Может, после этого они уверятся, что далеко не вся современная российская молодежь развращена Интернетом, помышляя лишь о наркотиках, самоубийствах, о том, кого стоит лайкнуть и кто бы их лайкнул…
Перемена. Мы с Ларисой Кузьминичной Мазуровой, директором средней общеобразовательной школы поселка Лески Краснинского района, идем светлым коридором сквозь несущееся со всех сторон «здрасьте», мимо суетливых, как воробьи, младшеклассников, мимо степенных учеников-выпускников, мимо открытых дверей в классы, где что-то переставляют, стирают с досок, записывают…
В меру шумно, весьма улыбчиво и доброжелательно. Школа считается малогабаритной – 105 учеников. Жаль, что в казенном языке минобрнауки нет категории «уютная».
– Мне не нравится, когда стены выкрашены в холодные серо-синие тона, колорит в образовательном учреждении должен быть теплый, душевный, – говорит Мазурова, словно прочитав мои мысли, и добавляет: – А вот мы и пришли. Здесь работает Юрий Васильевич Вишняков, тот что пишет заметки в вашу газету, а в нашей школе вместе с коллегами учит ребятишек уму-разуму.
Дело в том, что высокий потенциал любви к своей работе, к школе, к родине – малой и большой, чувствовался сквозь строки всех присылаемых Вишняковым в редакцию материалов. Захотелось поближе познакомиться с таким незаурядным педагогом. Накануне встречи Юрий Васильевич предупредил, что его урок будет самым обыкновенным, а класс – никаким не показательным.
Урок, судя по поведению шестиклассников, и правда, был самым обыкновенным. Тема: «Откуда есть пошла русская земля, кто стал первый в Киеве княжить и как русская земля стала развиваться». Дети старательно тянули руки, отвечали на самые разные вопросы, от «что считалось главным богатством у людей того времени?» до построения династического древа древней Руси. Для разминки, оттолкнувшись от человеческого стада и родовой общины, постепенно пришли к Рюрику и всем следующим князьям, попутно обсудив их не всегда благонравное историческое поведение.
Атмосфера урока была пронизана сопричастностью к тем далеким годам. Например, перечисляя занятия древних людей, ученик охарактеризовал бортничество как воровство меда у диких пчел (наверняка эта нравственная оценка была заимствована из уроков Вишнякова). Говоря о князьях, Юрий Васильевич называл их нашими, тем самым сокращая временные расстояния и создавая впечатление чуть ли не родства.
– Клубок истории наматывается и наматывается, каждый миг, день, год… И сегодняшний наш с вами урок тоже уже оказался в этом клубке. А о том, какую роль он сыграет в нашей жизни, каждый из нас узнает в свое время, и время это будет у каждого свое, – доходчиво объяснял учитель суть своего предмета.
Зато повествуя историю своей жизни, Вишняков был скуп на слова:
– В 1983 году закончил исторический факультет Липецкого государственного педагогического университета, став учителем истории, обществознания и английского языка. Преподавал, потом работал в краснинском райкоме комсомола и райкоме партии. И снова школа – краснинская средняя – зам директора по воспитательной работе. А когда в 90-е годы зарплаты педагогам урезали, а то, что осталось, стали выдавать сахаром, мукой и носками, уехал в Москву работать учителем английского языка. В 1998 году вернулся домой и 10 лет отдал строительству. В 2008 году мне предложили опять поработать в школе. Награжден многочисленными грамотами, дети выигрывают районные, областные и всероссийские конкурсы. Я люблю ребятишек, тем и живу.
Следует заметить, любовь эта взаимна, о чем свидетельствует письмо, не нуждающееся в комментариях.
Вишняков убежден, каждое событие учитель истории должен трактовать с гражданско-патриотический позиции. Поэтому на всех мероприятиях, что он организует в школе с ветеранами – от Великой Отечественной до локальных войн, и когда в школе проводятся историко-краеведческие игры, например, «Салют, Победа!», посвященная мужеству и героизму наших земляков – солдат, офицеров и просто тружеников тыла, всегда присутствует копия Знамени Победы, того, что развивалось над Рейхстагом.
А если хор ветеранов в местном клубе дает концерт, там обязательно вишняковские воспитанники во главе с самим Юрием Васильевичем. Частые гости в школьном кабинете истории – преподаватели исторического факультета во главе с заместителем декана Геннадием Уваровым.
– Я патриот своей школы и Краснинского района до мозга костей, – говорит Юрий Вишняков, – наша школа красуется на районной Доске почета... Вот и ученики – сначала они становятся патриотами школы, потом района и страны. И это очень важно. Россия начинает обретать все большую значимость на международной арене. Где ей черпать силы? В духовности, нравственности, патриотизме и здоровом образе жизни своих граждан – вот направления, заданные президентом Путиным. Считаю – их нужно и дальше развивать. Время не ждет.
Да, время идет, наматывая клубок истории. И вяжут из него в поселковой школе белой скатертью дорогу в ясные края для мальчишек и девчонок. Не слышно позвякивания спиц, зато периодически заливается звонок, отмеряя становящийся все короче и короче путь в большую жизнь.
"Регион.Вести". Александр Учаев