«Липецкая земля» - под таким брендом должны узнавать в недалеком уже будущем нашу область за ее пределами. Регион будет продавать потенциальным туристам возможность отдохнуть от суеты и стресса повседневной жизни – такой деревенско-усадебный релакс в стиле Скорнякова-Архангельского. Чистота, спокойствие и свет – главные ценности, с которыми должна ассоциироваться у гостей наша область. Ну а добрый самаритянин, вернее, липчанин – тот архетип или базовое качество, лежащее в основе всех будущих образов-брендов региона.
Так вкратце выглядит разработанная британской компанией «Инстид» концепция создания идентичности Липецкой области. Эта компания, как уже сообщал LipetskMedia, стала победителем конкурса на разработку этого проекта. В ее активе создание подобных проектов в Татарстане, Минске, Иркутске и ряде других российских городов. Она же стала широко известна в Липецкой области после публикации в The Guardian обширного интервью с владельцами «Инстид» Натальей и Александром Грандами, в котором было много нелицеприятных для липчан замечаний по поводу отсутствия у области узнаваемого образа, унылого облика и прочего.
Собственно, презентуя 27 декабря свои первые разработки бренда и логотипа Липецкой области в отеле «Меркури», Александр Гранд еще раз повторил мысль об отсутствии у региона своего лица. «Липецкая область – один из безликих регионов Черноземья», - было написано на одном из первых слайдов презентации. Причем этот вывод британские специалисты сделали не только на основе своих предварительных исследований, но и из разговоров непосредственно с жителями области. Они провели 39 интервью с чиновниками, работниками культуры, студентами, бизнесменами, предствителями творческих кругов. Посетили все ключевые города области, осмотрели музеи и достопримечательности. Создали Общественный совет и Арт-совет.
В результате получилась «Липецкая земля» - образ жизни, который продает регион, его главный продукт, пояснил Александр Гранд. Для этого Липецкая область должна обеспечить человеку соответствующий опыт, а под это создать атмосферу, инфраструктуру, подготовить людей, а также нарисовать в общественном сознании нужный образ.
С последнего – создания нужного образа – и начали.
«Гиперусадьба», «большая дача» - такая идеальная модель будущего образа Липецкой области. Модель востребованная, что подтвердил присутствовавший на презентации владелец усадьбы Скорняково Александр Шкрапкин. За сезон, по его словам, к солнцу, реке и гамакам под яблоней приезжают до 40 тысяч туристов. В основном из Москвы, но есть туристы и из Питера и, например, Мурманска. Причем исторически этот образ тоже оправдан – в позапрошлом веке наши места были излюбленным дачным местом для столичных жителей.
Одно но. Липецкая область за пределами региона широко известна совсем с другой стороны – промышленной. Как соотносится это с идеей большой экодеревни, разработчики так и не пояснили. Похоже, этот вопрос пока не ясен и им самим. Интересно, что Александр Гранд при этом фактически исключил из региона его главный промышленный флагман – НЛМК, заявив, что комбинат больше принадлежит всей России, чем конкретно Липецкой области. И включать его в будущий образ просто не стал.
«Липецкая земля» объединит другие традиционные «фишки» - то же елецкое кружево, антоновские яблоки, минеральную воду, романовскую игрушку, усадьбы, храмы и т.д. На основе этих аутентичных вещей был создан логотип, вернее, его несколько вариантов, которые наравне с объединяющим названием должны в будущем обеспечить узнаваемость региона.
Искать что-то новое, перебирать цветовую гамму разработчики не стали – для будущих логотипов и прочей «сувенирки» предлагается использовать привычные нам изумрудный и желтый цвета. К ним добавляется шоколадный – цвет теплой, как выразился Александр Гранд, уютной земли. Той самой – липецкой. То есть липа и шоколад.
Петельки елецкого кружева легли в основу шрифта, который должен использоваться везде, от рекламных проспектов и растяжек до меню кафе и ресторанов. Присутствовавшим на презентации, однако, такой вариант не особо приглянулся. Арабская вязь, как было сказано, не лучшим образом отражает идентичность среднерусского региона. Некоторые и вовсе увязали петлю с удавкой, отметив негативный подтекст, существующий у этого слова в русском языке.
Справедливости ради стоит отметить, что символы, разработанные на основе тех же кружевных петелек, выглядят вполне достойно. Небольшую партию холщовых сумок и блокнотов в стилистике "Липецкой земли" они также представили на презентации.
Пока это первая часть разработок компании «Инстид», отметил начальник управления культуры и туризма Липецкой области Вадим Волков. Наш регион пока первым в Центральном Черноземье занялся поиском своей идентичности. А потому у нас карт-бланш в том, чтобы занять нишу деревенско-усадебного отдыха. Главное - успеть это сделать раньше остальных, ведь соседние регионы в этом плане на нас похожи – те же усадьбы, деревни, природа.
По мнению заместителя главы администрации Липецкой области Юрия Тарана, «Липецкая земля» - оправданный во всех смыслах бренд региона. И хотя есть много полемических нюансов, компания «Инстид» проделала серьезную концептуальную работу.
- У Липецкой области есть политическая узнаваемость, экономическая узнаваемость, теперь должна быть туристическая, – подытожил общее обсуждение вице-губернатор. – Некоторым регионам повезло исторически, у них есть известные всему миру объекты, стиль, образ. Липецкой области всего 60 лет, и нам только предстоит заявить о себе и как об интересном регионе с точки зрения туризма.
Есть, безусловно, в представленной концепции довольно неоднозначные моменты – тот же шрифт, отметил Юрий Таран. Но работа будет продолжена, нужно свести воедино все высказанные замечания, идеи, мысли. В итоге должна появиться ясная и понятная всем концепция – туристы будут понимать, куда они приехали, да и местные жители будут знать, чем они могут привлечь гостей.
Татьяна Мирзоева, фото Николая Черкасова