Высокое звание
Заслуженный учитель Российской Федерации — высокое звание. Оно приносит его обладателю много ответственности и привлекает к нему внимание. И вот этого последнего очень сторонится Тамара Михайловна Телецкая.
Уже несколько лет она не ведет уроков, но 5 октября традиционно принимает поздравления и слова благодарности от выпускников, закончивших школу годы и десятилетия назад. А еще бережно хранит их открытки, поделки и многочисленные письма — как радостные, восторженные, так и откровенно грустные.
«Дорогая Тамара Михайловна! Спасибо вам за самые лучшие в нашей жизни недели, проведенные на Всероссийской олимпиаде»; «Все чаще вспоминаю детство, а детство — это вы».
Она, и рассказывая о себе, то и дело заводит речь о бывших учениках, среди которых много достойных и уважаемых людей. Помнит всех и, удивительное дело, моментально узнает каждого, отвечая по телефону.
— Я счастлива, — говорит она. — У меня была любимая работа, отнимавшая много сил, но и приносившая огромное удовлетворение. Я всегда брала для преподавания самые сложные и отстающие классы. Но вела уроки как для лучших учеников. И за это они отвечали мне любовью и уважением. Веду, к примеру, первый урок по творчеству Пушкина — это же праздник, поэтому стараюсь принарядиться, передать свое настроение классу. И каждый раз замечаю, если кто-то слушает, но не слышит учителя. Всегда оставлю потом его после урока и спрошу, что случилось. И, насколько это в моих силах, обязательно помогу. Дети все чувствовали и видели, что я отдаю себя целиком.
А ведь могла она, в девичестве имевшая звучную фамилию Высоцкая, стать и актрисой.
— Я очень любила литературу и увлекалась театром. Все умные люди пошли в полезный кружок кройки и шитья, а я — в драматический при Доме пионеров, — говорит Тамара Михайловна. — И когда в нашем театре готовилась постановка «Семья Ульяновых», для роли Маняши требовалась девочка моих лет. Так я оказалась в театре. До сих пор помню сшитый для меня наряд: штанишки с оборочками торчали из-под платья. Я ездила на гастроли и даже получала деньги — мама купила мне пальто. Мое детство было тяжелым: родилась в 1941 году. Надо ли рассказывать, что жили бедно, трудно. Отец ушел на фронт, мама работала на заводе. В школу пойти — не было портфеля, сшили холщовую сумку. Училась я хорошо, была председателем учкома. Уже тогда грезила о профессии учителя. Помню, в десятом классе, когда учительница заболела, робко спросила ее: а можно я проведу урок вместо вас? И та разрешила. Я легко поступила в институт и занималась с особым старанием, помня о том, что моя повышенная стипендия равнялась маминой зарплате, а летом ездила в пионерлагерь работать вожатой.
Об успехах в учебе говорят пожелтевшие листы грамот, которые как память о юности хранит Тамара Михайловна. Оставаться в Липецке выпускница пединститута не захотела и, воспользовавшись свободным распределением, решительно отправилась в рабочий поселок Мордовской Республики. Каково же было ее удивление, когда спустя пару дней новые коллеги пришли поздравить с днем рождения — с гармошкой и песнями!
Молодому педагогу не побоялись доверить преподавание в старших классах. И дисциплина на уроках была железной. Что и говорить, отношение к учителям в сельской глубинке было особенное, ведь они несли не только знания, но и культуру.
Свою педагогическую деятельность в Липецке Тамара Телецкая начала воспитателем в детском саду, а затем долгие годы была учителем и завучем в школе № 51, ставшей для нее вторым домом. Разумеется, свои творческие способности и любовь к литературе Тамара Михайловна в полной мере проявила в работе и с учениками, и с родителями, и с учителями. Открытые уроки, тематические вечера — все это объединяло ее ученические и педагогические коллективы, давало возможность почувствовать радость от пребывания в школе.
Завуч — колоссальная нагрузка. Но она, по признанию Тамары Михайловны, практически не ощущалась: нравилось вести организационную и методическую работу, ходить к учителям на уроки, а потом анализировать их, хвалить за удачные педагогические находки и приемы и помогать исправлять недочеты.
Расставание со школой, конечно, далось нелегко. Особенно остро, по признанию Тамары Михайловны, это ощущается накануне Первого сентября. Зато пятого октября телефон не умолкает с раннего утра и до поздней ночи: звонят из разных городов, стран и даже континентов. Потому что День учителя по большому счету уже давно вышел за школьные стены. Это праздник, к которому имеет отношение каждый, кто прошел через заботливые руки педагогов, таких как Тамара Михайловна Телецкая.
Дословно
Мы были для нее братцами-кроликами. А мы любя называли ее жандармом в юбке. Бывало, она устраивала нам несколько уроков русского языка подряд. После проверки наших сочинений иногда заболевала, но всегда анализировала и разбирала вместе с нами ошибки. Она советовала, как правильно написать предложение и как лучше поступить в трудной жизненной ситуации. Именно благодаря ей я полюбила русский язык и литературу на всю оставшуюся жизнь. Дорогая Тамара Михайловна! Как чудесно, что вы были моим Учителем и все ваши уроки дали достойные плоды! Спасибо за ваши уроки, терпение и любовь! Дина Кюнбергер, г. Липецк.
Учиться вместе интереснее
За плечами Ольги Ивановой , учителя математики из 44-го лицея Липецка, почти тридцать лет педагогического стажа. За это время Ольга Евгеньевна провела тысячи уроков, привила любовь сотням детей к этому не самому простому и, на первый взгляд, не самому интересному школьному предмету.
— Свою задачу как педагог я понимала с самого начала своей деятельности, — говорит она. — Мне учеба давалась легко, и казалось странным, почему другие этот материал не понимают. А потому на уроке я стараюсь приводить примеры из жизни, делать математику проще, ближе и понятнее.
А если к этому прибавить и индивидуальный подход, который Ольга Евгеньевна применяет к каждому ребенку, то неудивительно, что математику ее ученики не просто знают, но и любят. В каждом классе много ярких звездочек: победителей олимпиад, участников конференций, способных и талантливых ребят.
— Вот, например, ученик 8 Б Саша Моляков. Сначала я учила его, потом мы советовались, как решить то или иное задание, затем спорили, а сейчас иногда он мне свои статьи рассказывает с пояснениями, — улыбается Ольга Евгеньевна. — А еще дети хотят видеть своего учителя человеком, за которым следует тянуться. Поэтому я не позволяю себе расслабляться, учусь до сих пор, в том числе и вместе с ними. И когда дети это понимают, нам легко преодолевать трудности вместе. Мой 8 Б — класс эрудитов, и до этого был необыкновенный выпуск. В беседах с ними узнаешь так много нового! Иногда не знаешь, кто кого больше учит. Я не стесняюсь признаться, что чего-то не знаю, спросить у них совета, дети это очень ценят.
Особый подход педагога к занятиям и ученикам был замечен. По результатам конкурса приоритетного национального проекта «Образование» Ольга Иванова уже дважды вошла в число обладателей федеральных грантов.
— Подвигая детей на участие в различных олимпиадах, я понимаю, что это физически и психологически тяжело, значит, и я не имею морального права не участвовать в учительских конкурсах, — убеждена она. — А как эксперт по проверке работ ЕГЭ, ОГЭ, создатель олимпиад, преподаватель в областном Центре поддержки одаренных детей «Стратегия» и председатель областной Ассоциации учителей математики — тем более.
Выбор профессии для нее, семнадцатилетней, был очевиден: в семье суммарный большой педстаж.
— Маму в начальной школе учил ее старший брат — Александр Тихонович. Когда мы с сестрой подросли, ходили на уроки физики и математики к своим родителям. Папа Евгений Петрович Тишанинов преподавал математику, мама Нина Тихоновна — физику. Оба заслуженные учителя России, — рассказывает Ольга Евгеньевна. — У нас дома всегда было много учеников и выпускников, которые часто приезжали поделиться радостью или спросить совета. Это предопределило, наверное, мою дальнейшую жизнь. Поэтому, когда встал вопрос, куда пойти учиться, ответ был давно известен: конечно, в пединститут. Единственный спор был в выборе специальности — математика или физика. Но отвозил меня в институт папа и по дороге переубедил, что математика интереснее.
Так Ольга Евгеньевна считает до сих пор.
— Наш лицей уже много лет известен как математическая школа, но призеры и победители олимпиад по русскому языку — это ученики матклассов, — говорит она. — А все потому, что математика структурирует мозг, облегчает запоминание, учит делать правильные логические выводы, чего и требуют любые олимпиадные задания. Приятно, что педагогическая династия на мне не прервалась: вторая дочь Светлана учится по специальности «Математика и физика». И все свободное время проводит в школе, с моими детьми.
В общении с учениками Ольга Иванова строга и справедлива. И, как отмечают ученики, удивительное дело, но у нее нет любимчиков. Наверное потому, что в душе этого человека уживается и прекрасный педагог, и грамотный психолог, чувствующий, что для одного ребенка важно достичь успеха в ее предмете: выиграть конкурс, поступить в престижный вуз. Другой же хочет просто средне сдать ЕГЭ. А кому-то из учеников нужно помочь сберечь нервную систему.
Сейчас часто говорят: ученики другие стали. Да, подтверждает Ольга Евгеньевна. У сегодняшних детей под рукой высокотехнологичные гаджеты, где они в считанные секунды могут найти что угодно. Современный ученик — это высокообразованный, занятой человек, который знает, чего хочет, уже расписавший себе на определенный период бизнес-план. Значит, и учитель должен иначе строить преподавательскую деятельность, так сказать, с поправкой на современность. И при этом помнить: копилку сухих знаний набрать несложно, куда важнее развить у детей логику и мышление, привить честность и порядочность.
Порой урок проходит как представление, но этому предшествует серьезная подготовка. Да и проверка знаний учеников отнимает большое количество сил и энергии. Отпуск для учителей — единственное время, когда можно отдохнуть от работы и набраться сил. Ольга Иванова предпочитает проводить его с семьей, путешествуя на автомобиле по нашей области и за ее пределами.
— Это такой способ релаксации. Недавно вернулись из Самарской области, бывали на Самарской Луке. Лазали по горам. Правда, — признается Ольга Евгеньевна, — и в это время работа не отпускает. Особенно хорошо ищутся темы исследовательских работ для детей. Ведь придумать хорошую, не избитую, интересную тему бывает непросто.
Незабываемые 45 минут
Звенит звонок. Молодой учитель истории и обществознания Сергей Бочаров входит в класс и начинает урок. Вчерашний выпускник вуза использует современные мультимедийные возможности: интерактивную доску для презентации, слайд-проектор, компьютер.
Школа № 18 в 28-м микрорайоне Липецка, которая открылась всего четыре года назад, в этом учебном году пополнилась сразу двадцатью молодыми учителями. В их числе Сергей Бочаров — выпускник института истории, права и общественных наук Липецкого государственного педагогического университета, творческий, активный, ориентированный на поиски новых педагогических методов и приемов.
Журналисты «Липецкой газеты», побывав на уроке Сергея Бочарова, отметили, какие сегодня чуткие, восприимчивые дети и насколько открыты ко всему новому молодые учителя. В этом, пожалуй, и заключается главная особенность современной школы.
Многие, конечно, не знают, сколько трудностей преодолел молодой человек, прежде чем стал учителем, какую школу жизненной закалки прошел. В роддоме от Сергея отказалась мать, и он с первых дней жизни оказался в доме малютки, а потом — в детском доме. В семь лет стал воспитанником Липецкой областной школы-интерната для слепых и слабовидящих детей. Его фотографию «Липецкая газета» публиковала в рубрике «Найди меня, мама!». В фотоархиве редакции сохранились снимки, с которых смотрит худенький мальчик в очках с толстыми стеклами. Возможно, по этой причине никто не захотел взять его в семью. В школе-интернате Сергей стал заниматься вокалом. Талантливые педагоги поставили ему голос, благодаря которому юный певец побывал на фестивалях во многих городах России. А в 2008 году участвовал в велопробеге, посвященном Паралимпийским играм. Юноша доказал и себе и другим, что детям с ограниченными возможностями здоровья под силу серьезные спортивные рекорды.
— Воспитанников школы-интерната развивали по трем направлениям: педагогическому, музыкальному и медицинскому. Мне нравились школа, учеба, и к тому же я очень люблю детей, — рассказывает Сергей о выборе профессии. — Рядом со мной долгое время были люди, которые меня «вылепили», — это мои педагоги. Я безмерно благодарен им. И, день за днем видя их огромный сердечный труд, я решил стать школьным учителем.
А еще он сделал себя сам. Постоянно преодолевая физический недуг, готовился к лекциям, чтобы быть лучшим студентом. На третьем курсе Сергей Бочаров возглавил профсоюз факультета.
Педагогическая практика на 4-5 курсах проходила в гимназии № 12 и лицее № 3 имени К.А. Москаленко. Особенно запомнилась та, что проходила под руководством известного в регионе учителя истории и обществознания Нины Васильевны Павловой. Именно она дала то, что будущему учителю было так необходимо: и ободряющие слова, и советы, и справедливую критику. После собеседования с директором школы № 18 Денисом Шведуном выпускника ЛГПУ приняли на работу с плотной нагрузкой в 29 часов. У учителя-новичка — пять параллелей пятиклассников, четыре — семиклассников, три — восьмиклассников и две — десятиклассников. Он также взял нелегкую ношу социального педагога и дает на дому уроки ученику с ограниченными возможностями здоровья.
С первого дня работы в школе Сергей Бочаров задал себе такой настрой: работать, не жалея сил и времени, быть интересным детям как личность. Чтобы уроки были не лекциями, а захватывающими, замечательными событиями. Чтобы 45 минут были как яркая вспышка.
— Как учитель ставлю перед собой задачу, чтобы ученики могли ответить на вопрос, почему то или иное событие произошло во всемирной или отечественной истории. Поработав в школе всего лишь месяц, я понял, что ученикам нравится мой предмет. Они хотят узнавать новое, тянут руки, чтобы ответить, у них есть желание получить оценку, — делится впечатлениями Сергей Петрович. — Очень доволен пятиклассниками. Дети, перешагнувшие ступень начальной школы, чувствуют себя повзрослевшими и хотят соответствовать новому уровню. Моя задача — поддержать их искреннее желание учиться. Если ребенок хочет раскрыть свои способности, я даю ему возможность проявить себя.
А еще молодой учитель старается, чтобы в конце урока ученики могли делать выводы, аргументируя их. Ведь у каждого есть своя точка зрения на те или иные исторические события. Так он учит их размышлять. Тем, кто затрудняется с ответом, Сергей Петрович помогает сформулировать его.
Авторитетен мужчина-педагог и для десятиклассников.
— Старшеклассники задают мне вопросы по процедуре сдачи ЕГЭ, потому что сравнительно недавно я сам сдавал экзамены, знаю эту систему изнутри и мой опыт им интересен. Спрашивают совета, как определиться с выбором дальнейшего пути. Я рекомендую заходить на сайты вузов, интересоваться, каков минимальный порог баллов при поступлении, чтобы знать, к чему стремиться. Самое главное — не прыгать выше головы, но развивать внутренний потенциал, активнее заниматься на уроках. И тогда все получится.
Первые недели дети присматривались к учителю. Хотя мнение о Сергее Бочарове сложилось уже после первой линейки, которую он вел. Добротой, творческим подходом к делу покорил он не только учеников, но и коллег, родителей и даже жителей микрорайона, когда все услышали песни в исполнении молодого педагога на празднике улицы Мистюкова, расположенной в новом микрорайоне. Кстати, работая в школе первый год, Сергей Бочаров и сам продолжает учиться, теперь уже в магистратуре ЛГПУ.
"Липецкая газета". Марина Кудаева, Нина Вострикова