В областном суде Липецка сегодня проходит процесс по делу, которое решит судьбу города Задонск, который из-за построенной вблизи него платной дороги страдает от большого количества большегрузных автомобилей, объезжающих платный участок через исторический центр города. Государственная компания «Российские автомобильные дороги» («Автодор») оспаривает Постановление администрации Липецкой области от 04.04.2014 №165 «О введении ограничений на передвижении транспортных средств»
Согласно данному Постановлению с 21 апреля по 20 мая 2014 года введено круглосуточное ограничение на въезд и передвижение грузовых автомобилей, составов транспортных средств, тракторов, самоходных машин в границах участка трассы М-4 «Дон» на территории г.Задонска. Причиной введения ограничений послужило нарушение экологической безопасности. В марте 2014 года экологи взяли пробы атмосферного воздуха в данной местности и изучили их на предмет его загрязнения. Выявлено «систематическое (более трех раз в течение месяца) нарушение нормативов качества атмосферного воздуха вредными (загрязняющими) веществами, превышающими максимальную разовую предельно допустимую концентрацию любого из компонентов выхлопных газов». В Постановлении указывалось, что организацией, в ведении которой находится автомобильная дорога, является Государственная компания «Российские автомобильные дороги» (Воронежский филиал). Следовательно, по мысли администрации Липецкой области, данная организация должна была и обеспечить режим вводимого ограничения передвижения автотранспортных средств, в частности, установить знаки: «Движение грузовых автомобилей запрещено» (без указания массы), «Предварительный указатель направления», «Схема движения», «Указатель направления», «Схема объезда», «Направление объезда».
9 апреля 2014 года в Воронежский филиал Госкомпании «Автодор» поступило Уведомление от Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области. В нем содержалось требование об исполнении Госкомпанией Постановления №165, копия Постановления прилагалась. Госкомпания сочла эти требования неправомерными. На имя главы администрации Липецкой области было подготовлено письмо с возражениями от имени председателя правления Государственной компании «Российские автомобильные дороги» Сергея Кельбаха. Обеспечивать реализацию Постановления №165 Госкомпания не стала.
12 мая 2013 года главный государственный инспектор в области охраны окружающей среды Липецкой области Елена Бадулина привлекла Государственную компанию «Российские автомобильные дороги» к административной ответственности по ст. 7.6 КоАП Липецкой области и назначила наказании в виде штрафа в размере 50 тысяч рублей.
Незадолго до этого 5 мая 2014 года Государственная компания «Российские автомобильные дороги» подала заявление в Липецкий областной суд с требованием признать Постановление администрации Липецкой области №165 недействующим полностью со дня его принятия. Госкомпания считает, что Постановление №165 противоречит трем федеральным законам:
Автомобильная дорога М-4 «Дон» Москва – Воронеж – Ростов-на-Дону – Краснодар – Новороссийск является автомобильной дорогой общего пользования федерального значения. По мнению заявителя, «вопрос установления порядка временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения и оснований для этого является компетенцией Российской Федерации». Законы субъектов РФ могут вводить временные ограничения или прекращение движения автотранспортных средств в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения в границах населенных пунктов.
Администрация Липецкой области и Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области не согласны с доводами заявителя. Они ссылаются на ст. 72 Конституции РФ, где указывается, что охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, а также законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В качестве одного из аргументов в защиту своей позиции органы исполнительной власти Липецкой области приводят ссылку на статью 6 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», где значится, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха отнесено:
– принятие законов и иных нормативных актов субъектов РФ в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением;
– введение ограничений на передвижение транспортных средств в населенных пунктах, местах отдыха и туризма, на особо охраняемых территориях в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Липецкому областному суду надлежит проверить законность принятия оспариваемого Постановления №165 администрации Липецкой области.