Открывая форум в Областном центре культуры, народного творчества и кино, глава администрации региона Олег Королёв отметил, что образование — это институт развития страны, и ее будущее обеспечивает тесное взаимодействие всех участников процесса обучения: детей, родителей и учителей.
— За последние четверть века система образования прошла серьезный путь развития. Но, несмотря на все достижения и успехи, есть то, над чем надо серьезно поработать, — подчеркнул Олег Королёв. — Продвинутая часть молодежи приобрела такую устремленность в мир будущего, что далеко не все за ними поспевают. В этой связи роль педагога как воспитателя возрастает многократно. Учитель должен смотреть на несколько шагов вперед и вести за собой учеников, помогая им сохранить высокий уровень нравственности и духовности. А для этого педагог сам должен постоянно развиваться, чтобы соответствовать вызовам времени.
Так какие они, наши дети? Отвечая на этот вопрос, Петр Положевец привел результаты некоторых международных исследований. Оказывается, большинство школьников имеет активную жизненную позицию, готовы быть членами профсоюза и участвовать в выборах. Не потеряют ли дети эти желания, зависит от школы.
А что такое современная школа? Насколько доступно и качественно в ней образование? И такие исследования проводятся. В этом году в них приняли участие 3800 общеобразовательных организаций из 24 стран мира. Самое большое количество баллов (688) набрала школа поселка Ключ Жизни Елецкого района Липецкой области.
Выходит, реально быть лучшими и на периферии. По словам исполняющего обязанности начальника регионального управления образования и науки Александра Смольянинова, главная задача системы сегодня — не только обеспечение качества образования, но и воспитание личности с высокими духовными и нравственными качествами. Как отметил Александр Смольянинов, Липецкая область всегда была на передовой. Мы одними из первых провели модернизацию общего и профессионального образования и внедрили ЕГЭ. А в этом году регион стал лидером по участию в федеральных проектах.
Их, гарантирующих стабильную работу системы, несколько. Проект «Ясли» поможет обеспечить стопроцентную доступность дошкольного образования. В следующем году в детских садах появится 945 мест. На эти цели направлено около шести миллионов рублей.
Более десяти тысяч новых мест надо ввести в школах, чтобы дети учились только в первую смену. Решить эту задачу поможет проект «Современная школа».
Задачу формирования эффективной системы развития личности и профессиональной ориентации школьника решает проект «Успех каждого ребенка». Здесь важное значение приобретает система дополнительного образования, в которой сегодня занято 71,5 процента детей. Весома и работа с одаренными детьми, проводимая центром «Стратегия» и детским технопарком «Кванториум».
Воспитывать лучшие качества помогает добровольческое движение. В него вовлечено около 60 тысяч жителей региона. Более 40 тысяч — дети и молодежь.
130 образовательных организаций региона принимают участие в проектах Российского движения школьников.
Свои, не менее важные задачи для образования и воспитания молодежи решают и другие проекты: «Цифровая школа», «Современные родители», «Молодые профессионалы». Но ключевым, по мнению участников конференции, является проект «Учитель будущего». Опросы показывают, что далеко не каждый педагог сегодня является для детей авторитетом. Такое положение дел хотят изменить члены Ассоциации молодых педагогов Липецкой области.
На решение проблем с педагогическими кадрами нацелен и педагогический кластер, созданный на базе ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского.
И ЕЩЕ…
В открытии Образовательного форума Липецкой области приняли участие председатель областного Совета депутатов Павел Путилин, главный федеральный инспектор по Липецкой области Олег Снежков, член Совета Федерации от Липецкой области Ираида Тихонова, заместитель главы региона Юрий Таран. Форум продлится до 31 августа.
"Липецкая газета". Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru