Небо на всех одно, а Небеса у всех разные

Небо на всех одно, 
а Небеса у всех разные
Фото: itogi.lpgzt.ru
Чистая природа, красота, неиссякаемые источники духовной силы держат жителей сёл Панинского сельсовета Добровского района на родной земле, а также привлекают в здешние края приезжих людей


ФОТО


Многие народы небо как воздушное пространство и небо как духовную родину произносят и пишут по-разному. По-русски – слово одно, а значения разные. И наш человек никогда не ошибается, когда устремляет взгляд в небеса: за облаками и звёздами, за манящей глубиной он всегда стремится различить нечто большее.



Лёжа на животе облаков не увидать


Для чего человек живёт на свете? Ответ у каждого свой. Но, наверное, пройти по земным дорогам, не оставив следа, и есть самое большое наказание. Здесь, в Панино, в Богородицком, в Филатовке и в Малом Хомутце люди живут долго. Софья Николаевна Баландина аж 103 года подарила этой земле. Говорят, здесь экология хорошая, вредных производств нет.


–  А я вам так скажу: у нас на территории поселения три храма – и все действующие, –  уточняет глава Панинского сельского поселения Александр Михайлович Попов. – Есть святой источник в Филатовке, памятник природы – озеро Богородицкое, по нашей земле протекают три реки –  Воронеж, Кузьминка и Замартынчик. В сёлах поселения проживает 1788 человек – к 2015 году плюс девяносто три жителя. Девятьсот семьдесят пять –  люди трудоспособного возраста. Четыреста семьдесят из них работают в Липецке, Москве. Остальные трудятся здесь: кто-то на земле пашет, на своих приусадебных участках. Есть у нас и магазины – десять продовольственных и два хозяйственных, шиномонтаж, двенадцать предприятий малого и среднего бизнеса, керамический завод, обеспечивающий рабочими местами пятнадцать человек. На территории сельсовета расположены три сельскохозяйственных предприятия – ЗАО «Мокрое», КФК «Амельной» и СХПК «Тележенка». То есть и работать у нас можно, да и жить хорошо. Этому свидетельство – улучшение демографической ситуации, за последний год рождаемость выросла в два раза. И приезжих у нас год от года становится всё больше. Из семисот тридцати пяти личных подворий шестьсот – дачные.


Александр Михайлович родился в Богородицком, оттуда родом и жена, и вся родня. Самое яркое воспоминание из детства: он бежит в школу по пыльной сельской дороге. Сегодня в поселении, которое Попов возглавляет вот уже тринадцать лет, двадцать три километра муниципальных дорог – с твёрдым покрытием, двадцать один из них – в асфальте. Езжай в любое село, на любую улицу – в грязи не застрянешь.


–  Сёла нашего муниципалитета одними из первых в области были газифицированы, –  рассказывает глава. – В середине пятидесятых годов прошлого века ещё не было электричества, я школу оканчивал при керосиновой лампе. В шестидесятые свет в Панино пришёл. Это, скажу я вам, было событие!


Александр Попов с супругой воспитали четырёх сыновей – сегодня уже взрослых мужчин, у троих из них сложились свои семьи, они подарили родителям семерых внуков. Сергей и Владимир Поповы – люди в погонах, полицейские. Олег и Игорь Гончаровы выбрали другие профессии. В 1995 году Поповы взяли сыновей свояченицы, умершей от рака мозга, к себе в дом и вырастили как своих.


Первым делом глава поселения повёл нас в школу, он  сам – её выпускник, здесь учились его дети. Сейчас в школе занимаются сто двадцать три ученика, двадцать – первоклассники. Пять прошлогодних выпускников поступили в липецкие вузы на бюджетные места, чем порадовали и родителей, и учителей, давших качественное образование. В сёлах муниципалитета подрастают сто девять ребятишек до шести лет, сорок шесть посещают детский сад. И все – от мала до велика, любят приходить в местный клуб, куда направились и мы.



В горнице моей светло


Фольклорный коллектив «Горница» из села Панино – коллектив известный и любимый ценителями родного, русского творчества. С его солистами «Итоги недели» знакомы давно, они – постоянные участники фольклорных фестивалей «Рождественские встречи» и «На Покров». Но к ним в дом мы попали впервые. Галина Анатольевна Бахаева, Прасковья Николаевна Корабельникова, Наталия Ростиславовна Кудинова, Елена Викторовна Лыткина и гармонист Пётр Алексеевич Прохоров – истинные дети своей земли. На ней родились, на ней работают и плодами своего труда кормятся, её же и воспевают. «Горница» –  хранитель вековых традиций добровской, липецкой земли и проводник от панинской старины к нашему настоящему.


Они впервые собрались в сельском клубе более двадцати лет назад. Вспоминали своё детство, которое прошло под звуки гармошек и балалаек, разучивали песни и частушки, доставшиеся в наследство от мам и бабушек, слушали рассказы Прасковьи Николаевны Корабельниковой, сохранившей в памяти огромное количество местного фольклора. Паня из Панино, –  так о ней с любовью говорят односельчане, да и сама Прасковья Николаевна так и представляется, –  частушечница, плясунья, живая достопримечательность села. Она же – автор двух сборников стихов и частушек, которыми щедро делится с каждым, кто приходит на концерты «Горницы».


–  В нашем детстве все сёла пели, –  говорит Наталия Ростиславовна Кудинова. – На Масленицу в центр Панино со всей округи приходили ряженые, многие на лошадях приезжали, на стадионе устраивали сцену – и гуляли. Праздновали мы не только сезонные и государственные праздники, но и престольные. Храм в Панино не закрывался в годы воинствующего атеизма, поэтому сюда на службы приезжали изо всех окрестных сёл и деревень, из Липецка. Мы отмечали Ильин День в Панино, Успение –  в Богородицком, Покров Пресвятой Богородицы – в Филатовке – и ещё летнюю Казанскую двадцать первого июля.


–  А ведь и наш храм хотели закрыть навсегда, да народ не позволил, не побоялся встать за свою святыню, –  подключается Прасковья Николаевна. – Сегодня у нас красота – храм светлый, чистый, прихожан в нём немало. У нас служит замечательный молодой, деятельный батюшка Олег. Я про нашу церковь стихи написала:



Скромный храм, не царские ворота,


Но с утра спешит сюда народ.


И всё тот же батюшка, Олег наш,


Послушанье Господу несёт…



–  Сёла наши всегда были крепкими, даже зажиточными. Малый Хомутец и Панино – родина лука, по пять тонн сажали. И это несмотря на то, что Малый Хомутец считался раньше купеческим селом, здесь торговали, делали хомуты – отсюда и название. А какая картошка у нас – нигде вкуснее не найдёшь! – восклицает руководитель «Горницы» Галина Анатольевна Бахаева. – И «виновата» в этом наша земля – плодородная, щедрая. А посади те же самые сорта в другом месте – результат будет иной. Я родом из Малого Хомутца, пахали там все – и взрослые, и дети. Выйдешь лук полоть, глянешь на поле, а ему конца и края не видать – уходит за горизонт. Городские ребята, приехавшие к бабушкам на лето, бегут на речку купаться, а мы им только в спину глядим, вздыхаем. Мама тоже вздохнёт, но всё равно не разрешает уходить – нужно всем своё отработать. Колхоз у нас был огромный, многолюдный – его за это в народе прозвали Китаем. В летнюю практику кто пас коров, кто свёклу полол. А за это колхоз нам оплачивал поездки по стране – где только школьниками не побывали!


–  Я тоже из Малого Хомутца, –  делится воспоминаниями Наталия Кудинова. – Торговала своей продукцией с детства –  капусту с отцом на рынок в Рязань возили. Там за прилавком и учила математику. В 1974 году пришла в колхоз работать поваром, в четыре утра вместе с доярками шли на ферму, а возвращались, когда последнего опоздавшего водителя накормим. Если бы наш колхоз в своё время не развалили, людям бы намного легче жилось...


Так за воспоминаниями и разговорами под вкуснейшие огурчики и пирожки с пончиками, приготовленные спорыми руками Наталии Ростиславовны, мы и провели более часа. Рассуждали, по чему больше селяне скучают: по колхозным будням или по-молодости. Решили, что тоскует душа русского человека по утраченной соборности, общинности. Разъединяют нас время, ситуации, новые веяния и навязываемые извне ценности. Но, как может, сопротивляется этому народ. Радуются панинцы тому, что сейчас в клубе полно детей – всех их собрала в танцевальный ансамбль Мария Алексеевна Нащинец – она не только учит сельских ребятишек русским танцам, но и знакомит с историей всех окрестных сёл.


–  Одна из самых завораживающих легенд ходит у нас про Буянкину яму, –  заведующая панинской библиотекой Елена Викторовна Лыткина проводит нас среди полок с книгами и рассказывает удивительную историю. – Сегодня это заросший овраг с разломом в породе. А когда-то здесь была огромная пещера, в которую Буянка въезжала на лошадях. Кто такая Буянка – не известно, зато все местные знают, что женщина эта обладала необузданным нравом. Так вот, когда она на своей колеснице выезжала из пещеры, работавшие в поле люди разбегались, прятались, падали ниц, лишь бы не попасть ей на глаза – Буянка могла кнутами засечь до смерти. Рассказывают, что пещера та длинная – до самого Сокола – и спрятаны в ней несметные сокровища, найти которые никому не удалось. Как никому больше не удалось вообще в эту яму проникнуть, считается, что там совсем нет воздуха, и люди сразу же задыхаются.



Камни на камне


Церковь Илии Пророка в Панино действовала почти все годы со времени постройки на средства прихожан в 1858 году. Лишь в годы Великой Отечественной войны храм закрыли на короткое время, но его, как это ни странно, полностью даже не использовали под зернохранилище, склад или машинно-тракторную станцию. В храме четыре престола: главный – во имя святого пророка Илии, три придельных: правый – великомученицы Параскевы, левый – святых мучеников Фрола и Лавра, и придел Рождества Пресвятой Богородицы, расположенный в трапезной части. Прихожанином Ильинской церкви был и Владыка Никон, митрополит Липецкий и Задонский, который ещё ребёнком проходил со своими родителями пятнадцать километров пешком из Филатовки, где они тогда жили, до Панино на службу.


Вера людей добровской земли была настолько крепкой и верной, что не смогли власти закрыть храмы в трёх сёлах района – в Путятино, в Порое и в Панино.


А вот Богородицкой церкви Успения Божией Матери повезло меньше – в 1938 году на её двери повесили замок, в стенах организовали зернохранилище. Иконы местные жители разнесли по домам, всё, что не смогли или побоялись вынести, – погибло. Исчезли и большие храмовые колокола, да и сама звонница была разрушена. Местные жители говорили, что сначала из церкви задумали сделать клуб, даже кино один раз показали, но склад оказался важнее (что, быть может, и спасло намоленные стены от разрушения).


В начале нового тысячелетия местные жители устали жить без храма и начали самостоятельно очищать здание от мусора, вставлять окна и двери. Вскоре к землякам присоединились два брата – Николай и Алексей Послухаевы. В Воронеже они возглавляют крупные предприятия, но родное село не забывают, здесь – могилки родителей, здесь – корень рода. Однажды Алексею Ивановичу в Германии приснился сон: он был в храме родного Богородицкого, и святой благоверный князь Александр Невский, глядевший на него с фрески в нефе с северной стороны, произнёс: «Правильно делаешь». Вернувшись из командировки, братья Послухаевы приехали в село и на северной стене храма нашли уцелевшую надпись под фреской: «Блг. кн. Александр Нев­ский». Призыв Божий был услышан, и с 2002 года в церкви начались активные восстановительные работы.


Сегодня Успенская церковь – не просто красавица, она ещё и пример грамотной реставрации. А вечером, с наступлением сумерек, включается подсветка и храм превращается в горящую бело-синюю свечу, устремлённую в небеса.


–  Я начал служить в храме в 2004 году, –  рассказывает настоятель, протоиерей Андрей Сердюков. – К реставрационным работам внутри храма приступили в 2005-м и начали с уцелевшей фрески, написанной по мотивам картины Василия Поленова «Христос и грешница». Известно, что полотно, созданное Василием Дмитриевичем в 1888 году, церковь не приняла – оно имеет несколько несоответствий. Но храмовый художник одну оплошность Поленова устранил – написал Христа по канонам. А вот с грешницей всё-таки не справился: в Евангелии от Иоанна сказано, что ко Христу подвели женщину, взятую в прелюбодеянии. Поленов же изобразил блудницу в ярком одеянии с короткими рукавами. В Иудее блудниц не преследовали, тогда как замужних женщин, изменивших мужу, побивали камнями… Но когда мы приступили к реставрации, то уже под этой фреской обнаружили ещё один слой. Оказалось, что сначала храм расписывал кто-то из местных умельцев, барину такая на­ивная, лаконичная живопись, скорее всего, не понравилась, и он пригласил образованного живописца, который, вероятно, был поклонником Поленова.


В 2014 году храм Успения Пресвятой Богородицы отмечал 150-летие. А самому приходу – уже под четыреста лет. Дело в том, что ещё в самом начале истории села, возникшего на излёте Смутного времени на границе Дикого Поля, в 1627 году (возможно) была поставлена деревянная Успенская церковь. До сегодняшнего дня дожил лишь закладной алтарный камень древнего храма. На нём сейчас стоит часовенный столб. Отец Андрей Сердюков мечтает возвести там часовню, уже подготовил все нужные документы.



Живи и помни


Из Панинского сельского Совета на фронты Великой Отечественной ушло более семисот человек. Четыреста семьдесят солдат с войны домой не вернулись. Пришли живыми отец и дядя главы поселения – Михаил Семёнович и Иван Семёнович Поповы. Но никого из них сейчас не спросишь – ушли вслед за журавлями в свои небеса.


А вот Василий Филиппович Андросов – среди нас, в здравии и хорошей памяти. В ноябре ему исполнится 94 года.


Этого сельского паренька с семью классами образования на войне называли асом радиоэфира. Кстати, Андросов был в числе первых выпускников Панинской сельской школы 1937 года. Затем была Добровская колхозная школа, где юный панинец учился на счетовода. Окончил её Василий Андросов с отличием и вернулся в родной колхоз. В марте сорок первого он уехал в Подмосковье на торфоразработку, откуда его, семнадцатилетнего паренька, и взяли на фронт. Новобранец попал в Горьковскую дивизионную школу радистов, потом практиковался в Москве на Центральной радиостанции. И с середины сорок второго года – фронт.


–  Когда нас из Тулы везли на юг России, на ночёвку остановились в Липецке, –  вспоминает ветеран. – Мама с сестрой Наташей приехали повидаться, да свидание оказалось очень коротким – десять минут, и командир позвал в дорогу. Тогда ещё мама не знала, что два её старших сына, мои братья, Иван и Сергей, уже погибли. Но она как-то очень настойчиво просила меня обязательно вернуться, я пообещал – и слово сдержал.


Потом радист-разведчик Василий Андросов перехватывал асов люфтваффе в небе Украины, Польши и Германии. Немцы тоже настойчиво охотились за нашими радиоразведчиками, но Андросов и в этой схватке победил. Восьмое мая Василий Филиппович встретил в городке Цоссен в двадцати восьми километрах от Берлина, одним из первых принял сообщение о капитуляции Германии и передал радостную весть по полкам.


–  Через день нас повезли к горящему Рейхстагу, хотел написать что-то на его стене, да где там – подойти было невозможно, –  улыбается Василий Филиппович. – Радость какая – конец войне! До августа мы пробыли в Германии, а потом нас отправили на восточный фронт на войну с Японией, но уже в Белостоке объявили о капитуляции Квантунской армии. И мы отправились в Грузию. В сорок седьмом демобилизовался. Из писем родных мы знали, что дома голод, поэтому командование прицепило к поезду целый вагон, в котором мы везли муку, пшено, то есть продукты… Семьдесят два года мы жили в мире. А сейчас очень напряжённый момент наступил. Может, кто на Западе забыл, что такое война? Тех, кто её пережил, и у нас, и у них осталось совсем немного. Но здравомыслящие люди должны же понимать: если громыхнёт, то придёт конец всему!



Забавы Стрыгиных


В доме Корнауховых своего защитника так и не дождались – Фёдор Данилович Корнаухов погиб в первом же бою под Смоленском. Его жена – Фёкла Алексеевна –  ждала мужа всю жизнь, ведь никакого документа о смерти супруга она не получала, считалось, что пропал без вести. И только недавно благодаря поисковикам удалось обнаружить воинское захоронение, в котором нашёл последнее пристанище панинский солдат Корнаухов.


…Мы все живём по-разному. Кого-то устраивают оттенки его жизни, но есть и те, кто изо всех сил старается раскрасить не самые яркие будни.


Варваре Фёдоровне Стрыгиной в следующем году – девяносто. Она родилась в многодетной крестьянской семье Корнауховых, где воспитывалось девять детей. Пережила войну, голод, девчонкой собирала золу по селу, кошенину (коренья от скошенной травы). Семья жила бедно, одежды на всех не хватало, вот и ходили с сестрой в школу по очереди. Нужда не позволила учиться долго, в четвёртом классе вместе с тёткой пошла на торфоразработку, пахала на волах на колхозных полях, выращивала табак, работала свекловичницей. Но было то, что Варвара Фёдоровна делала всегда, несмотря ни на что, – ходила вместе с мамой в церковь Богу молиться и рукодельничала.


–  Я в девять лет уже шила платьица своим сестричкам, –  говорит Варвара Фёдоровна. – Все на улицу гулять, а я за иголку с ниткой хваталась. Мы всю жизнь перед иконами прожили, боялись, но молились. Видно, за это Господь долгую жизнь и послал. Когда наш храм закрыли, сделали в одном из приделов склад, я на волах возила зерно – и тоже боялась: грех из церкви зернохранилище сооружать. Когда вышла замуж, стала обшивать всю родню, даже шубы мастерила, сама шкурки выделывала. Но в восемьдесят руки начали болеть, от шитья отказалась. Но без рукоделия сидеть не могу. Вот тогда и принялась коврики делать, методику сама разработала: все тряпочки, ткани разорвала на мелкие полосочки-клочёчки, из них и шью. Я всё детство в бедности прожила, быть может, оттуда и мои клочки.


Сейчас в доме Варвары Фёдоровны ковриков – уйма: здесь то солнце закатное, то гвоздика яркая, то распустившаяся роза, а то и круги на воде. Машинка мастерицы стоит у окна, ворожит Варвара Фёдоровна над своими клочёчками, а сама в окошко поглядывает. Смот­рит, как бороздит местные речные просторы, так охотно принимающие в себя небеса с облаками и звёздами, её рукодельный сын.


Сергей Стрыгин – из «левшей». Своими руками может всё: трактор собрать, лодку построить, аэросани сделать, теплицу поставить. Он мечтал стать лётчиком, работает водителем, но всю жизнь мастерит лодки. И сам смеётся, что мечта о небе не умерла – реализовалась в виде винтов на лодках. Последнее изобретение Сергей Иванович назвал аэроглиссером, на этой чудо-машине он очищает реку и озеро от зарослей водорослей и камыша.


–  В компании лодку мастерить быстрее – можно и в несколько дней уложиться. Да я привык работать один, управляюсь за месяц-полтора, –  делится Сергей. – Делаю всё на совесть, один раз – и на всю жизнь. Поэтому ко мне и обращаются, не торопят, знают – исполню всё на сто процентов. Сейчас уже кататься на лодках не люблю – только работаю на них, а в молодости до базы отдыха «Политехник» всю панинскую молодёжь на дискотеки перевозил.


Небо от Сергея никуда не ушло. Каждый раз, когда он заводит мотор своего аэроглиссера или берёт в руки обыкновенное весло, он видит небо отражённым в речной глади.


Найти своё небо можно где угодно, главное мечтать и работать, работать на радость и на благо людям, тогда и небо превратится в небеса – а там благодать…

"ЛГ:итоги недели". Евгения Ионова
 
По теме
22 марта в православном церковном календаре, это день почтения памяти сорока мучеников Севастийских, а в народе это день называют "СОРОКИ", или "Жаворонки".
Семинар «Монастырское подворье» - Елецкая епархия В рамках разработки программы курсов повышения квалификации насельников и сотрудников монастырей Русской Православной Церкви, несущих послушания, связанные с сельскохозяйственной деятельностью обителей,
Елецкая епархия
Новый духовно-просветительский проект стартовал в Липецком филиале РАНХиГС - Липецкая Епархия По инициативе руководства Липецкого филиала Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы в 2024 году начал свою деятельность духовно-просветительский проект «По душам».
Липецкая Епархия
Специалисты из Воронежа провели прием юных липчан - Управление здравоохранения 28 марта 2024 года на базе поликлиники ГУЗ «Областная детская больница» был организован консультативный прием специалистами клинических кафедр Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н.
Управление здравоохранения
Фонд «Милосердие» передал липецким медикам высокотехнологичное оборудование - Липецкая ГТРК Лия Мурадьян Помочь с закупкой попросили сами врачи Фото предоставлено пресс-службой Фонда «Милосердие» Благотворительный фонд «Милосердие» помог оснастить липецкую городскую больницу №3 современным медицинским оборудованием.
Липецкая ГТРК
Литературный час «Русской песни запевала» - Межпоселенческая библиотека Сегодня редко найдёшь человека, который бы не слышал, а может и сам не распевал бы в компании «В городском саду играет духовой оркестр», «Три года ты мне снилась», «Потому, потому, что мы пилоты», «На крылечке твоём», «Хвастать,
Межпоселенческая библиотека