Его заветная мечта — создать в Задонске федеральный пленэрный центр, подобный тому, что уже действует в Ярославле. Ведь находящийся на перекрестке дорог «Русский Иерусалим» вполне достоин того, чтобы стать настоящей меккой для художников. А для самого врача этот город и его окрестности уже многие годы — неиссякаемый источник вдохновения.
Сергей Коржов приехал в Задонск двадцать пять лет назад, прошел интернатуру по терапии, выбрал специализацию и остался работать фтизиатром в местной районной больнице. С тех пор он влюблен в этот липецкий патриархальный городок с его тихими улочками, неспешной жизнью.
— Я хорошо рисовал и даже хотел поступать на худграф, но потом выбрал профессию врача, — рассказывает Сергей Коржов. — Сейчас понимаю, что это было правильное решение. К нему подтолкнула моя классная руководительница, сказав, что стать художником я всегда успею. Так и вышло. После переезда в Задонск я снова стал рисовать, недавно был принят в Союз художников России.
Казалось бы, первое яркое впечатление от «Русского Иерусалима» должно было с годами поблекнуть. Человеку свойственно привыкать к окружающей красоте, воспринимать ее как нечто само собой разумеющееся. Но с Сергеем Павловичем такого не случилось.
— В Задонске сюжеты не заканчиваются, — уверен он. — Здесь даже натуру искать специально не нужно — просто посмотри в любую сторону и обязательно увидишь красивую улочку, окно с резным наличником или купол храма.
Слова Сергея Павловича подтверждают картины зимнего пленэра, организованного им и заместителем директора областного выставочного зала Татьяной Жабылевой в марте этого года. Четыре дня девять художников жили в Рождество-Богородицком мужском монастыре, писали жизнь паломников и горожан, выезжали в село Болховское. И хотя погода была пасмурная, на полотнах много света. Льдистый белый снег играет розовыми, голубыми, фиолетовыми красками. Восторг художников от красоты тихого провинциального городка передается зрителю. Особенно интересны работы с изображениями монастыря в вечерних сумерках. Желтый свет фонарей или окон церковной лавки освещает дорогу паломникам, как маяк показывает путь в темноте.
Рассматривая картину Сергея Коржова «Гулянья на площади», где в мельчайших деталях изображено театрализованное представление на проводах Масленицы, я поинтересовалась, сколько же времени он провел на морозе. И как вообще можно рисовать окоченевшими от холода руками?
— Когда художник работает, увлечен идеей, им движет экспрессия, — утверждает собеседник. — Ты словно вдыхаешь в себя этот мир и, стремясь не растерять увиденной красоты, выдыхаешь его на полотно. Холода не чувствуешь, наоборот — испытываешь прилив сил. Даже снегопад нам не мешал. Прятались в арки, под навесы.
Сейчас врач в свободное от работы время реставрирует и готовит к показу картины задонского художника Владимира Подольского. Сергей Павлович уверен, выставка будет интересна публике, поскольку постепенно возрождается интерес к искусству СССР. Для молодежи картины соцреализма любопытны как экзотика, а для представителей старшего поколения это возможность ностальгировать, сравнивать, как изменилась наша жизнь за последние десятилетия.
Художественное видение помогает врачу-фтизиатру и в профилактике туберкулеза. Вместе с дочерью Марией он нарисовал, снял и озвучил образовательный мультфильм «Как Маша и Анфиса попали в санаторий», ненавязчиво и просто объясняющий детям, что такое проба Манту и флюорография.
— Когда мы приходим в школы или детские сады с профилактическими беседами, нам очень непросто рассказывать о туберкулезе, — говорит врач. — Если подробно останавливаться на симптомах и последствиях этого страшного заболевания, можно утомить юную аудиторию и даже напугать малышей. Поэтому наш мультфильм мы сделали максимально оптимистичным. Дети не должны бояться врача-фтизиатра, анализов, санаторного лечения.
Важно
Сергей Коржов мечтает, чтобы один из залов обновленного районного Дома культуры стал постоянной выставочной площадкой. В этом просторном помещении с высокими потолками и большими окнами уже развешаны специальные крепления для картин. А когда зал будет отвечать всем требованиям пожарной безопасности, здесь можно установить небольшие перегородки, тумбы для скульптур или произведений декоративно-прикладного искусства.