Душа требовала творчества
Автор причудливых стеклянных фигурок Юрий Ларькин увлечен этим искусством уже около полувека. В начале семидесятых годов прошлого века он устроился на работу в стекольный цех елецкого завода «Эльта», выпускавшего кинескопы для телевизоров. А буквально через год на заводе открылся участок по изготовлению сувениров из дротового стекла, которое использовалось для производства электроламп в кинескопах.
– Попробовать себя на этом участке меня пригласил друг Вячеслав Стрельцов. Он и стал моим учителем. Вот это действительно был настоящий мастер, – уважительно произносит Юрий Владимирович.
Впрочем, через некоторое время Юрий и сам стал признанным профессионалом своего дела, которому впору было самому набирать учеников. Да только пришли 90-е, завод закрылся, и пришлось Ларькину на долгие годы оставить свое любимое занятие.
Но душа художника требовала творчества. И вот в какой-то момент вспомнилось, что где-то в закромах должно быть стекло, которым завод в лихую годину расплачивался с работниками за неимением наличных денег. Потом пришло неудержимое желание приобрести газовую горелку и нехитрые приспособления для работы со стеклом, и вновь хрупкие цветные прутики стали превращаться в руках мастера в произведения искусства.
Как прорастают эти крылья
Знающие люди говорят, что таких мастеров работы со стеклом, как Юрий Ларькин, по пальцам пересчитать можно. И все они по-своему уникальны, у каждого из них свой стиль, своя техника. Искусствоведы наверняка подыщут правильные слова, чтобы охарактеризовать стиль Ларькина и объяснить, чем его работы отличаются от произведений других мастеров. А вот сам елецкий мастер теряется, отвечая на этот вопрос, так что поневоле в памяти всплывают строки стихотворения Геннадия Шпаликова:
Бывают крылья у художников,
Портных и железнодорожников,
Но лишь художники открыли,
Как прорастают эти крылья.
А прорастают они так –
Из ничего, из ниоткуда.
Нет объяснения у чуда,
И я на это – не мастак!
– У стекла есть душа, и ее нужно чувствовать. Только тогда может получиться что-то настоящее. У меня, например, получаются абстрактные миниатюры животных. Причем, когда я пытался сделать животных максимально похожими на оригинал, они не смотрелись. А когда слушаешь душу заготовки, помогая приобрести форму, которую она сама хочет, стекло наполняется теплотой и светом. В этом вся соль, – поясняет Юрий Владимирович.
А потом через некоторое время добавляет:
– Садясь за работу, я не знаю, что в результате у меня получится. Только решаю, кого хочу сделать: оленя, лошадку или Чебурашку. Готовлю стекла разных оттенков. А какие из них буду использовать, определяю в процессе работы.
Стекло не терпит суеты
Больше всего мастер любит делать оленей и лошадей, хотя для него не составляет труда изготовить фигурки любого животного. Причем с любым сочетанием цветов. Хоть аиста с младенцем, хоть разноцветного петушка. А во время московской Олимпиады 1980 года умельцы «Эльты» десятками делали олимпийского мишку, который шел на ура у иностранных туристов и болельщиков.
Чтобы продемонстрировать журналистам процесс своей работы, Ларькин соглашается сделать лошадку.
– Работая со стеклом, нужно быть очень сконцентрированным, собранным и внимательным, – говорит мастер, выбирая заготовку и разжигая горелку. – Стекло не терпит суеты и спешки. Когда я работаю, то словно отключаюсь от всего мира, все посторонние мысли уходят, остаются только чувства.
Процесс изготовления очередного шедевра на первый взгляд кажется очень простым. Мастер берет стеклянную трубочку, держит ее под пламенем горелки, а затем начинает медленно вращать, гнуть и с помощью другой стеклянной палочки крепить к заготовке стекло других цветов. На самом деле занятие это не такое уж и легкое. В неловких руках или если хоть на несколько секунд остановить процесс, стекло запросто может треснуть. Ларькин же делает все с таким изяществом, словно в его руках не стекло, раскаленное до 600 градусов, а обычный пластилин.
– Это мой самый любимый момент, – признается Юрий Владимирович, ставя на подставку еще пылающую жаром лошадку. – За свою жизнь я сделал немало таких фигурок, но каждый раз радуешься, как будто у тебя вновь родился ребенок.
"Регион.Вести". Сергей Литаврин, фото автора