Специализация предприятия — создание и внедрение оптимальных энергосберегающих систем освещения с учетом требований потребителей, себестоимости, эксплуатационных особенностей, срока использования. Надо отметить, липецкая энергоинжиниринговая компания в решении амбициозной цели достигла особенных успехов. За счет чего? Об этом нашим читателям рассказывает руководитель компании Сергей Стрельцов.
Когда эффект очевиден
— Об энергосбережении в стране всерьез задумались в 2009 году. Стало ясно, за этим направлением — серьезное будущее. Но с чего начать? Тем временем на рынке стали появляться предложения светодиодных светильников, что привело нас к мысли — именно здесь надо вести разработки по энергосбережению. Хотя надо понимать, светодиодные светильники — лишь небольшая часть энергосбережения. В стратегии компании — расширить спектр направлений, решающих эту задачу, есть наработки, проекты, — отметил он.
Светодиодные светильники — продукт, эффект которого потребителю легко ощутить и измерить. С чего мы начинали? Побывали на многих тематических мировых выставках, ознакомились с кругом производителей, закупили пробные образцы, занялись перепродажей. Однако на проданные изделия пошла волна рекламаций. Стало ясно — не все светильники пригодны для промышленного сегмента, с которым мы намеревались работать. Но конкурировать с компаниями, давно работающими на этом направлении, не имело смысла. Поэтому мы решили искать свою нишу и нашли. Это так называемый проектный подход, когда работа ведется непосредственно с заказчиком, который планирует достижение нужных показателей по экономии. Тут важно все — и проектирование оптимальных схем освещения, и наведение порядка в уже имеющихся, и применение энергоэффективных технологий.
В ряде случаев мы достигали серьезного эффекта — до 90 процентов экономии. То есть, при нашем подходе модернизируется все энергохозяйство предприятия. Тогда успех будет обеспечен. А значит, и рост доверия к светодиодам. Но все же сдерживающие факторы остаются: взрывного роста спроса пока не произошло. Он очевиден лишь в частном, бытовом секторе, где проблемы намного проще, чем в промышленности. Большинство компаний-производителей поэтому ориентированы именно на этот сегмент потребления.
Курс без колебаний
Нам повезло в конкуренции с крупными мировыми производителями светодиодов: их изделия в связи с ростом курса доллара стали неконкурентоспособными. Стало ясно, что перепродавать чужие изделия — подход не лучший. К тому же они приспособлены под условия и требования американских и европейских потребителей. У нас другие сети, режимы, другие климатические условия и много чего другого. То есть нашим промышленным предприятиям нужны иные светильники. Этот спрос мы и решили обеспечить своим предложением. В основу положен такой принцип: продукция должна быстро окупаться , надежно и долго эксплуатироваться. Все взвесив, начали работать с потребителями напрямую. Наш «идеальный» клиент, замечу, тот, кто «обжегся» на некачественном рыночном продукте.
Надо было преодолеть и другую проблему: вести одновременно обновление инфраструктуры предприятий, обновление фондов. Не все идут на это, поскольку период планирования деятельности компании, как правило, короткий, а срок эксплуатации энергооборудования — до двух десятков лет.
Поэтому мы начали разработку инструментов финансирования совместно с банком ВТБ, на что ушло несколько лет. Такой инструмент был предложен компании «Балтика», где мы «под ключ» модернизировали шесть заводов. Компания в это не вложила ни рубля. За свой счет мы провели модернизацию и светильников, и сопутствующей инфраструктуры. Расчет же был произведен из полученной в результате модернизации экономии. Всю сделку финансировал банк ВТБ. Выгода при такой схеме очевидна для всех трех сторон.
Компания, как видим, не только не вкладывает свои средства в модернизацию электроосвещения, а использует их на цели производства, да еще получает экономию от модернизации вспомогательной инфраструктуры и освещения. Этот опыт показал свою результативность, и сегодня ВТБ уже создал новый «коробочный» продукт, готовый к применению.
Привлекательная схема
Схема привлекательна, и мы позитивно настроены на дальнейшее освоение рынка. Главное, она позволяет решать ключевую проблему — обновления сопутствующей инфраструктуры. В контракт можно включать замену шкафов, проводки и прочего — за все «расплатятся» наши экономичные светильники. Другими словами: за счет будущей экономии заказчик может поправить текущие дела.
Сегодня мы производим продукцию, которая отвечает требованиям потребителя. Собственное производство позволяет контролировать весь процесс. Благодаря мониторингу мы отобрали перечень технологических решений, которые показались нам интересными, испытали их, в том числе в промышленных условиях на «Балтике», где установлено свыше пятнадцати тысяч наших светильников. Ресурсные испытания их превышают имеющиеся аналоги. Что является хорошим стимулом для потребителей — и по сроку эксплуатации, и по ощутимой энергоэкономии. Думаю, что все пока еще имеющиеся опасения потребителей мы сумеем снять: наша схема финансирования и продукт компании «Enercom» на светодиодных модулях работают надежно.
"Липецкая газета". Владимир Михайлов