О вере, объединившей Русь, о возвращении к своим истокам, а также о музыкальных, хореографических и других новаторствах постановки – наш разговор с участниками спектакля и зрителями.
«И нача княжити»…
В 980 году князь Владимир Святославич решился объединить язычества на всей территории от восточных склонов Карпат до Оки и Волги, от Балтийского моря до Чёрного. Под крылом Владимира Красное Солнышко оказались племена восточнославянские, финно-угорские и тюркские. Летопись сообщает: «И нача княжити Владимир в Киеве един, и постави кумиры на холму вне двора теремного».
Собирая мощную Русь во единый дом, князь Владимир искал «цемент» для скрепления её стен – веру. А лично для себя – истину. Он отпустил «умных людей в разные земли испытать, который народ достойнее поклоняется Божеству». Везде побывали его послы, всё посмотрели и так ответствовали князю: «Всякий человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького; так и мы, узнав веру греков, не хотим иной». Русь предпочла христианство и тем навсегда определила свою судьбу.
Праздник Крещения Руси православная Церковь отмечает 28 июля как день памяти cвятого равноапостольного великого князя Владимира — крестителя Руси. День памяти равноапостольной великой княгини Ольги – 24 июля.
День крещения Руси признан государственным праздником. В законодательстве Российской Федерации он закреплён как «памятная дата важного исторического события, оказавшего значительное влияние на общественное, духовное и культурное развитие народов России и на укрепление российской государственности». И мы, благодарные потомки, об этом помним.
Культура покоряет народы
Арина Гридина, художественный руководитель ансамбля «Зень»:
- Мы – русские, и концерт наш – о святой Руси. В древнем Херсонесе, на окраине нынешнего Севастополя, киевский князь Владимир принял святое Крещение и выбрал для себя и своего народа православную веру. Нынешние события вокруг Крыма в очередной раз доказывают важность этого решения. Главная миссия музыки и языка, в том числе славянского, – покорять народы не оружием, а красотой, мощью и содержательностью нашей культуры – с её помощью мы можем решить многие мировые проблемы.
Этот спектакль для нас – выход на новый уровень, из хорового ансамбля мы перешли к театрализованной постановке. Впервые полностью поменяли и программу, и хореографию. На смену казачьим и народным песням пришли авторские, в том числе на музыку современного композитора Николая Емелина. В программе 19 вокальных номеров и 16 постановочных танцев. Один из лучших, который так запомнился зрителям, исполнила наш хореограф Елена Мануйлова. Каждый из наших солистов постарался расширить свои артистические возможности и донести идею постановки через песню, танец, эмоции до каждого зрителя.
Надеюсь, «Святая Русь» в Доме музыки поселится надолго, ведь в этом спектакле заложен сакральный смысл – единение через веру, которая поможет преодолеть нашему народу любые трудности.
Слава Богу за всё
Елена Мануйлова, хореограф ансамбля «Зень»:
- В прежние времена песню не пели, её играли. И я как балетмейстер работала именно в этом ключе. Слово, музыка, танец и пластика были едины. Хореография в нашем ансамбле идёт вслед за вокальными номерами, чтобы было интересно и зрелищно и не мешало пению артистов. Но поскольку программа поменялась в корне – предпочтение отдано авторским, а не народным песням, то, соответственно, изменилась и хореография.
25 лет назад, когда был создан ансамбль «Зень», Валентина Владимирова, его первый художественный руководитель, чьё имя носит наш коллектив, уже делала постановку «Святая Русь». Тема высокая – её нужно решать либо очень хорошо, либо и не браться за неё вовсе. В прошлом году, на 25-летие ансамбля, наш художественный руководитель Арина Гридина почувствовала, что мы сможем «поднять этот пласт». Все мы люди крещёные, многие наши солисты поют в церковных хорах, это всё настоящее, наше на генетическом уровне. Если удалось воплотить замысел и идею – то и слава Богу за всё!
«Вектор в высоту»
Светлана Федюшина, зритель:
- Спектакль получился ярким, насыщенным, зрелищным, почти после каждого номера зрители кричали «браво!». Продуманные костюмы, два экрана, транслировавшие исторические картины действа и батальные сцены, великолепное световое оформление. Ансамбль «Зень» я знаю давно, часто бываю на концертах и наблюдаю за его творчеством. На сей раз артисты вышли на новый уровень и совершили прорыв. Можно смело сказать, что в этой постановке они из ансамбля выросли в театр.
Мне как зрителю понравилась идея спектакля, его историческая составляющая. Хорошо, что в постановку привлечены другие коллективы и актёры. Свежие эмоции делают спектакль абсолютно неожиданным. В этом, конечно же, заслуга директора и художественного руководителя Дома музыки. Новая городская структура – Дом музыки – для нас, меломанов, появилась лишь год назад, но мы уже видим, как коллективы, которые в неё вошли, набирают «вектор в высоту», растут в творческом плане, что я приветствую и чему аплодирую.
Каждый должен послужить
Светлана Кузнецова, актриса Липецкого государственного академического театра драмы имени Л.Н. Толстого:
- Когда мне предложили в постановке роль святой равноапостольной княгини Ольги, я даже поначалу опешила: эта необычная женщина крестилась на Руси первой, и только спустя много лет – её внук, святой равноапостольный великий князь Владимир, создавший наше русское государство. Я посчитала, что недостойна такой чести и роли, это большая ответственность, но режиссёр постановки Нина Заломова на том настояла. Надеюсь, что мне удалось донести её образ до зрителя.
У нас верующая семья. Мои сыновья, Кирилл и Даниил, посещали воскресную школу. Много лет подряд, по послушанию, мы ездили работать в Рождество-Богородицкий мужской монастырь Задонска.
Надеюсь, что этот спектакль, как и наши послушания, – звенья одной цепи, каждый должен послужить, чем он может.
Вместо послесловия
Какая быстрота событий!
Письмо святителя Игнатия Бренчанинова к нашему земляку, владельцу поместья Скорняково-Архангельское, генералу войны 1812 года Николаю Муравьеву – Карскому:
«Ныне или после, но России необходимо сосчитаться с Европой. Усилия человеческих судеб Божиих уничтожить и изменить не могут. России предначертано огромное значение…
Нападение завистливых врагов заставит её развить силы и понять всё положение, которое уже будет постоянно возбуждать зависть и козни. Это потребует огромного труда, подвига, самоотвержения; но что делать, когда приводит к ним рука непостижимой Судьбы! Единственное средство к исправлению упавших сил, нравственной и духовной – положение, требующее труда, приводящее к самоотвержению. В 38-й и 39-й главе пророка Иезекииля описаны могущество, многочисленность северного народа, названного россом; этот народ должен достичь огромного вещественного развития пред концом мира и заключить концом своим историю странствования человеческого рода…
Европа узнала Россию после Америки, почти только со времён Петра I. Пётр I пожаловал в Париж гостем в 1714 году, а в 1814 -м пожаловала туда русская армия. Какая быстрота событий! Нынче, навстречу грозящим на нас врагам, можно сказать словами второго псалма: «Всякую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным. Враги разбудят, потрясут Россию, произведут в ней невольное развитие силы, но не унизят России: они возвысят её, таково её предопределение».
"ЛГ:итоги недели". Татьяна Щеглова