«Я заставлял себя воссоздавать реальность, исходя из своих представлений о ней»

«Я заставлял себя воссоздавать 
реальность, 
исходя из своих представлений о ней»
Фото: itogi.lpgzt.ru
В течение месяца Рогинский будет всматриваться в липчан, а липчане в Рогинского. В конце ноября в Липецке стартовало беспрецедентное культурное событие: в Студии Сергея Авилова открылась выставка  под названием «ТЕМЫ». На ней представлены 17 картин мастера «среднего» периода (восьмидесятые годы прошлого века).


Выставка уже вызвала немалый ажиотаж среди липецких ценителей искусства. Справедливости ради надо заметить: наш город не избалован культурными событиями такого масштаба. Но нужно же когда-то начинать?


На открытии присутствовали (проводили лекции и участвовали в пресс-конференции) московские гости:
Андрей Алексеевич Ковалёв –  российский арт-критик, историк искусства, доцент факультета искусств МГУ, автор книг по искусству, и Александр Михайлович Юликов –  художник-минималист, работы которого находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, Государственного центра современного искусства в Москве и других, коллекционер, близкий друг Михаила Рогинского.



«Линейка реальности»


Стиль Рогинского определить не так просто. На мой взгляд, это причудливый симбиоз импрессионизма и экспрессионизма, прошу прощения за такую спайку. Но действительно – с одной стороны, его работы написаны именно по «линейке реальности» –  продуктовые магазины, совершенно обычные московские дома, ничем не примечательные пролетарии, трамваи, чайники, с другой – это предельно индивидуальное отношение художника к тому, что он пишет, слепок, квинтэссенция впечатления. Рогинский трепетно и с глубоким пониманием относится к самым простым вещам, к обыденности. Именно эта его беспредельная любовь ко всему простому и естественному как раз и добавляет привычному повсе­дневному миру какой-то странной многослойности, таинственности и глубины. Рогинский умеет не только привлечь, но и увлечь за собой в свой странный мир многоэтажек, дворов и серых на первый взгляд лиц.  



Глубочайший смысл в простом и обыденном


Известно, что Рогинский очень любил поэзию Маяковского. В каком-то смысле это отразилось в ряде его работ, как говорится, «отозвалось плакатом»: художник обильно использовал надписи, цитаты, какие-то заумные фразы. И тем не менее больше всего в его работах поражает вот это почти магическое умение наполнить самое простое и обыденное глубочайшим смыслом. 


Михаил Рогинский мастерски умел совмещать, казалось бы, совершенно несовместимое: стёб и трагизм, безумное веселье и тоску. Был ли это запах продмага с пустыми полками, или шум вечерней Москвы, или мешковатое советское пальто –  всё получалось у него реальным и даже больше. В каком-то смысле творчество Рогинского созвучно творениям двух крупных писателей –  Михаила Зощенко и Даниила Хармса: «маленькие» советские люди, поезда и пароходы, женщины в бигуди, трогательная, как бы стесняющаяся самой себя эротика, ну и, конечно, разного рода хихиканья над властью, высмеивание её «решений и положений» – вот что глубинно объединяло Рогинского и перечисленных выше литераторов. 


Сегодня уже трудно себе представить, что автор знаменитой «Красной двери» долгое время был фактически непризнанным. По совершенно непонятным причинам его творчество поставили вне закона в стране, которую он максимально точно отображал на своих полотнах. И это парадокс! Ведь именно ту бытовую, ежедневную советскую действительность он чествовал и превозносил. Да, где-то с юмором, да, с иронией, но, познакомившись с большим количеством его картин, я так и не смог найти в них каких-то глобальных «нарушений режима». Вот что писал в одной из своих статей публицист Александр Биккенин: «Возможно, Рогинский — один из немногих художников, кому удалось передать живое присутствие этих шероховатых, грубоватых бытовых предметов, процесс наблюдения за которыми сам по себе незаметно воплощает мифологию советской повседневности с её остановившимся временем».


  Очень точно сказано. Время в его полотнах словно остановилось. Но не в смысле «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!», а в каком-то ином смысле – в авторском пространстве, в пространстве гения-одиночки. 


Сегодня работы Михаила Рогинского находятся во многих выставочных залах и галереях по всему миру, и это не считая частных коллекций. Художник представлен в Третьяковской галерее в Москве, в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга, экспонируются его картины и в Нью-Йорке, и даже в Национальном центре искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже. То, что выставка мастера доехала до Липецка – огромная удача. Но она неслучайна, ведь Липецк обозначен на художественной карте России как город, славящийся живописным, колористическим началом. Наследие Виктора Сорокина, Василия Шевченко, Вилена Дворянчикова, Виктора Королёва, Александра Сорочкина однозначно подарило липчанам умение видеть и понимать именно колористику, цвет.  


Фото предоставлены Студией Сергея Авилова



Андрей Ковалёв:  


- Рогинский определённо художник не для всех. До поры до времени он скрывает себя, его полотна находятся как бы в свёрнутом виде. Ты идёшь мимо них – и видишь какие-то серые, неприметные предметы. И если большего ты понять не в состоянии, то просто проходи себе дальше… Но если ты остановился, начал всматриваться в картину, она захватит тебя уже через минуту, перед тобой развернётся невероятный объём и гениальная колористика мастера.  


Считается, что именно это отличает творчество Михаила Рогинского от концептуалистов – Рогинский имел беспрецедентный дар колориста. И даже, как считают некоторые эксперты, не уступал в этом таким мастерам, как Рембрандт, Эль Греко и Тициан. 


Александр Юликов: 


- С Рогинским мы близко дружили, часто общались. Он иммигрировал во Францию в 1978 году, но довольно быстро разочаровался в европейском образе мышления, часто приезжал в Москву, останавливаясь у меня в мастерской. Однажды к его приезду я закупил копчёные сосиски. Он посмотрел на них с неудовольствием и сказал: «Саша, зачем ты их купил? Это же как во Франции, пойдём лучше в простую советскую столовую!». Мы нашли – а дело было уже в начале девяностых – чудом сохранившуюся столовую советских времён: с погнутыми алюминиевыми вилками, с компотом из сухофруктов и котлетами из одного только хлеба, политого жиром… Как он был счастлив! Вот в этом весь Рогинский – самое обычное, простое и обыденное приводило его в совершенный восторг. Это и есть тайна его художественного мышления.


Александр Юликов: 


- Рогинский довольно неуютно чувствовал себя при большом скоплении людей. Если в комнате собиралось более пяти человек, он ощущал какой-то дискомфорт, закрывался, старался меньше говорить. В какой-то мере это мироощущение отразилось в его работах. Не был он и оратором, умеющим громогласно отстаивать свою правоту на баррикадах. Это был тихий художник, имя которого сегодня звучит всё громче и громче. 


Андрей Ковалёв: 


- Очень интересен факт: сам Рогинский любил абстрактную живопись. Он восхищался работами Мондриана – только прямые линии, прямоугольники, минимализм в использовании цветов. Но слушать и слышать себя было для него неизмеримо важнее. Он не умел и не хотел под кого-то подстраиваться, даже если всей душой это любил. Именно поэтому сегодня мы имеем самобытную, глубокую, многосоставную живопись теперь уже русского классика Михаила Александровича Рогинского.

"ЛГ:итоги недели". Роман Богословский
 
По теме
27 марта в Липецком драматическом театре на Соколе состоялось традиционное празднование Дня театра.
Фонд «Милосердие» передал липецким медикам высокотехнологичное оборудование - Липецкая ГТРК Лия Мурадьян Помочь с закупкой попросили сами врачи Фото предоставлено пресс-службой Фонда «Милосердие» Благотворительный фонд «Милосердие» помог оснастить липецкую городскую больницу №3 современным медицинским оборудованием.
Липецкая ГТРК
До назначения на должность в больнице нашего округа работала врачом-кардиологом ООО «Пульс» и врачом-терапевтом ГУЗ «Елецкий психоневрологический диспансер».
Газета Звезда
Мужчине грозит до пяти лет лишения свободы Юлия КЛЮЕВА 45-летнего жителя Липецка осудят за поджог макета фотовыставки в парке Победы Фото: Юлия КЛЮЕВА В Липецке будут судить мужчину, который поджег макет фотовыставки.
Комсомольская Правда