Наше место под солнцем

Фото: itogi.lpgzt.ru
Управление культуры и туризма региона представило рабочий вариант комплексной концепции туристического бренда Липецкой области


Три года назад я участвовала в работе круглого стола по созданию бренда малых территорий. Это было в Москве на «Итурмаркете-2014». Дискуссия получилась очень острой. Регионы не знали и не понимали, как можно выделяться на фоне друг друга. Спикеры пытались объяснить, настоятельно рекомендуя сосредоточиться на ключевой идее. В пример приводили Великий Устюг. Мол, резиденция главного новогоднего волшебника сегодня есть в каждой области, но люди массово едут на «настоящую родину» Деда Мороза. «Повезло с инвестором!» – перешёптывались присутствующие. «Не всё так просто, – вдруг заявила представитель делегации Великого Устюга. – Зимой поток туристов, действительно, огромный. Но летом всё пустует. А значит, надо придумывать новый летний бренд!» «Дед Мороз мешает развитию?» – не поверили участники. «Нет, но идея требует модернизации», – объясняли «земляки» волшебника. Раскрученные тоже плачут!» – заключили окружающие.


При разработке бренда плакать начинают многие регионы. «Найти своё место на карте России», – задачка не для слабонервных. Полгода назад за её решение всерьёз взялись в управлении культуры и туризма Липецкой области. Тестовый вариант показали общественности. Как это часто бывает, мнения разделились…



Бренд доброй надежды


Четыре месяца специалисты института идентичности (ИНСТИД) работали над концепцией развития нашего края, в общей сложности провели в регионе около сорока исследовательских дней, проехали более полутора тысяч километров дорог.


– Мы посетили семь центров привлечения туристов: Липецк, Елец, Задонск, Лебедянь, Чаплыгин, Лев Толстой, Грязи, – рассказал Александр Гранд, генеральный директор ООО «ИНСТИД». – Посмотрели все объекты туристического показа: музеи, храмы, парки, заповедники и другие достопримечательности. Провели и проанализировали более сорока интервью с представителями государственных учреждений и частного бизнеса в сфере туризма, общались с творческими людьми, студентами, сотрудниками государственной власти и простыми жителями области. Отдельно организовали встречи с руководителями крупных и градообразующих предприятий региона, побывали на массовых и раскрученных мероприятиях, посетили объекты инфраструктуры. Наш проект курировали консультативный общественный и арт-советы из представителей отрасли гостеприимства и творческих кругов Липецкой области.


– По итогам анализа сформировали образ, который должен привлечь туриста и инвестора на территорию региона, – продолжил руководитель института идентичности. – За основу взяли понятие «Липецкая земля». То есть главный продаваемый продукт – не конкретное место и достопримечательность, а образ жизни ваших людей. Гости поедут за опытом размеренного отдыха, атмосферой тишины и неспешной жизни. Инфраструктура, люди, обслуживание должны сформировать и поддерживать в общественном сознании эту картинку.


– Мы предлагаем использовать архетип доброго человека, а в качестве главной идеи –  солнце на ладони. То есть отдыхающим «продаётся» перезагрузка, возможность отключиться от бешеного ритма мегаполиса и освободить свою голову для новых впечатлений и идей. Приезжая в Липецкую область, люди попадают в чистое пространство, практически изолированное от информационного и визуального шума. Именно в этом настроении можно увидеть вечность, просто наблюдая за цветком.


Другая, более прагматичная, формулировка – сила покоя. Новых результатов в жизни можно добиться не только за счёт прорыва, но и с помощью состояния умиротворённости. Турист должен почувствовать благодать. За основу взяты липовый и шоколадный цвета. Они помогают создавать эффект полного спокойствия, концентрации на моменте, созерцании и осмысленном проживании жизни. Эта некий дачный, усадебный уклад. Жанр ретрит, проще говоря, уединение для внутренней работы. Задача для гостя: выпасть из традиционной жизни, чтобы потом вернуться в неё в новом качестве.



Туристов – на дачу!


«Солнечную энергию» и дачные номера уже несколько лет продаёт Алексей Шкрапкин, владелец усадьбы «Скорняково-Архангельское». Поэтому про концепцию размеренной жизни и её востребованность знает не понаслышке.


– Значение нашей встречи трудно переоценить, – начал Алексей Вадимович. – Честно говоря, я планировал подобное исследование проводить сам и на свои деньги. Без этого анализа невозможно развивать туризм. Это понятно всем. Также ясно, что наше обсуждение – только начало огромной работы, которую предстоит провести всем заинтересованным лицам. Как инвестор и финансист утверждаю: на этой сфере через несколько лет область будет зарабатывать миллиарды рублей. Поэтому старт крайне важен.


– Сам я родился и вырос в Москве, – продолжил инвестор. – Но являюсь фанатом Липецкой области и не скрываю этого. Я вкладываю в регион очень большие деньги, но пока на этом мало зарабатываю. Основной мой доход – инвестиции. Впрочем, для меня и Липецк, и Липецкая область – это не про деньги, а про счастье. Для меня здесь больше солнца. И об этом я не устаю повторять. Мне есть с чем сравнивать. Я отдыхал в Тверской области, в Московской, у меня собственная дача в Подмосковье, и всё равно тянет сюда.


– Туристической работой в усадьбе я занимаюсь уже пять лет, – подчеркнул Алексей Шкрапкин. – И вынужден констатировать – нравится нам это или нет, но мы сегодня конкурируем и с Золотым кольцом, и с Турцией, и с Египтом. Значит, надо чётко понимать, чем мы от них выгодно отличаемся. Причём не просто знать, но и говорить об этом во всеуслышание. Для меня ответ прост: удивительным сочетанием природы и солнца (которого гораздо больше, чем в Подмосковье) и относительной близостью к Москве. Неслучайно знать в прошлом веке регулярно отдыхала на Липецких водах. До Кавказа далеко, до заграницы – тем более. Именно эти конкурентные преимущества и надо позиционировать. В этом году усадьбу «Скорняково» посетили более сорока тысяч человек. Это достаточно серьёзный туристический показатель. Я постоянно общаюсь со своими гостями, которые, между прочим, приезжают из Мурманска, Питера, Москвы, и регулярно интересуюсь: «Что вас здесь привлекает?» Ответ: «Образ жизни». Именно за него они платят большие деньги. Природа, река, гамак на свежем воздухе и умиротворяющая тишина – вот одни из главных наших ценностей. С этим и нужно работать.



Воду дадут!


Впрочем, с предлагаемым позиционированием области согласились далеко не все. Павел Семёнов, руководитель клуба «Копьё», отметил плохую читаемость нового логотипа и явно прослеживающиеся грузинские мотивы.


Другие участники дискуссии предложили не забывать про Липецкую минеральную воду. Этот родник в нашем регионе ещё не забил в полную силу. По мнению некоторых специалистов, самое ценное в области – вода. На ней мы можем быть богаче, чем Эмираты на нефти. Уже сегодня простая вода дорожает быстрее бензина. А с такими лечебными свойствами – тем более. Не менее ценна и наша грязь. Иностранцы искренне удивляются, когда липчане приезжают к ним в грязелечебницы.


– Про оздоровительный туризм никто и не забывает, – отметил Юрий Таран, заместитель главы администрации Липецкой области. – В следующем году Липецк планирует войти в ФЦП по развитию внутреннего туризма как город-курорт и делать акцент на этом. Но и здесь у экспертов есть определённые вопросы. Можно ли говорить о лечении, когда на другом берегу работает на полную мощность металлургический завод? Насколько эти вещи совместимы, а проект коммерчески выгоден, сейчас ведутся исследования. Важно понять: предлагаемая концепция ещё не готовый продукт, а только приглашение к диалогу. Мы презентуем разработку, которая должна и будет обсуждаться и дорабатываться. Новое позиционирование области полемично, но образ дачи для столичных гостей, по-моему, хорошая находка.



Трудно быть брендом!


«Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков!» – эту строчку Владимира Высоцкого вполне можно применить к туристическим предложениям наших регионов. Гостей к себе зазывают все, от мала да велика, а вот турпродукт оформляют единицы.


– Что мы сегодня делаем? Мы пытаемся создать чётко идентифицируемый образ Липецкой земли, – рассказал Вадим Волков, начальник управления культуры и туризма Липецкой области. – Напомню, ни одна другая область, кроме нас, этой работой ещё не занимается. Я недавно был в Словении, где мы презентовали Россию. В том числе и Липецкую область. Выходили мои коллеги, рассказывали о своих землях. И всё одно и тоже: церкви, поля, базы отдыха. Земли разные, а предложение одно на всех. В чём наша сложность? Область существует около шестидесяти лет, а раньше это было единое пространство, называемое Черноземьем. Один стиль, климат и география. Пока ниша не занята, нам важно решить вопрос: чем будем привлекать туристов. Мы на одном туристическом прилавке, и надо выделиться. Ведь в тот же Кисловодск люди едут не за достопримечательностями, а подлечиться. Достопримечательности – вторичны, давайте уже посмотрим правде в глаза. В нашем регионе слишком много контрастов, чтобы разом сот­кать единое полотно бренда. Но делать эту работу необходимо.


Участники встречи сошлись на том, что указанные замечания будут дорабатываться и ещё не раз обсуждаться. А окончательный бренд Липецкой области презентуют не раньше марта-апреля 2018 года.

Николай ЧЕРКАСОВ (фото), Вадим Разумов (фото)

"ЛГ:итоги недели". Мария Завалипина
 
По теме
Солнце на ладони - Липецкая газета «Благодать», «спокойствие», «свет», «добрые люди» — такими увидели архетипические качества нашего региона специалисты компании «Инстид», несколько месяцев работавшие над концепцией идентичности Липецкой области.
12.01.2018
 
Элита индустрии страны - Липецкая газета Ежегодно в последнее воскресенье сентября отмечается профессиональный праздник тех, кто создает помощников человека в быту и на производстве — День машиностроителя.
22.09.2018
Сентябрьские хлопоты - Липецкая газета Валовый сбор сахарной свеклы в области на этой неделе перевалил за один миллион сто тысяч тонн.
22.09.2018
День машиностроителя отметят более 12,5 тысяч жителей региона - LipetskMedia.Ru Машиностроители Липецкой области производят широчайший спектр продукции, представленной практически во всех ключевых отраслях промышленности и пользующейся спросом не только на внутреннем рынке, но и за рубежом.
21.09.2018
 
Машиностроители Липецкой области производят широчайший спектр продукции, представленной практически во всех ключевых отраслях промышленности и пользующейся спросом не только на внутреннем рынке, но и за рубежом.
21.09.2018
Элита индустрии страны - Липецкая газета Ежегодно в последнее воскресенье сентября отмечается профессиональный праздник тех, кто создает помощников человека в быту и на производстве — День машиностроителя.
22.09.2018 Липецкая газета
Сентябрьские хлопоты - Липецкая газета Валовый сбор сахарной свеклы в области на этой неделе перевалил за один миллион сто тысяч тонн.
22.09.2018 Липецкая газета
17 сентября Липецк присоединился к региональному месячнику по охране труда, направленному на повышение культуры производственной безопасности на предприятиях города,
21.09.2018 Департамент экономического развития
Первый миллион тонн сахарной свеклы собран в Липецкой области. Лидерами уборочной страды традиционно являются добринские аграрии, собравшие уже более 200 тысяч тонн свеклы.
20.09.2018 Липецкая газета
Варить твердый сыр Лариса Уваркина научилась два года назад. До этого более десяти лет руководила производством в одном из ресторанов Липецка.
19.09.2018 Липецкая газета
Конец месяца — горячая пора для большинства предприятий: выполнение производственного плана — задача номер один.
19.09.2018 Липецкая газета
img-big-0 - Gorod48.ru В аварии пострадали два человека. Сегодня в 07:13 на трассе Липецк-Хлевное возле села Боринское Липецкого района столкнулись автомобили «ВАЗ-21014», «Лада Приора» и «Киа».
22.09.2018 Gorod48.ru
Модельная   культура  Липецкой области - LipetskMedia.Ru Липецкая область снова  в авангарде. Теперь – в культурном.  Как оказалось, наш регион вполне может служить примером того, как на селе  возрождается не только экономическая, но и культурная жизнь.
21.09.2018 LipetskMedia.Ru
Ольга Ярилова: «Липецкая область – лидер по части развития культуры и туризма» - Управление культуры В Липецк с рабочим визитом прибыла делегация с представителями 16 регионов ЦФО России и членами Министерства культуры Российской Федерации, фракции «Единая Россия» и Комитета Государственной Думы по культуре.
22.09.2018 Управление культуры
К столетнему юбилею ВЛКСМ на днях вышла уникальная книга «Липецкий комсомол: годы, свершения, судьбы».
21.09.2018 Липецкая газета
Журнал «Петровский мост» достиг калининградских «Берегов». А можно сказать и наоборот: калининградские «Берега» расступились под напором мощных литературных сил «всея Руси», да и европейского русского слово­творчества в целом,
18.09.2018 Липецкая газета
Отбитый верхний слой штукатурки на фасаде, закрытый наглухо главный вход, вынесенные в фойе зрительские кресла.
18.09.2018 Липецкая газета
В ЕГУ ПРОШЛА "ЯРМАРКА СПОРТА" - ЕГУ им. И.А. Бунина 19 сентября, в преддверии празднования Международного дня студенческого спорта, в Елецком государственном университете им.
22.09.2018 ЕГУ им. И.А. Бунина
Сотрудники Главного управления МЧС России по Липецкой области стали победителями чемпионата Липецкой области по традиционным русским играм - МЧС Липецкой области Сегодня в Липецке прошел чемпионат региона по традиционным русским играм «Кубарь», который призван продемонстрировать жителям Липецкой области забытые народные игры и в перспективе вновь сделать их популярными среди населения.
22.09.2018 МЧС Липецкой области
Сборная Липецкой области стала призером Чемпионата России по стрельбе - Управление физкультуры, спорта и туризма Сегодня завершились командный Чемпионат России по стрельбе из пневматического оружия и Всероссийские соревнования по стрельбе из малокалиберного оружия, которые проходили в столице Республики Адыгея городе Майкоп.
21.09.2018 Управление физкультуры, спорта и туризма
Презентация спортивных клубов и секций, показательные выступления, массовая зарядка и площадки для сдачи нормативов ГТО...
21.09.2018 Липецкая газета
«Хочешь быть сильным — бегай. Хочешь быть красивым — бегай. Хочешь быть умным — бегай» — этот «рецепт» здоровья был известен еще в Древней Греции.
20.09.2018 Газета В краю родном
В связи с производством аварийно-восстановительных работ на сетях водоснабжения  прекращена подача питьевой воды липчанам, которые проживают в домах улиц Военного городка и Балмочных.
22.09.2018 LipetskMedia.Ru
     Как сообщили в пресс-службе АО «ЛГЭК», в связи с производством ремонтных работ           24 сентября с 10:00 до 20:00 будет прекращена подача питьевой воды следующим потребителям:  частный сектор: ул.
22.09.2018 Lipetsk.Ru
По данным Центра космического мониторинга НЦУКС МЧС России за прошедшие сутки на территории Липецкой области зарегистрированы 2 термические точки в Добровском муниципальном районе.
21.09.2018 МЧС Липецкой области