Именно так – без обязательных кавычек – хотелось бы назвать событие, состоявшееся 12 сентября в областном центре Романовской игрушки, что в селе Троицкое Липецкого района. В этот день здесь открылась персональная выставка Народного мастера России Анастасии Короленко «Ожившая сказка романовских образов»
Большое видится на расстоянии. Это правда. Ушёл в небытие старинный город Романов – некогда форпост на границе Московского княжества. Сто лет назад завершилось царствование на Российском престоле династии самодержцев из рода Романовых. А вот такая маленькая, хрупкая вещица (как её ещё несколько десятков лет назад назвали бы – безделица), как глиняная игрушка – дожила до наших дней. И не превратилась в музейный экспонат. Она – живое продолжение традиции, которая тоже могла бы уйти в небытие, если бы не люди. Такие, как Иван Фёдорович Гункин, Виктор Васильевич Маркин и новое поколение мастеров-гончаров, среди которых один из самых ярких – Анастасия Короленко.
– «Ожившая сказка…» – это моя первая персональная выставка, к которой я готовилась всю сознательную жизнь, – говорит Анастасия Сергеевна. – Двадцать лет я занимаюсь только романовским промыслом. А узнала про игрушку ещё маленькой девочкой. В 1994 году пришла в кружок при Троицкой школе, который организовал Виктор Васильевич Маркин, и поняла, что нашла своё призвание. Мы тогда занимались в подвальном помещении, но там всегда была тёплая творческая обстановка и уходить оттуда не хотелось. Занятия в кружке, слова и поддержка Виктора Васильевича стали для меня настоящим толчком к тому, чтобы продолжить учёбу на художественно-графическом факультете ЛГПУ, защитить дипломную работу на тему романовской игрушки и стать Народным мастером Российской Федерации.
За её плечами – сотни и сотни фигурок, характерных для гончарного промысла нашего региона. И, несмотря на столь значительный опыт (что никак не связывается с образом этой молодой женщины), для Анастасии Короленко до сих пор важно изучать наследие старых потомственных мастеров, копаться в музейных запасниках и отгадывать загадки из прошлого, в виде археологических находок каждую весну выходящих на поверхность из земли.
Хорошая это профессия – играть в куклы, создавать игрушки, находить образы, которые до тебя ещё никто не находил.
– Сегодня я увлечена образом индюка – это яркая и харизматичная птица. В нашей традиции индюк – это оберег для детишек, а мне, маме семилетней Евы, эта тема очень близка… Но мне очень хочется найти свой личный сюжет, как Виктор Васильевич. Он сделал птицу Сирин, объединив романовскую барышню «романушку» и птицу, характерную для русской традиции. И этот образ стал уже признанным всеми искусствоведами и мастерами нашей страны. Вот и я мечтаю оставить свой след в романовском промысле.
Говорят, что все фигурки, вышедшие из-под рук Анастасии Короленко, очень похожи на её характер – плавные, ровные, обладающие нежной пластикой, но сильной внутренней энергетикой. Уже несколько лет Анастасия преподаёт в том же кружке, где когда-то сама получала азы гончарного дела. Только теперь ребята учатся лепить не в школьном подвале, а в просторных классах областного центра Романовской игрушки. И в каждом из своих учеников (работы которых также представлены на выставке), как и в дочурке, Анастасия пытается разглядеть будущего Мастера. Как тогда, двадцать лет назад, разгадал её Виктор Васильевич Маркин.
– Участвуя в различных, в том числе и международных, выставках, я стала понимать, что русские дети «наелись» иностранными игрушками, – считает Народный мастер России Анастасия Короленко. – На генном уровне они всё равно тянутся к своему родному. А ведь игрушка – это не простая болванка, бездушная и неинформационная. В ней – философия народа, его отношение к жизни.
Главным «экскурсоводом» на выставке стала первая свистулька-жаворонок, которую Анастасия Короленко сделала своими руками. Конечно, игрушка не ожила, просто про мастерицу сняли фильм, который предваряет саму выставку. И вот в этом фильме все образы, слепленные руками мастерицы, ожили, выяснили, кто из них архаичнее, а кто красивее, кто ценился дороже полтора столетия назад во время расцвета курорта Липецких минеральных вод, а кому было суждено стать прототипами новых сюжетных форм. Может ли такое случиться на самом деле? Вопрос, конечно, к детской аудитории. И всё-таки, когда всматриваешься в лица глиняных лихих наездников или надменных барышень, птичек или коров, нет-нет, да и покажется, что и они в свою очередь тоже смотрят на тебя… Ведь сказка для того и создаётся, чтобы иногда превращаться в реальность. Хотя бы для кого-то.
Анастасии Короленко повезло – она своими руками и талантом оживляет сказочные сюжеты, которые сама же и придумывает…