Бал правит выдумка
И вдруг завод остановился. Мечтатель исчез. Ему надоело заниматься производством облаков, и он отправился в морское путешествие с бродячими актерами. Где теперь срочно отыскать ему замену? Ведь настоящие мечтатели — большая редкость.
Обо всем этом читатель узнает уже на первых страницах повести «Мысли для облаков» молодой липецкой писательницы Алены Кашуры. Это вторая книжка Алены. Причем обе вышли в Москве. История о Пышусе, человечках-пухликах, девочке по имени Огонек и других необычных персонажах выпущена издательством «Аквилегия-М» весьма немаленьким по нынешним временам тиражом в три тысячи экземпляров.
Самое, по-моему, интересное, что автор повести, где бал правит изобретательная, очаровательная выдумка, — газетчик. А в газетах фантазия не в чести, в них ценятся проверенные, правдивые факты. Но газета, в которой работает Алена Кашура, особенная — детская. В ней игра воображения, наоборот, приветствуется, прямо-таки культивируется. И называется эта газета не «Вести», не «Новости», а «Золотой ключик», что, ясное дело, не случайность. Можно чуть-чуть перефразировать классика: в «Ключике» берут будничную действительность и творят из нее забавные, увлекательные сказки. Правда и вымысел на ее страницах дружат, переплетаются, поддерживают и подпитывают друг друга.
В «Золотом ключике» следуют завету Корнея Чуковского, которому когда-то сильно доставалось от критиков за то, что он якобы уводит своим «Крокодилом» или «Мойдодыром» детей от практической, полезной информации об устройстве, допустим, динамо-машины в пустоту абсолютно нереальных приключений и персонажей. А Корней Иванович недоумевал: «Почему они думают, что если прочитать малышу «Конька-Горбунка», он непременно отвратится от всякой механики и до старости лет будет мечтать о жар-птице? Откуда взялся у них этот тупой ультиматум: либо сказка, либо динамо-машина? Как будто для того, чтобы выдумать динамо-машину, не понадобится самой смелой фантазии?! Ее нужно тщательно воспитывать с самого раннего детства — как воспитывают музыкальное чутье, а не топтать сапогами».
Рассказывая сказки, Алена Кашура и ее коллеги как раз и готовят наших мальчишек и девчонок к жизни — умной, наполненной добротой и дружелюбием, по-настоящему богатой — естественно, речь идет о богатстве душевном, а не о банковских счетах. Так что сочинительница «Мыслей для облаков» получила отличный творческий тренинг. И новая ее книжка — закономерное продолжение того, что она талантливо делает как журналист.
Сейчас немало людей, кто с помощью сказки не оберегают, а разрушают детство, ломают и уродуют детскую психику. Кто-то, например, выбирает в качестве главных героев, представьте себе, не зайцев, не белок, не стойких оловянных солдатиков или, как Алена Кашура, трудолюбивых пухликов, а, прошу прощения, экскременты, струйку мочи, а то и что-нибудь еще более пахучее. Развязки иных сказочных сюжетов попросту ошеломляют, когда веселую свадьбу играют не принц с принцессой, не Иванушка с царевой дочкой, а два принца или две царевны. Это именуется воспитанием гендерной терпимости, прививкой толерантности.
Слава Богу, Алена Кашура в этих небезобидных играх не участвует. Она верна традиции и явно числит среди своих учителей Андерсена и Астрид Линдгрен, Николая Носова и Джанни Родари, Коллоди и Алексея Толстого.
Путеводитель по детству
Почти одновременно с «облачной» историей Алены Кашуры появилось и другое любопытное издание, связанное с детством. Но оно о детях, а не для детей. Известная липецкая журналистка Лидия Бова много лет работала над серией сборников о земляках, погибших в «горячих точках», начиная с Афгана. Она сама потеряла сына, посмертно удостоенного звания Героя России, и это побудило ее взяться за нелегкое дело увековечения памяти жертв военных конфликтов последних трех десятилетий.
На этот раз она предстала в совершенно иной, неожиданной, ипостаси. Лидия Бова терпеливо записывала, что и как говорит ее маленькая внучка, которой, надо полагать, в честь бабушки тоже дали имя Лида. Понятно, что Лида-старшая пошла по стопам все того же Корнея Чуковского, воспользовавшись для образца знаменитой его книгой «От двух до пяти». И у нее получился полный юмора, добродушной иронии и пристальных наблюдений «бабушкин дневник». Его привлекательность удваивается, утраивается благодаря массе иллюстраций, когда милые детские рисунки чередуются с фотографиями героини — Лиды-маленькой. Про томик с веселым названием на переплете «Держи щеки надутыми» не тянет длинно рассуждать. Его приятнее цитировать.
«Лида: «Окружает меня бабушка со всех сторон». «Играет с плюшевым китайским динозавром. «Не обижайте его», — обращается к нам. А к нему: «А ты не плачь, я тебя взамуж возьму». «Мама говорит Лиде: «Бабушка идет в магазин. Что тебе купить?» — «Дедушку!» — «У тебя же есть один». — «Мне много надо». «Мама спрашивает: «Ну что, Лида, давай спать?» Лида: «Нет, я еще мир не повидала». «Лида увидела в окне осу: «Бабушка, не гони ее. Может, она привела своих осенят. Покормить их решила». «Лида играет с утенком Скруджем. «Он заболел капитализмом», — сообщает ребенок. — «А что это такое?» — «Это болезнь такая».
Кстати
Поулыбались? Но при том, надеюсь, и почувствовали, как серьезно, основательно, по-своему мудро осваивает нашу реальность девочка. Как объясняет непонятное, запутанное в нашей взрослой жизни благодаря все той же фантазии. Как легко рождаются в детском мозгу новые измерения и смыслы повседневных событий. Иногда это умиляет. Иногда настораживает и заставляет задавать себе вопросы: если ребенок увидел что-то именно так, нет ли каких-то изъянов и промахов в нашем собственном поведении, в наших отношениях между собой? Ведь не случайно Чуковский просил не зачислять его «От двух до пяти» в разряд комической, юмористической литературы. Он просил вчитываться в книжку как в научное исследование детской психологии, как в путеводитель по детству.
"Липецкая газета". И. Неверов