«Я перфекционист, и не хочу меняться»

Так говорит о себе липецкий художник Павел Зуданов, чью работу недавно отобрали для питерского проекта «Выставка одной картины».


Каждую неделю в Центре искусства и музыки библиотеки Маяковского зрители могут увидеть новые произведения современных художников в ином свете в прямом смысле слова. Как пояснил Павел, для этого был создан уникальный прибор.


– Он управляется компьютерной программой, индивидуально настраиваясь на каждую картину для лучшего восприятия её цветовой палитры. Порой, правда, случаются сбои, и как-то мои «Metamorphosis» «заклинило» на розовом освещении, что воспринималось как минимум странно.


– Думаешь, не соответствовало внутреннему посылу картины?


– Вспоминаю один случай как раз о таком соответствии. Было это на первом курсе, я недавно поступил, ходил модный, в светлых, почти белых джинсах, и был очень горд собой. Вот так однажды заявился на просмотр, продемонстрировал свои графические экзерсисы и со спокойной душой отправился домой. На остановке с ужасом увидел, что мои прекрасные светлые штаны уже не светлые, и тем более не прекрасные. Видимо, во время просмотра я задел одну из сохнущих работ старшекурсников и при ходьбе разнёс по ткани ядрёную гранатово-бордовую краску. Думаю, вывод о соответствии очевиден.


– Мог бы лёгким движением руки превратить брюки в хенд-мейд эксклюзив с авторской росписью.


– «Лёгким движением руки» брюки могли бы, по примеру одежды героя Андрея Миронова, превратиться разве что в шорты, да и то розовые, что для юноши в условиях ретроградного Липецка не лучший вариант.


Но, если серьёзно, я, наверное, в какой-то степени сапожник без сапог. Многие знакомые думают, что дома у меня всё в росписях, лепнине и прочих интерьерных излишествах. А я крашу стену в серый цвет, вешаю одну живописную работу, и больше мне ничего не нужно, хотя смогу сделать и цветочки, и кракелюры.


– ...Но у тебя есть твой серый, и ты счастлив?


– Именно! Зачем загромождать пространство невыразительными «суетливыми» деталями, если можно высказаться точнее, сильнее и, если хотите, умнее, более лаконичными средствами.


– Мы сейчас об интерьере, живописи или о жизни?


– Скорее, о первом и последнем. Живопись я бы исключил из этого ряда, так как порой идея автора требует именно детализации, некоего рассеивания внимания.


– А я только хотела спросить, как же тогда быть с твоими ассамбляжами, где без включения мелких предметов не обойтись. Некоторые уже стали узнаваемы.


– Ты про стрекозок? Да, это отдельная тема ( смеётся ). С ними связано много дорогих сердцу воспоминаний, как у вас, журналистов, принято говорить, «о начале творческого пути», о первых выставках, экспериментах, поисках, удачных и не очень приёмах и находках. Мои стрекозки летают повсюду, появляясь то в одной, то в другой работе (и в питерской, к слову, без них не обошлось), и мне не хочется с ними расставаться.


– С серым и сине-бирюзовой гаммой ты, по-моему, тоже ещё долго не расстанешься.


– Само собой, можешь даже написать, что Зуданов приверженец скандинавского минимализма ( смеётся ). Мне всегда нравился серый – спокойный благородный фон, на который идеально ложится яркое цветовое пятно.


– Паша, а тебе не кажется, что вот этот момент нашего разговора уже можно отделить от темы живописи и переложить на жизненное восприятие в целом?


– Хм... не думал об этом... А ты права! У людей серый в основном ассоциируется со скукой, унынием, рутиной, чем-то не слишком приятным, а мне в нём комфортно – ровная поверхность, размеренное течение жизни, к которому я всегда стремился. Серый – монотонный, но в то же время сложный цвет, и в этом его преимущество.


– Получается, ты рассматриваешь жизнь в целом как однородный фон для контрастных красочных пятен – твоих приоритетов или значимых событий, на которых делаешь цветовые акценты?


– Точнее и не скажешь. У каждого из нас есть особые категории существования. Только вот поступают все по-разному. Одни настолько загромождают холст своей жизни всяким мусором, что не видят важного за ерундой. Другие просто смешивают все краски, чистые, яркие, превращая их в непонятное месиво. Третьи тщательно выстраивают композицию, выбирают основные и сопутствующие цвета, стараются сделать картину идеальной.


– Ты, конечно, относишься к третьим.


– А я и не скрываю этого, тяга к постоянному совершенствованию в любом деле во мне с детства. Я – перфекционист, и не хочу меняться.


Штрихи к портрету


«С детства краски и пластилин привлекали меня больше, чем игрушки. По счастливому стечению обстоятельств попал к нужному педагогу – Ольге Сергеевне Буевой. Затем была ДХШ № 2 Липецка, где появился ещё один человек, которого я могу в полной мере назвать своим наставником, – Виктор Андреевич Пичугин. В период обучения участвовал и побеждал во многих городских и областных конкурсах».


На старших курсах худграфа ЛГПУ Павел начал активную выставочную деятельность, «засветился» в Липецке, Ельце, Воронеже, Сочи, Краснодаре, Иваново и Москве.


Читатели «МВ», возможно, помнят его по авторским проектам «Белое» в Центре изобразительных искусств, «Бумажное» в Липецком музее народного и декоративно-прикладного творчества, «Инстинкт» и «Части» в «NeboStudio».


Пару лет назад липчанин отличился на Фестивале молодёжной культуры «Арт Квадрат» в Иваново и на Всероссийском молодёжном форуме «Селигер». В 2015 году прошла персональная выставка «Холодное шёпотом».


Важной частью профессиональной жизни Павел Зуданов считает работу с детьми в школе-студии Ольги Буевой.


Художник о картине:


«Одна из последних работ серии «Горизонты». В этой картине цветовые гармонии и пластическая организация горизонтальных полос являются главными средствами художественной выразительности. Стрекоза как символ художественной свободы присутствует в работах последних лет; «Metamorphosis» не исключение. Девушка – она главная героиня – движется по живописной поверхности тут и там. Метаморфоза – как процесс превращения символа в образ, открывающий всё новые и новые живописные горизонты (полосы)».


«В современном английском существует сленговое значение слова cool. Оно означает и отстранённость, и восхищение одновременно… То, что делает Павел, вполне дружит и с эстетикой Хокни, и с эстетикой Хоппера, в методологиях и приёмах прочитываются ссылки и намёки на подходы Поллока и Раушенберга, а по заострённости и целям (если вообще в метафизическом коловороте ЖИВОПИСИ имеет смысл говорить о целях) – Утрилло и, может быть, Древин. Автор имеет право!


Павел играющий и Павел ироничный, играющий кодами и эстетиками ХХ века, создаёт повод для надежды, что через своё эстетическое хипстерство сможет понять и сделать то, что не смогли сделать мы, что-то важное, архинужное и очень необходимое для будущего ИСКУССТВА.


Ещё хотелось бы добавить, что в мир ЖИВОПИСИ пускают не всех – Павлу повезло».


Художник Сергей Бугровский

"Молодежный вестник". Екатерина ЛЁВИНА
 
По теме
27 марта в Липецком драматическом театре на Соколе состоялось традиционное празднование Дня театра.
Специалисты из Воронежа провели прием юных липчан - Управление здравоохранения 28 марта 2024 года на базе поликлиники ГУЗ «Областная детская больница» был организован консультативный прием специалистами клинических кафедр Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н.
Управление здравоохранения
Фонд «Милосердие» передал липецким медикам высокотехнологичное оборудование - Липецкая ГТРК Лия Мурадьян Помочь с закупкой попросили сами врачи Фото предоставлено пресс-службой Фонда «Милосердие» Благотворительный фонд «Милосердие» помог оснастить липецкую городскую больницу №3 современным медицинским оборудованием.
Липецкая ГТРК