Табу для учителя

Эта история совсем недавно прогремела на всю страну, вызвав бурное обсуждение в Интернете. Директора школы, кстати из нашей области, оштрафовали за то, что он выгнал матерящегося подростка из школы и якобы запретил ему два дня посещать занятия. Директора обвинили в том, что он нарушил право ученика на свободный доступ к образованию. Видимо, распоясавшегося хулигана надо было нежно пожурить или, максимум, сделать запись в дневнике.


Еще раньше, в мае, сообщалось, что в Дагестане родственники хулигана-восьмиклассника одной из школ Махачкалы побили приструнившую его учительницу. Сорокапятилетнего преподавателя русского языка госпитализировали с сотрясением мозга. По словам директора школы, на замечания педагога подросток отвечал бранью и она силой выставила его из класса.


Нет, права детей — это, конечно, замечательно. Но вот как быть с правами взрослых? Тех же учителей, родителей? Именно об этом эксклюзивное интервью, которое «ЛГ» дала руководитель общественной организации «Родительское Всероссийское Сопротивление» Мария Мамиконян.


Дорога в суд


— Мне эта история кажется абсолютно возмутительной. Сегодня, оказывается, можно подать в суд на директора, на педагога, если они выгонят демонстративно матерящегося или хулиганящего ученика. Я не понимаю, какие аргументы могут быть у стороны, защищающей позицию суда и родителей. Нам говорят, что все наказания прописаны в законе, а лишать на два дня права на образование никому не дано. Кстати, скорее всего, директор выгнал ученика с требованием прийти с родителями. А уж что этот оболтус делал два дня — другой вопрос.


— Давайте вернемся к самому проступку…


— Понимаете, ненормативная лексика потому и называется ненормативной, что общество давным-давно сформулировало для себя определенные нормы, в которые эта лексика не входит. И общество должно защищать эти нормы. Есть писаные правила, а есть неписаные. Да, в Законе об образовании нет такого, чтобы отправить ученика домой. Но что, было бы лучше, если бы директор сказал: «Я подам на тебя в суд»? В данной ситуации это и избыточно, и негуманно. Есть вещи, с которыми не надо идти в суд, потому что они регулируются самим обществом. В противном случае мы должны прописать в законе, что в школе нельзя ругаться матом. А дальше нам придется прописать, что в классе нельзя справлять нужду.


Закон и этика


— В итоге получается, что мы с вами придем к прецедентному праву, как в Америке…


— Да, но невозможно же все регламентировать законом. Почему-то мы стали забывать, что помимо законов существует еще и этика. Это нравственный закон, который живет внутри тебя. А если его не сформировали, общество должно поставить тебя на место. Но если забыть про этику, то вот тут общество рухнет. Да, в Административном кодексе есть статья, предусматривающая наказание за ненормативную лексику. Но неужели путь судебного иска был бы лучше и гуманнее?


— Давайте еще говорить о том, что это не в нашей культурной традиции. Это американцы любят чуть что бежать в суд, а у нас сутяжничество всегда порицалось.


— Конечно! Еще двадцать лет назад невозможно было себе представить, чтобы родители в такой ситуации обратились в суд. Устроили бы сыну хорошую промывку мозгов, а перед директором бы извинились. И если мы позволим подменить нашу культурную традицию, которая пока еще крепка в обществе, которая четко определяет, что хорошо, а что плохо, на чисто юридическое регулирование, то всем нам придет конец.


— В мое время учитель мог поставить ученика в угол, мог выгнать в коридор, если тот мешает вести урок. А сейчас нам скажут, что он лишает его права на образование…


— Да, но разве ученик, мешающий проводить урок, не лишал права на образование остальные двадцать-тридцать человек? С этим-то как быть? Кстати, из этого же ряда несколько недавних историй, тоже связанных с судами. В одной из школ Карелии в уставе записали, что ученикам запрещается приходить в школу на каблуках выше четырех сантиметров, в вызывающей одежде, с ярким, вульгарным макияжем, с пирсингом. Так что вы думаете, родители обратились в прокуратуру и добились отмены этого запрета. Прокуратура сочла, что школа не имела права записывать это в своем уставе.


— И это не единственная история?!


— Да, в Самаре запретили девочкам в школу ходить в брюках. СМИ в ужасе: они же замерзнут! Ну, давайте разберемся. Когда-то, и мы помним это время, у девочек были коричневые платья с черными фартуками, и они почему-то не мерзли. Ну, колготки потеплей, рейтузы в крайнем случае. Так что не в этом дело. А в том, что все эти радения вокруг допусков на форму — они от чего? Все от той же нетвердой уверенности, для чего дети в школу ходят. Вообще-то они ходят туда учиться. И надо, чтобы их от этого процесса отвлекало как можно меньше всякого постороннего. В брюках я лично ничего крамольного не вижу. Ну, брюки и брюки! Но мне кажется естественным требование школы, чтобы это были классические брюки в цвет формы, принятой в данной школе. Ну а если девочки хотят ходить в... ну, не знаю, в легинсах, или выразительно дырявых джинсах, или шортах — то это надо им запретить. Всякой одежде свое место. Школа не пляж и не дискотека, не место тусовки. Вот это они должны понимать. И они, и их родители. Если в класс приходит одетый и раскрашенный как попугай подросток, то все внимание детей переключится с учителя на него. О каком образовании может идти речь? А от перебора в одну сторону — вседозволенности — непременно потом будет перебор в другую, в сторону необоснованно жесткого запрета. Это закон маятника. А хочется, чтобы побеждал здравый смысл. И тут многое зависит от родителей. Незачем потакать подростковой блажи, не надо бежать в суды искать управу на «обидчиков», не позволяющих пирсинг. Поберегите и школу, и учителей. И детей кстати. Ведь если не вернуть школе всю полноту некогда присущей ей воспитательной функции, то мы получим поколение дикарей, умеющих пользоваться гаджетами, но не имеющих ничего ни за душой, ни в перспективе.


Снова детоцентризм?


— У меня вообще складывается впечатление, что этот детоцентризм, пришедший к нам вместе с ювенальными технологиями, не только лишает учителя всяких прав, но еще и разваливает наше образование. Я помню трагическую историю, когда прекрасный учитель был вынужден уволиться из школы. Во время переклички выяснилось, что одного ученика нет в классе. Естественно, педагог провела урок. А потом оказалось, что ученик, сбежав с урока, пошел бродить на стройку, упал и разбился. Так вот учительницу обвинили в том, что это ее недогляд, ее вина. Оказывается, во время урока учитель отвечает за жизнь и здоровье учеников.


— Да, поэтому он сегодня будет бояться выставить хулиганящего ученика в коридор. А вдруг он побежит по лестнице и сломает ногу? Пусть уж лучше всем мешает. Из вашей истории, опять же, следует, что учительница должна была бросить целый класс и кинуться на поиски отсутствующего ученика. Можно подумать, что детей до одиннадцатого класса водят за ручку в школу. Абсурд? Полнейший! Потому что в таком варианте получается, что целый класс лишают права на образование. Да, с детьми и раньше случались несчастья, но сейчас есть мощная тенденция обвинить в этих несчастьях родителей, учителей. После трагедии на Сям-озере начальник Роспотребнадзора заявила, что во всем виноваты родители, которые отправляют детей в лагерь и успокаиваются. Вы представляете?! Если же вернуться к ситуациям с нормами в школьной одежде, то и руководство школ, и учителя, и родительский совет, принимавшие участие в разработке устава, в результате решения прокуратуры оказались в униженном положении. О какой воспитательной работе после этого может идти речь? Ученики прикрикнули, и прокуратура сказала: «Да, можно с пирсингом ходить в школу». Разрушаются сами основы российского образования, а власть фактически поддерживает подростковый демарш.


— Чтобы продемонстрировать, к чему приводит детоцентризм, я процитирую детское сочинение на тему «Как я проведу лето»: «Как я проведу лето — никого не касается. Это мое личное дело, так как лето — мое личное время, я не обязан за него отчитываться в сочинении. Надо уважать прайвиси человека! И если вы мне поставите «двойку» за это сочинение, то мы с вами, Людмила Петровна, увидимся в Европейском суде. Вас туда вызовут повесткой, а я там уже и так буду по другим делам. А вот по каким — это мое личное дело и никого не касается!».


— Да, вот вам чисто западный подход, вот торжество ювенальных технологий. Вот вам авторитет школьного учителя. О каком воспитательном процессе может идти речь, о какой дисциплине в классе?


— В США учителя давно уже бесправны, а потому советуют родителям детей-шалунов обратиться к психотерапевту. Тот сразу же выписывает транквилизаторы. И вот с первого класса сидят полусонные, отупевшие детки, зато учителю спокойно. Неужели и мы скоро к этому придем?


— Учителям, я думаю, надо быстрее выходить из ощущения собственной бесправности. Если сейчас, когда мы уже видим, куда движется процесс, учителя и родители не объединят усилия для перелома ситуации, эта патология утвердится. Повторяю, не быть безгласными, а громко сказать, что происходит недопустимое, чреватое очень скверными последствиями, и что соучаствовать в этом педагогическое сообщество не будет.

"Липецкая газета". Елена Бредис
 
По теме
  Сегодня в Липецком педагогическом университете состоялась встреча начальника УМВД по Липецкой области, генерал-майора Петрова Д.Л.
Управление сельского хозяйства Липецкой области 29 марта 2024 года в 11:00 проводит обучающий семинар в формате видеоконференции (ВКС) с целью разъяснения работы с порталом предоставления мер финансовой государственной п
  В конце марта в рамках деятельности Центра научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Липецкого государственного педагогического университета имени П.П.
Сегодня в актовом зале администрации состоялся семинар с главами сельских поселений, сотрудниками администрации, руководителями общеобразовательных и бюджетных организаций.
Специалисты из Воронежа провели прием юных липчан - Управление здравоохранения 28 марта 2024 года на базе поликлиники ГУЗ «Областная детская больница» был организован консультативный прием специалистами клинических кафедр Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н.
Управление здравоохранения
Фонд «Милосердие» передал липецким медикам высокотехнологичное оборудование - Липецкая ГТРК Лия Мурадьян Помочь с закупкой попросили сами врачи Фото предоставлено пресс-службой Фонда «Милосердие» Благотворительный фонд «Милосердие» помог оснастить липецкую городскую больницу №3 современным медицинским оборудованием.
Липецкая ГТРК