История двух «красавиц»
Как написал в своем лирическом стихотворении местный поэт Василий Бутов, «Черкассы да Талица словно две красавицы по брегам Сосны». Слева, по течению реки, — древняя Талица, бывшая в стародавние времена градом Талецком, с острогом, входившим в оборонительную зону Ельца. Справа, на другой стороне, — районная «Засосна», село Черкассы, основанное в XVII веке переселившимися сюда черкасскими войсковыми казаками во главе с атаманом Бутовым, которые, кстати, и привезли семена впоследствии ставших знаменитыми черкасских огурцов.
Два соседних села издавна соединяла переправа, которую и мостом-то нельзя было назвать. Между тем для местных жителей она была очень важна. Через эту переправу кратчайший путь из Черкассов, Ериловки, Голиково на Елец, а из Талицы — к федеральной трассе «Дон». Ежедневно по этому мосточку, на котором встречным машинам не разминуться, проходят сотни легковых и грузовых автомобилей.
Не было года, чтобы эту переправу не затапливало вешними водами. Последствия паводка оборачивались очередными заботами для сельской власти по ремонту дорог, на который денег в бюджете, как всегда, не предусмотрено. Вот такая история. Но близок час, когда ситуация изменится.
Соединяя берега
У главы Черкасского поселения Ивана Бутова стол завален чертежами нового современного моста, сооружение которого уже идет полным ходом. Чертежи несведущему человеку ничего не говорят, поэтому вместе с главой едем к переправе.
Строительство моста идет одновременно на черкасском и талицком участках. Оно началось в конце минувшего сентября, но объем выполненного уже немалый. С двух сторон расчищено полотно для новой дороги, заготовлены конструкции свай. Мощная техника заполонила оба берега.
Иван Бутов считает, что с генеральным подрядчиком на этом объекте Елецкому району просто повезло, он — свой. Торги на сооружение моста выиграло елецкое дорожно-строительное предприятие ОАО «ДСУ-3», хорошо зарекомендовавшее себя. Руководителя этого предприятия Алексея Симонова, внимательно следящего за ходом работ, мы застали на черкасском берегу. Он и рассказал, каким будет мост, который, оказалось, появится на историческом месте, там, где стоял старый мост через Сосну, который строили прапрадеды.
— При выполнении земляных работ нашли остатки старых свай, — рассказывает Алексей Михайлович.
Что же касается характеристик нового моста, сооружаемого по индивидуальному проекту, то они такие — 127 метров длина, 13 метров ширина. Предусмотрены пешеходные дорожки, ограждения. При всем том мост низководный, то есть над поверхностью реки он возвышается на три метра. И не исключено, что может быть затоплен при большом половодье. Однако такое если и было на Сосне, то в семидесятых годах прошлого века. Но и в этом случае мост ремонта не потребует.
Контроль строительства самый строгий. Еженедельно его проводят представители заказчика — областного казенного учреждения «Дорожное агентство Липецкой области». Заместитель директора Александр Павленко, который в тот день был на объекте, считает, что все работы ведутся качественно. А погодные условия дорожникам не помеха.
Темпы строительства высокие. В полном объеме освоены выделенные в прошлом году средства. Сметная стоимость значимого для села объекта, который финансируется из областного бюджета, — 132 миллиона рублей. Сдать мост в эксплуатацию намечено в ноябре этого года.
Тем временем
Глава Черкасского поселения Иван Бутов передал через нашу газету пожелания односельчан, жителей Талицы и других окрестных сел — они хотели бы видеть на ноябрьском открытии моста Олега Петровича Королёва, чтобы разделить вместе с ним радость этого долгожданного события.
"Липецкая газета". Александр Дементьев, demenlg@rambler.ru