Предание гласит, что боярин Р.Н. Телепнев-Оболенский в чём-то провинился, и московский великий князь и первый царь Иван IV Грозный предал его опале. Спасаясь от царского гнева, Роман Никитич бежал, на берегу Дона нашел каменную пещеру-пристанище. А потом перебрался к устью речки Вязовки, где собственными руками срубил часовню и келью.
Однажды к отшельнику пришли рыбаки. Нежданным гостям пришлась по душе рассудительность незнакомца, рассказали о нем в округе. Лесные тропы стали сбегаться к уединенной келье. Кто-то искал здесь совета, кто-то — душевного покоя. Некоторые приходили, чтобы остаться. Так был основан Данковский мужской монастырь.
Шел 1564 год. Телепнев-Оболенский вёл строгий образ жизни. Принял схиму и пострижение, поселился в затворе-келье с одним маленьким оконцем. Утверждали, что во время его молитв совершались чудеса — в засушливое время выпадал дождь.
Умер первый схимонах монастыря в 1647 году. И вскоре пошла молва о чудесах на его могиле. Когда там совершались панихиды, то многие больные и недужные исцелялись. В 1795 году на средства княгини Барятинской и данковской помещицы Муромцевой на могиле Телепнева-Оболенского была построена каменная часовня и установлено каменное надгробие из белого мрамора. В часовне бережно сохранялись вериги, четки, железный крест Телепнева-Оболенского.
После его кончины сменилось немало настоятелей. Особенно благополучна была обитель во время игуменства Варсонофия в 1743— 1751 годах. В это время здесь проживал архиепископ Казанский и Великоустюжский Гавриил, уроженец села Ярославы нынешнего Данковского района. Благодаря ему монастырь был обнесен каменной стеной, для братии были построены новые кельи.
Отставной обер-майор Авраам Иванович Спешнев, владелец соседнего села Спешнево, в 1748 году пожертвовал монастырю немалые денежные средства, на которые и была построена Соборная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
С 1790 по 1800 годы настоятелем монастыря был Макарий, принявший схиму под именем Серафим. Он известен как Серафим Данковский. При нем была возведена каменная церковь во имя Вознесения Господня с приделом Успения Пресвятой Богородицы.
А вот игумен Павлин оставил о себе недобрую память. Историки, и среди них первый данковский краевед, автор «Описания Данковского Покровского монастыря» В.И. Ермаков, отмечают, что он среди братии сеял раздор, затевал склоки, буквально завалил Святейший Синод доносами, не постыдился оговорить и покойного игумена Серафима. По его требованию была сломана часовня на могиле первого настоятеля, разобрана церковь Вознесения Господня. Только в 1814 году благодаря стараниям братии Павлина отстранили от игуменства.
В 1831 году в Данковском уезде свирепствовала эпидемия холеры. Данковский купец Г.Ф. Лебедев, побывавший в монастыре и молившийся на могиле первого игумена об избавлении его семьи от эпидемии, дал обет. И сдержал его — в 1837 году Григорий Фадеевич над могилой Телепнева-Оболенского соорудил деревянную часовню.
В 1845 году настоятелем был назначен Амвросий. Время его игуменства — настоящий расцвет монастыря. Тысячи страждущих стремились в Покровский мужской монастырь.
После революции монастырь был предан поруганию, затем полностью разрушен. Остался один фундамент. Но и его впоследствии не пощадили — все кирпичи растащили...
"Липецкая газета". Виктор Елисеев, краевед, член Союза журналистов РФ, лауреат областной премии имени И.А. Бунина