Его называют «папой липецкого джаза». Именно он 60 лет назад начал развивать новое музыкальное направление в нашем городе. За это время он воспитал десятки специалистов, которые работают не только в регионе, но и в профессиональных коллективах Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа и за рубежом
Художественный руководитель и главный дирижёр джазового оркестра Липецкого Дома музыки заслуженный работник культуры России Игорь Павлович Бойков 8 марта готовится отметить праздник… восьмидесятилетие.
Торжество намечено провести в Доме музыки в формате праздничного концерта «В этот вечер в танце карнавала». Дирижировать новой программой будет сам маэстро. Его поздравят коллективы и солисты Липецкого Дома музыки, популярные музыканты города и приезжие исполнители.
«Итоги недели» встретились с Игорем Павловичем, чтобы узнать, как зарождался джаз в нашем городе и как главному бэнд-лидеру региона удалось пронести через многие десятилетия энтузиазм, музыкальную оригинальность и новаторство.
Аккордеон – вне закона?
Отец Игоря Павловича, старший лейтенант МВД, был музыкально одарённым человеком – играл на балалайке, домре, мандолине, гитаре, баяне, неплохо пел.
Семья часто переезжала из гарнизона в гарнизон, и во время долгих путешествий в поездах пятилетний Игорь с удовольствием пел перед публикой в вагонах. Отец ему аккомпанировал, а благодарные зрители задаривали шоколадными конфетами.
С десяти лет, вспоминает Игорь Павлович, он уже «прилично играл на инструменте и чувствовал себя профессиональным артистом». И когда приезжал летом погостить к любимой бабушке в город Грязи, а немецкий тяжёлый аккордеон мог быть доставлен только через несколько дней с остальным багажом, то просто не находил себе места.
– Руки чесались, так хотелось играть, – смеётся Бойков.
Когда в 1958 году открылось Липецкое музыкальное училище, девятнадцатилетний Игорь Бойков уже выступал в эстрадном ансамбле в кинотеатре «Октябрь» (ныне концертный зал «Унион») у Германа Шалагина.
С Василием Михайловичем Лутовым, в то время начальником отдела культуры горисполкома, ветераном Великой Отечественной войны, талантливым тромбонистом и будущим директором музыкального училища, его познакомил Леонид Бондаренко, скрипач ансамбля.
– Все мы, первый набор музучилища, были самоучками, – вспоминает Игорь Павлович. – Но при этом уже многое умели. Ребята с нашего курса работали педагогами в городе и районах области.
Сегодня мало кто знает о том, что всеми любимый аккордеон, без которого джаз-бэнды не мыслили своей музыки, в 60-70-е годы был под запретом в советской стране. По этой причине Игорь Бойков окончил музыкальное училище по классу баяна и далее, по совету директора музучилища Василия Михайловича Лутова, поступил на заочное отделение театроведческого факультета ГИТИСа.
– Студенческие годы многое дали, – вспоминает Игорь Павлович, – привили мышление, вкус. Помимо театра и музыки, мы изучали историю живописи, часто ходили в музеи, на выставки, общались с интересными людьми.
Одновременно он занимался аранжировками и сочинительством. И когда старший наставник – директор Липецкой филармонии Владимир Дементьевич Ларьков (дружба с ним сохранится на долгие годы) – предложил прийти в филармонию, три года был её солистом, возглавил эстрадный ансамбль «Российские ребята».
«Меняю марки на ноты»
Человеком, в наибольшей степени повлиявшим на его судьбу, Игорь Павлович считает Василия Михайловича Лутова, заслуженного работника культуры РФ, организатора и первого директора Липецкого музыкального училища. Именно по его совету Игорь Бойков получил музыкальное образование, а позже окончил столичный вуз. Музыканты общались на протяжении многих лет.
– Он всю жизнь мне здорово помогал, – вспоминает Игорь Бойков.
Стараниями Лутова в 1981 году в Липецком музучилище было открыто эстрадное отделение – шаг революционный по тем временам, ведь основным музыкальным направлением на новом отделении стал джаз, вышедший из-под запрета, но ещё носивший «вражеское» клеймо. Жива была расхожая поговорка: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст». Василий Михайлович пригласил Игоря Бойкова возглавить новое музыкальное отделение.
Одновременно Игорь Павлович много работает и в других направлениях. Аранжирует джазовую музыку советских и зарубежных композиторов, пишет музыку к спектаклям областного и драматического театров, возглавляет не только ученический оркестр в музыкальном училище, но и эстрадный – в кинотеатре «Октябрь».
– Из оркестра «салонного типа» в кинотеатре я сделал настоящий джазовый, – вспоминает музыкант. – Усилил духовую группу, у меня стало больше труб и саксофонов. Проблем с репертуаром не было. На гастролях я познакомился с коллегой из Германии. Он пересылал мне ноты, а я ему – марки. Ещё ноты мне присылали музыканты из Эстонии, Латвии. К тому времени я сам уже писал и аранжировал, так что шли в ногу со временем, наша музыка мало отличалась от того, что играли в Европе.
Курьёзы сцены
– За долгую концертную жизнь разное случалось, – рассказывает Игорь Павлович. – Не обошлось и без ситуаций, когда искусство требовало жертв. Сейчас об этом весело вспоминать, а тогда мне как руководителю коллектива было не до смеха…
Помню, на гастролях много лет назад в моём ансамбле в первом ряду сидели я с аккордеоном и гитарист, который объявлял номера. Следующий ряд – саксофоны, третий – трубачи и тромбон, ударники и контрабас. Вдруг слышу за собой шум. Оборачиваюсь – контрабасист, отбросив инструмент, ухватился за «тарелку» и падает вперёд. За ним – второй, третий… Я с ужасом жду, когда очередь дойдёт до меня и я завалюсь со своим аккордеоном. Но кто-то удержал всю эту кучу...
Надо сказать, «обрушивший» оркестр контрабасист был человеком талантливым, но пьющим. Я потом заменил его на другого – качество и уровень, конечно, различны, другой мог только по нотам играть, не импровизировал, зато – надёжнее…
Или вот ещё – как-то на репетиции пианист с края сцены навернулся, ножка стула у него съехала во время темпераментной игры… Все мы так и обмерли. А он встал и говорит очень спокойно: «Не волнуйтесь, я жив…» Так что профессия наша в чём-то даже опасная (улыбается).
Липецку никогда не изменял
В биографии Игоря Павловича был период, когда он три года гастролировал. По совету своего друга и наставника Василия Михайловича Лутова отправился в турне по стране, чтобы разрешить свои финансовые проблемы, заработать на квартиру. Заработал. И больше из Липецка надолго уже не уезжал.
Был эпизод, когда бэнд-лидер СССР Вадим Людвиковский, художественный руководитель и главный дирижёр Концертного эстрадного оркестра Гостелерадио, пригласил его в Москву, в свой коллектив. Жизнь могла бы сложиться иначе, но Игорь Бойков отказался.
– Перспектива, конечно, заманчивая. Но я Липецку никогда не изменял, и не пожалел об этом, – говорит маэстро.
Игорь Павлович убеждён: музыкант не должен распыляться.
– В нашем городе можно хорошо жить и работать, – констатирует он. – Всего знать невозможно, но в своём деле надо постоянно совершенствоваться. Сконцентрировавшись на профессии, можно многого в ней добиться.
Вся жизнь Бойкова подтверждает правильность этой мысли. Когда в 2004 году в Липецке организовали городской джазовый оркестр, Игоря Бойкова пригласили художественным руководителем и главным дирижёром. В оркестре играют его музыкальные соратники и ученики, в том числе концертмейстер и некогда директор ансамбля «Российские ребята» Липецкой филармонии заслуженный артист РФ Валерий Маркин, саксофонист Дмитрий Кокшин, который сейчас возглавляет отделение «Музыкальное искусство эстрады» в областном колледже искусств имени К.Н. Игумнова, другие его ученики. За годы педагогической и оркестровой работы Игорь Бойков воспитал их сотни.
«Что хотел и могу – совпало»
С Липецким джазовым оркестром, которым руководит Игорь Бойков, выступали ведущие мастера российской сцены: народный артист России, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных Игорь Бриль, лауреаты международных джазовых конкурсов Дмитрий и Александр Бриль, лауреат фестиваля «Золотая труба Европы», член Международной гильдии трубачей Ахат Самадов, лауреат международных джазовых фестивалей Лембит Саарсалу из Таллина.
Джазовый оркестр Липецкого Дома музыки – дипломант международных фестивалей джазовой музыки в Белгороде и Тамбове, непременный участник больших городских и областных праздников. За год оркестр даёт более 40 концертов.
8 марта на юбилейном праздничном вечере Игоря Бойкова в Доме музыки будут представлены свинговый репертуар и популярные песни отечественных и зарубежных композиторов. Солисты – лауреат международного конкурса Наталья Волкова (вокал), Дмитрий Матвеев (вокал). Прозвучат соло в исполнении артистов-инструменталистов, что интересно, многие – в аранжировке Игоря Павловича. Перед зрителями выступят аккордеонисты – лауреаты международных конкурсов. Юбиляра собираются поздравить музыканты из Воронежского государственного университета искусств, Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина.
– Я счастливый человек, – говорит Игорь Павлович. – В моей жизни всё совпало: что я хотел и могу, я получил. У меня хорошая семья, моя жена Наталия Леонидовна меня вдохновляет и поддерживает, приходит на все концерты. Вырос сын. Любимая работа со мной до сего дня. Музыкальное исполнительство требует больших эмоциональных затрат и вместе с тем дарит чувство оптимизма. Я этим заряжаюсь, этим живу…
Татьяна Щеглова, "ЛГ: итоги недели", фото из семейного архива Бойковых и архива Липецкого Дома музыки