Право на защиту

На днях прочитал, как у Иосифа Бродского спросили, вернется ли он в постсоветскую Россию. Он ответил, что нет, и объяснил почему: «Вы так шельмуете свое прошлое, что это унизительно...».


У поэта был свой нелицеприятный счет к Советской власти. Но он понимал: тотальное шельмование ее, перечеркивание семидесяти лет родной истории опасны. И ясно видел: это отнюдь не детская болезнь сбитой с толку «новой России», не ветрянка и не насморк, а недуг посерьезнее. Если бы Бродский дожил до нынешнего дня, он бы наверняка испытал негодование, допустим, читая в русскоязычной Википедии, что маршал Жуков обрек на бессмысленную (!!!) гибель сотни тысяч солдат. Тот самый Жуков, на смерть которого поэт написал знаменитые стихи в торжественном державинском стиле.


Год отечественной истории давно закончился, но история продолжается. И продолжается война за правду о минувшем. Она идет в академических аудиториях и школьных классах, министерских кабинетах и газетах, на телеэкране и во Всемирной паутине.


Как защищаться от лавины лжи, фальшивых трактовок, предвзятых и односторонних гипотез и теорий? Может, на них просто не стоит реагировать? Как говорят на востоке: собака лает, а караван идет. Что-то подобное, каюсь, я написал в «Липецкой газете». И тут же мне позвонил заведующий кафедрой отечественной истории Липецкого педуниверситета Вячеслав Васильевич Фомин . Он сказал, что не согласен с этим и предложил встретиться. В редакцию он пришел вместе с другим авторитетным ученым Леонидом Иосифовичем Земцовым .


По-моему, наш разговор «на троих» может заинтересовать читателей «Липецкой газеты».


В.Ф.: В вашей статье был упомянут сериал «Штрафбат». Я попытался его смотреть, и у меня возникло прямо-таки физическое отвращение. Авторы делают вид, что желают  поведать всю правду о войне, о штрафных батальонах без прикрас, а в итоге получается фильм тенденциозный, полный  выдумок,  неточностей. Чего стоят хотя бы диалоги, эти омерзительные словечки типа «чпокаться», которые не могла произносить женщина-фронтовичка.


И.Н. При повторном показе на ТВ ненормативную лексику из «Штрафбата» вырезали. Чем кровно обидели режиссера. Купюры он назвал ханжескими, а отношение к его авторским правам — неуважительным, хамским. Дескать, из-за такой «цензуры» пострадала художественная ткань картины. Без матерных выражений нельзя раскрыть характер уголовника.


В.Ф.: Ну да! Вот Достоевский, Чехов, Горький сумели описать арестантов, каторжников, обитателей ночлежки, не прибегая к грубому речевому натурализму, к брани. А теперь без мата — никуда.


И.Н. Вообще-то скандалы вокруг «Штрафбата» начались  сразу после премьеры. Фронтовики,  историки буквально ловили сценариста и режиссера за руку на манипуляциях и передержках. Ваш коллега Максим Кустов, например, писал о поразительном анекдотическом невежестве авторов. Но те гордо заявляли, что они впервые приоткрыли завесу над запретной в советские годы штрафбатовской темой. И опять попались. Тот же Кустов страницами цитировал   фрагменты из «Живых и мертвых», из «Вечного зова», из книг Вячеслава Кондратьева и других советских литераторов, не обошедших эту сторону войны.


В.Ф.: Вот посмотрите, как эти люди чувствительны и щепетильны, если дело касается себя, любимых. Чуть что — неуважение, хамство. А бесцеремонное обращение с историей, которое ранит тех же ветеранов войны, да и вообще любящих свою страну людей, — разве не хамство? И ведь бесцеремонность проявляется не только когда речь заходит о событиях Второй мировой. Я  вам когда-то уже рассказывал о статье, где прямо в заголовке великого Ломоносова не постеснялись аттестовать дураком. Это вызвало возмущение историков. Но, оказалось,  дать отпор сочинителю и редактору, позволившим себе  подлость, не так-то просто. Письмо, где стояли подписи уважаемых ученых, положили под сукно. Мы обращались в весьма высокие инстанции, но безрезультатно. Защитить одного из самых выдающихся людей за всю историю Отечества там не сочли делом государственной важности.


И.Н. А с какой стати-то? У нас плюрализм, свобода слова. То, что для большинства свято, неприкосновенно, какой-нибудь беспредельщик может походя очернить, оскорбить, отвергнуть...


В.Ф.: Вот-вот. Но я  убежден: беспредельщикам надо отвечать. Жестко и резко. Вы их называете беспредельщиками, а я бы назвал  духовными эсэсовцами. Они в отличие от завоевателей говорят с нами на одном языке, но, в сущности, преследуют те же цели, что и гитлеровцы. Я найду взаимопонимание и с верующим соотечественником, и с неверующим, если они остаются русскими людьми, если не разрушают духовные основы нашего бытия. Но что общего у меня с теми, кто антигероя, какого-нибудь Власова, провозглашает героем, а подлинного героя, действительно спасавшего Россию, служившего России, ни в грош не ставит?


И.Н. Боюсь, нас с вами обвинят в желании лишить оппонентов права на свободный, ничем не скованный поиск истины, пусть она и наносит ущерб патриотическим чувствам. 


Л.З.: Вряд ли истина может нанести ущерб. Ее просто не надо оскоплять, изолировать от исторического контекста. А вот когда хлопочут не об истине, когда ее подменяют, тогда беда.


В.Ф.: Причем подмена готовится заранее, исподволь. Прежде чем перевернуть все с ног на голову, для начала высмеивают то, что в народном сознании живет как величественное, трагическое, героическое. Для этого годится и анекдот, и  издевательская реплика. Главное — уничтожить ореол святости.


Л.З.: Я почему-то вспомнил, как подростком смотрел французскую кинокомедию «Бабетта идет на войну». Там девица легкого поведения  в оккупированной стране нечаянно выручает сбитого немцами английского летчика, обводит вокруг пальца всех гестаповцев-эсэсовцев и получает  награду от высшего командования. Меня, мальчишку, выросшего на нашем кино о войне, это коробило. И я это себе объяснял так: ну, у них, на Западе, так вот и воевали. Там была не война, а забавная прогулка. Что, разумеется, абсолютно неверно. Но легкомысленная комедия создавала как раз такое впечатление.


В.Ф.: Кстати, заметьте: в Советском Союзе не рассказывали анекдотов о войне. Даже о немцах, о врагах анекдотов практически не было. А уж о своих и подавно.


И.Н.: Зато теперь нам  показывают анекдоты «про войну» на телевидении.


В.Ф.: Я это и имел в виду. Допустим, в шоу «6 кадров». Тут вам и Сталин, и наши разведчики, и партизаны. И все — смешно, ситуации нелепые, балаганные…


И.Н.: А разыгрывают-то их хорошие актеры. 


В.Ф.: Это еще хуже. Талант есть, а совести, ответственности, понимания, что творишь, — увы…


И.Н.: Это вы еще, наверное, не видели буффонаду «Гитлер капут!» Но авторы, скорее всего, считают свой фильм безобидной шуткой, пародией на сериал «Семнадцать мгновений весны»…


В.Ф.: Нет, здесь я настроен непримиримо: боль и память народа, потерявшего в той войне десятки миллионов, запрещают такие бестактные…


И.Н.: Молодежь говорит — безбашенные…


В.Ф.: Пусть безбашенные — игры и выходки. Особенно на фоне обескураживающего невежества по части истории.


И.Н.: Знаете, Вячеслав Васильевич, вот вы настаиваете на быстром и остром реагировании, если кто-то осмеливается поносить Ломоносова или помещать на одну доску эсэсовцев и наших «смершевцев». Но мне представляется, что на каждый чих не наздравствуешься. И задачу надо бы сформулировать иначе: детям, молодым необходимы знания и убеждения, которым не страшны кавалерийские наскоки нигилистов. Поэтому,  наверное, как бы в продолжение идеи о выверенном едином школьном учебнике по истории ваши коллеги сейчас заговорили о воспитании историей уже даже не с первого класса, а с дошкольного возраста.


В.Ф.: Так, в сущности, в России было всегда. Об Александре Невском, о Куликовской битве, о Бородино, о героях Великой Отечественной детям рассказывали задолго до того, как они надевали школьную форму, осваивали чтение. Были короткие увлекательные книжки о замечательных соотечественниках. Делали свое великое дело  и русские былины, и сказки. То есть  к моменту, когда ребенок раскрывал  учебник, он уже обладал определенной суммой даже не информации, а впечатлений, переживаний, из которых и прорастает  интерес к прошлому Родины. Ну и, конечно, огромное значение имело религиозное воспитание, по крайней мере, до революции.


И.Н.: То есть иммунитет против нигилизма вырабатывался рано. Но сейчас вернуться к этому, согласен, бесценному опыту нелегко. Хотя бы потому, что родители, вступившие в пору самоосознания в середине или конце двадцатого века, ни интеллектуально, ни духовно, ни душевно не способны дать детям то, о чем мы говорим. И вот в этой связи хочу спросить о ваших выпускниках,  о тех, кто все-таки приходит работать в школу. Сталкиваясь с детьми, которым надо объяснять все с нуля, которые ничего не ведают об истории, они не разочаровываются в профессии, не впадают в безнадегу?


Л.З.: Я думаю, в регионе нет школы, где бы ни работали выпускники липецкого истфака. Встречаясь с ними, свидетельствую: никакого разочарования, тем более отчаяния у них нет. В конце концов, они сами не столь уж и давно были школьниками, им известна ситуация. Неготовность, неосведомленность детей — это данность. Из нее следует исходить, пробуждая  у них потребность узнать, понять, как жила, трудилась, сражалась, крепла страна. Наши воспитанники способны решать эту задачу. Они верят в принцип, который можно прочитать у нас на факультете: «Историческое образование — основа государственной безопасности России». А видели бы вы, с каким запасом энергии возвращаются студенты после педпрактики! Им нравится работать с детьми, они ощутили вкус педагогического труда. И школу, мне кажется, выбрало бы большинство, если бы не жалкие зарплаты.


В.Ф.: Наши преподаватели, выпускники, студенты верят в свою миссию. Но государство и общество должны проявить заинтересованность в том, чтобы они реализовали свои возможности. И тут нельзя ограничиваться концепцией единого учебника. Нужна патриотически ориентированная концепция всего гуманитарного образования, последовательная и внятная государственная политика в сфере просвещения и воспитания. Пока же она, может, и внятная, но далеко не всегда государственная. А насчет последовательности… Помните, как одно время все обсуждали создание комиссии по борьбе с фальсификациями в истории? Где эта комиссия, в рабочей группе при которой состоял и ваш покорный слуга? Нас пару раз собирали —  тем дело и кончилось. Между тем воспитание — это процесс непрерывный. Воспитывают не только  уроки истории, литературы, родного языка. Когда ты едешь в автобусе, где все надписи на немецком, то чувствуешь себя  странно. Может, работает генетическая память. Неужели нельзя потребовать от хозяев общественного транспорта эти надписи убрать? А обилие иноязычных вывесок, иностранных названий, иногда даже и написанных латиницей? Это  тоже  разрушает национальное самоуважение.


И.Н.: Однажды наша газета предлагала решение. Нет, ничего не запрещать, но обложить всю эту иностранщину специальным налогом. У кого недостает разума, совести, культуры, чтобы не допускать  показушного и пустого «западничества»,  должны платить.


В.Ф.: Но эти меры возможны лишь при условии, что та самая патриотическая стратегия будет осуществляться настойчиво, последовательно и строго.

Ещё новости о событии:

Коллаж Николая Черкасова На днях прочитал, как у Иосифа Бродского спросили, вернется ли он в постсоветскую Россию.
15:52 10.08.2013 Липецкая газета - Липецк
Право на защиту - Липецкая газета
На днях прочитал, как у Иосифа Бродского спросили, вернется ли он в постсоветскую Россию.
11:45 10.08.2013 Липецкая газета - Липецк
 
По теме
  26 марта в рамках профориентационной работы преподаватели и сотрудники кафедры математики и физики провели мастер-класс «Интересное электричество» для студентов Липецкого колледжа строительства,
  В период с 25 по 28 марта в нашем университете проходили встречи студентов выпускных курсов с представителем Администрации городского округа Мытищи, директором МБОУ «Гимназии № 1» Петровой Ольгой Анатольевной.
  22-23 марта 2024 года в Твери состоялся ежегодный Всероссийский слет молодых поэтов.
  Актуальные вопросы, проблемы и перспективы реализации основных направлений концепции воспитания и образования обсудили 27 марта 2024 года участники Всероссийской научно-практической конференции с международным участием
  10.04.2023 студенты группы АН-33 подготовили и провели традиционный «Пасхальный марафон» для студентов 1 курса, изучающих немецкий язык как второй иностранный.
Киноуроки России - Металлургический колледж 27 марта 2024 г. студенты Липецкого металлургического колледжа стали участниками проекта «Киноуроки России».
Металлургический колледж
Встреча с выпускниками Лебедянского педагогического колледжа - ЕГУ им. И.А. Бунина 28 марта 2024 года преподаватели и студенты ЕГУ им. И.А. Бунина вместе с   управлением дополнительного образования, международной деятельности и довузовской подготовки приняли участие в профориентационных мероприятиях,
ЕГУ им. И.А. Бунина
Специалисты из Воронежа провели прием юных липчан - Управление здравоохранения 28 марта 2024 года на базе поликлиники ГУЗ «Областная детская больница» был организован консультативный прием специалистами клинических кафедр Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н.
Управление здравоохранения
Фонд «Милосердие» передал липецким медикам высокотехнологичное оборудование - Липецкая ГТРК Лия Мурадьян Помочь с закупкой попросили сами врачи Фото предоставлено пресс-службой Фонда «Милосердие» Благотворительный фонд «Милосердие» помог оснастить липецкую городскую больницу №3 современным медицинским оборудованием.
Липецкая ГТРК
Литературный час «Русской песни запевала» - Межпоселенческая библиотека Сегодня редко найдёшь человека, который бы не слышал, а может и сам не распевал бы в компании «В городском саду играет духовой оркестр», «Три года ты мне снилась», «Потому, потому, что мы пилоты», «На крылечке твоём», «Хвастать,
Межпоселенческая библиотека