Если обратиться к цифрам, то в нашей области протяженность автомобильных дорог составляет более 16,5 тысячи километров. Это сотни, если не тысячи гектаров асфальта и щебня. Как факт можно отметить, что каждый метр дороги отнимает у нас частичку природы. Однако этот аргумент оказывается не слишком весомым на фоне потребностей современного общества, нуждающегося в доставках, перевозках, транспортировках и так далее. Поэтому дороги продолжают и строить, и ремонтировать, в том числе и в нашем регионе. А восстанавливаются дороги, кстати, с учетом всех норм и стандартов технического регламента Таможенного союза — документа, отличающегося строгостью и принципиальностью.
— Работы на всех объектах постоянно проверяются, ведется контроль над тем, чтобы не был нарушен экобаланс местности, — рассказал консультант управления дорог и транспорта Липецкой области Артем Клюйков. — Даже при строительстве или ремонте мостовых сооружений мы предусматриваем специальные отстойники, отфильтровывающие вредные отходы автотранспорта, дабы не загрязнить воду.
Но то, что к ремонтам нареканий нет, еще не говорит о полном порядке в отрасли. Есть еще масса старых дорог, построенных до принятия современного техрегламента, и они по старинке нарушают экологию. Есть нарекания к работе ремонтников, выполняющих свои обязанности шумно и пыльно. Масса претензий к асфальтобетонным заводам. Большой вред дорожному полотну наносят большегрузы. Не только портят вид, но и губят природу несанкционированные свалки вдоль дорог. А уж сколько споров вызывает обработка магистралей зимой солью и различными химикатами...
Кстати, по последней проблеме общественники готовы предложить свое решение. Они советуют посыпать дороги в гололед мелкофракционной гранитной крошкой, которая, по их словам, является «копеечным» материалом. Если к тому же построить специальную снегоплавильную станцию, то такой «реагент» можно будет использовать снова и снова из года в год. К тому же на этой самой станции предполагается очищать и воду перед ее спуском в реки, что также является плюсом. Правда, использование гранитной крошки будет способствовать большему износу автомобильных шин, а это уже минус.
Еще один вариант — некоторые участки загородных дорог зимой вообще не посыпать, а использовать так называемый «снежный накат», уплотненный слой из снега, который позволит сберечь дорожное покрытие в холодные месяцы. Кто знает, может, сегодня это идеи, а завтра — действующие технологии.
— В 2015 году в нашей стране началась разработка справочников наилучших доступных технологий, направленных на минимизацию негативного воздействия на природу, — сказала в заключение руководитель комиссии и председатель президиума областного отделения «Всероссийского общества охраны природы» Наталья Пешкова. — Мы надеемся, что подобные справочники будут подготовлены и для дорожного хозяйства.
Выслушав все точки зрения, участники заседания пришли к выводу, что построить хорошие дороги или отремонтировать имеющиеся — не проблема. Массу вопросов вызывают скорее сопряженные с этой деятельностью нюансы. Свои рекомендации комиссия подготовила для рассмотрения областным управлениям и дорожным предприятиям. В заседании приняла участие председатель областной Общественной палаты Валентина Кисенко.
"Липецкая газета". Любовь Мархасина