные курсы. Они пользуются большим спросом, особенно у пожилых людей. Сотрудники центра всегда рады помочь своим клиентам. За что получают массу благодарностей.
С недавнего времени в МФЦ можно оплатить коммунальные услуги, госпошлины, мобильную связь и банковские кредиты.
…В зале ожидания было многолюдно, но места хватало всем. Клара Валентиновна Белоусова оформляет земельный участок. С работой городского филиала МФЦ она знакома хорошо, а вот в районный обращается первый раз.
– Второго апреля сдали документы, сегодня забираем готовые. Раньше и месяца бы не хватило, чтобы все справки добыть. Теперь трёх визитов достаточно. Спасибо всем, кто придумал и создал в Липецкой области такую службу, – отмечает клиентка.
Пенсионерка Екатерина Кузьминична Оборотова из Вторых Лав оформляет в собственность дом.
– У меня очень сложная ситуация. Внучка больная лежит. В город за документами не наездишься. Посоветовали в МФЦ обратиться. Девочки здесь культурные, вежливые, всё растолковали, подсказали: как очередь электронная работает, к какому окошку подходить.
Сотрудница многофункционального центра Татьяна Викторовна Загрядская поясняет, что в среднем на приём клиента уходит 15 минут, иногда больше. Бывают дни, когда обращаются до пятидесяти человек. Работа с людьми требует больших эмоциональных затрат. Вежливое, предупредительное общение с посетителями – это основное требование к сотрудникам.
Липецкий опыт полезен и востребован
Вторым пунктом маршрута пресс-тура стал Елецкий филиал УМФЦ.
Перед пресс-конференцией к журналистам обратился начальник управления по делам печати, ТРВ и связи Дмитрий Михайлович Белокопытов .
– Липецкая область восприимчива ко всем инициативам. У нас открылся первый многофункциональный центр, работающий по принципу одного окна. Спектр услуг и качество их предоставления постоянно улучшается. Серию пресс-туров мы решили начать с Ельца – города, который давно стал форпостом многих инноваций, в том числе и в системе МФЦ. Задача СМИ – рассказать о работе этой структуры, её достижениях и полезном опыте.
Настоящую экскурсию по Елецкому филиалу многофункционального центра устроила его директор Алёна Васильевна Калинина . Похвасталась она и учебным центром МФЦ – это особая гордость ельчан. Ни один многофункциональный центр в стране не имеет ничего подобного. Здесь проходят занятия по повышению квалификации для собственных сотрудников, различные форумы и семинары, вебинары, а также компьютерные курсы. Тут и состоялась интерактивная пресс-конференция, в которой участвовали начальники районных отделов УМФЦ Липецкой области.
– Нашему центру год и восемь месяцев. Огромное внимание мы уделяем качеству предоставляемых услуг. И, конечно, не забываем об атмосфере: уюте, удобстве, комфорте, – утверждает Алёна Васильевна. – Недавно в зале появилась информационная стойка для начинающих бизнесменов, где есть все подробности федеральных, областных и районных программ по поддержке и субсидированию. Это очень востребованная услуга для открывающих своё дело новичков. Для родителей с детьми работает специальный детский уголок с игрушками и забавами. Сотрудники центра с удовольствием займут малыша, пока мама будет получать консультацию. Но, пожалуй, самая главная услуга, которой хочется похвастаться, – это оформление документов на получение загранпаспорта. На сегодняшний день мы единственный МФЦ, который наладил сотрудничество с миграционной службой на таком уровне. А чтобы эта услуга была полновесной, для своих клиентов мы открыли и мини-фотоателье. Правда, выдаём мы пока не биометрические паспорта, а обычные сроком на пять лет, но жители Елецкого, Измалковского, Становлянского и Долгоруковского районов с удовольствием пользуются этой услугой.
Лучший сотрудник МФЦ и федеральная поддержка
– Многофункциональный центр давно стал лицом города. Уже при закладке первого камня мы пытались продумать все нюансы, чтобы удовлетворить различные требования и чаяния ельчан. За период работы центра его сотрудниками оказано более семидесяти тысяч услуг. МФЦ стал основой сервисного государства, где пристальное внимание направлено на улучшение качества жизни человека – отметил глава Ельца Сергей Алексеевич Панов .
– На сегодняшний день в Липецкой области работает двадцать один МФЦ. Скоро к ним добавится ещё один в Липецке на улице Кривенкова, – отметил начальник управления государственной и кадровой работы Александр Сергеевич Коробейников . – Открылись офисы МФЦ в нескольких сельских администрациях, библиотеках. Сейчас их уже сто два, а к концу 2014 года будет сто сорок. Девяносто шесть процентов жителей региона получают госуслуги в шаговой доступности. Губернатор Олег Петрович Королёв поставил перед нами задачу довести этот показатель до ста процентов. Поражает и сам перечень услуг МФЦ. Более трёхсот! Я буквально на днях вернулся из Калуги, где проходило совещание ЦФО по вопросам развития многофункциональных центров. Наш опыт вызвал большой интерес у соседних регионов. Липецкая область давно стала примером в сфере предоставления услуг. Но впереди много планов. Уже разработана специальная программа по развитию МФЦ на ближайшие три года. Из федерального бюджета на её реализацию запланировано сорок миллионов рублей. Заложены средства и в областной казне. Кроме того, мы вышли с предложением к федеральному центру проводить и свой профессиональный конкурс на звание лучшего работника МФЦ. В этом году первый такой межрегиональный праздник пройдёт на липецкой земле.
Теперь и на мобильном
Итоги работы за первый квартал 2014 года подвела директор Уполномоченного многофункционального центра Липецкой области Майя Викторовна Селянина .
– Двести сотрудников трудятся сейчас в разных офисах и филиалах УМФЦ Липецкой области. Глобальным событием стал переход на улучшенную автоматизированную систему «МФЦ-Капелла», – считает Майя Викторовна. – С её помощью каждый житель Липецкой области сможет, не выходя из дома, без всякой бумажной волокиты получить необходимую услугу. Ещё одной фишкой МФЦ стала кнопка «Web-Качество». Нажимая на неё, клиент даёт оценку профессионализму сотрудника многофункционального центра. Кроме того, во многих офисах рабочие места специалистов оборудованы камерами видеонаблюдения. Мобильное приложение на базе – настоящее открытие для продвинутых пользователей. Установить его на телефон можно, скачав с официального сайта УМФЦ. И все возможности портала к вашим услугам.
Недавно сотрудники многофункционального центра стали волонтёрами телепроекта Первого канала «Жди меня». После длительных административных переговоров они получили доступ к огромной базе данных этого проекта. И положительные результаты не заставили себя долго ждать. Житель Краснинского района нашёл дочь, а женщина из Льва Толстого – брата.
Для удобства клиентов в многофункциональных центрах можно воспользоваться и дополнительными услугами – копированием, ламинированием, передачей факса. Они платные. Так же, как и услуги юристов центра. Но стоимость их гораздо дешевле, чем в коммерческих организациях.
Лучше всего работу любой структуры отражает статистика. А она такова: за прошлый год в Липецкой области сотрудниками МФЦ было оказано населению около двух миллионов услуг.