Три поколения

Три поколения
Фото: lg.lpgzt.ru
Сегодня, когда образование воспринимается большинством людей как один из высших приоритетов в жизни, растет потребность в людях, которые сознательно избирают педагогическое поприще. Однако, чтобы стать Учителем с большой буквы, одного образования мало. Необходима огромная любовь к детям. А еще опыт, который по традиции педагоги с многолетним стажем передают своим молодым коллегам. Наверное, поэтому в учительской профессии, как ни в какой другой, так важна преемственность. Герои нашей публикации принадлежат к разным поколениям, но одинаково безгранично преданы делу, выбранному раз и навсегда.


Высокое звание


Заслуженный учитель Российской Федерации — высокое звание. Оно приносит его обладателю много ответственности и привлекает к нему внимание. И вот этого последнего очень сторонится Тамара Михайловна Телецкая.


Уже несколько лет она не ведет уроков, но 5 октября традиционно принимает поздравления и слова благодарности от выпускников, закончивших школу годы и десятилетия назад. А еще бережно хранит их открытки, поделки и многочисленные письма — как радостные, восторженные, так и откровенно грустные.


«Дорогая Тамара Михайловна! Спасибо вам за самые лучшие в нашей жизни недели, проведенные на Всероссийской олимпиаде»; «Все чаще вспоминаю детство, а детство — это вы».


Она, и рассказывая о себе, то и дело заводит речь о бывших учениках, среди которых много достойных и уважаемых людей. Помнит всех и, удивительное дело, моментально узнает каждого, отвечая по телефону.


— Я счастлива, — говорит она. — У меня была любимая работа, отнимавшая много сил, но и приносившая огромное удовлетворение. Я всегда брала для преподавания самые сложные и отстающие классы. Но вела уроки как для лучших учеников. И за это они отвечали мне любовью и уважением. Веду, к примеру, первый урок по творчеству Пушкина — это же праздник, поэтому стараюсь принарядиться, передать свое настроение классу. И каждый раз замечаю, если кто-то слушает, но не слышит учителя. Всегда оставлю потом его после урока и спрошу, что случилось. И, насколько это в моих силах, обязательно помогу. Дети все чувствовали и видели, что я отдаю себя целиком.


А ведь могла она, в девичестве имевшая звучную фамилию Высоцкая, стать и актрисой.


— Я очень любила литературу и увлекалась театром. Все умные люди пошли в полезный кружок кройки и шитья, а я — в драматический при Доме пионеров, — говорит Тамара Михайловна. — И когда в нашем театре готовилась постановка «Семья Ульяновых», для роли Маняши требовалась девочка моих лет. Так я оказалась в театре. До сих пор помню сшитый для меня наряд: штанишки с оборочками торчали из-под платья. Я ездила на гастроли и даже получала деньги — мама купила мне пальто. Мое детство было тяжелым: родилась в 1941 году. Надо ли рассказывать, что жили бедно, трудно. Отец ушел на фронт, мама работала на заводе. В школу пойти — не было портфеля, сшили холщовую сумку. Училась я хорошо, была председателем учкома. Уже тогда грезила о профессии учителя. Помню, в десятом классе, когда учительница заболела, робко спросила ее: а можно я проведу урок вместо вас? И та разрешила. Я легко поступила в институт и занималась с особым старанием, помня о том, что моя повышенная стипендия равнялась маминой зарплате, а летом ездила в пионерлагерь работать вожатой.


Об успехах в учебе говорят пожелтевшие листы грамот, которые как память о юности хранит Тамара Михайловна. Оставаться в Липецке выпускница пединститута не захотела и, воспользовавшись свободным распределением, решительно отправилась в рабочий поселок Мордовской Республики. Каково же было ее удивление, когда спустя пару дней новые коллеги пришли поздравить с днем рождения — с гармошкой и песнями!


Молодому педагогу не побоялись доверить преподавание в старших классах. И дисциплина на уроках была железной. Что и говорить, отношение к учителям в сельской глубинке было особенное, ведь они несли не только знания, но и культуру.


Свою педагогическую деятельность в Липецке Тамара Телецкая начала воспитателем в детском саду, а затем долгие годы была учителем и завучем в школе № 51, ставшей для нее вторым домом. Разумеется, свои творческие способности и любовь к литературе Тамара Михайловна в полной мере проявила в работе и с учениками, и с родителями, и с учителями. Открытые уроки, тематические вечера — все это объединяло ее ученические и педагогические коллективы, давало возможность почувствовать радость от пребывания в школе.


Завуч — колоссальная нагрузка. Но она, по признанию Тамары Михайловны, практически не ощущалась: нравилось вести организационную и методическую работу, ходить к учителям на уроки, а потом анализировать их, хвалить за удачные педагогические находки и приемы и помогать исправлять недочеты.


Расставание со школой, конечно, далось нелегко. Особенно остро, по признанию Тамары Михайловны, это ощущается накануне Первого сентября. Зато пятого октября телефон не умолкает с раннего утра и до поздней ночи: звонят из разных городов, стран и даже континентов. Потому что День учителя по большому счету уже давно вышел за школьные стены. Это праздник, к которому имеет отношение каждый, кто прошел через заботливые руки педагогов, таких как Тамара Михайловна Телецкая.

Дословно

Мы были для нее братцами-кроликами. А мы любя называли ее жандармом в юбке. Бывало, она устраивала нам несколько уроков русского языка подряд. После проверки наших сочинений иногда заболевала, но всегда анализировала и разбирала вместе с нами ошибки. Она советовала, как правильно написать предложение и как лучше поступить в трудной жизненной ситуации. Именно благодаря ей я полюбила русский язык и литературу на всю оставшуюся жизнь. Дорогая Тамара Михайловна! Как чудесно, что вы были моим Учителем и все ваши уроки дали достойные плоды! Спасибо за ваши уроки, терпение и любовь! Дина Кюнбергер, г. Липецк.



Учиться вместе интереснее


За плечами Ольги Ивановой , учителя математики из 44-го лицея Липецка, почти тридцать лет педагогического стажа. За это время Ольга Евгеньевна провела тысячи уроков, привила любовь сотням детей к этому не самому простому и, на первый взгляд, не самому интересному школьному предмету.


— Свою задачу как педагог я понимала с самого начала своей деятельности, — говорит она. — Мне учеба давалась легко, и казалось странным, почему другие этот материал не понимают. А потому на уроке я стараюсь приводить примеры из жизни, делать математику проще, ближе и понятнее.


А если к этому прибавить и индивидуальный подход, который Ольга Евгеньевна применяет к каждому ребенку, то неудивительно, что математику ее ученики не просто знают, но и любят. В каждом классе много ярких звездочек: победителей олимпиад, участников конференций, способных и талантливых ребят.


— Вот, например, ученик 8  Б Саша Моляков. Сначала я учила его, потом мы советовались, как решить то или иное задание, затем спорили, а сейчас иногда он мне свои статьи рассказывает с пояснениями, — улыбается Ольга Евгеньевна. — А еще дети хотят видеть своего учителя человеком, за которым следует тянуться. Поэтому я не позволяю себе расслабляться, учусь до сих пор, в том числе и вместе с ними. И когда дети это понимают, нам легко преодолевать трудности вместе. Мой 8 Б — класс эрудитов, и до этого был необыкновенный выпуск. В беседах с ними узнаешь так много нового! Иногда не знаешь, кто кого больше учит. Я не стесняюсь признаться, что чего-то не знаю, спросить у них совета, дети это очень ценят.


Особый подход педагога к занятиям и ученикам был замечен. По результатам конкурса приоритетного национального проекта «Образование» Ольга Иванова уже дважды вошла в число обладателей федеральных грантов.


— Подвигая детей на участие в различных олимпиадах, я понимаю, что это физически и психологически тяжело, значит, и я не имею морального права не участвовать в учительских конкурсах, — убеждена она. — А как эксперт по проверке работ ЕГЭ, ОГЭ, создатель олимпиад, преподаватель в областном Центре поддержки одаренных детей «Стратегия» и председатель областной Ассоциации учителей математики — тем более.


Выбор профессии для нее, семнадцатилетней, был очевиден: в семье суммарный большой педстаж.


— Маму в начальной школе учил ее старший брат — Александр Тихонович. Когда мы с сестрой подросли, ходили на уроки физики и математики к своим родителям. Папа Евгений Петрович Тишанинов преподавал математику, мама Нина Тихоновна — физику. Оба заслуженные учителя России, — рассказывает Ольга Евгеньевна. — У нас дома всегда было много учеников и выпускников, которые часто приезжали поделиться радостью или спросить совета. Это предопределило, наверное, мою дальнейшую жизнь. Поэтому, когда встал вопрос, куда пойти учиться, ответ был давно известен: конечно, в пединститут. Единственный спор был в выборе специальности — математика или физика. Но отвозил меня в институт папа и по дороге переубедил, что математика интереснее.


Так Ольга Евгеньевна считает до сих пор.


— Наш лицей уже много лет известен как математическая школа, но призеры и победители олимпиад по русскому языку — это ученики матклассов, — говорит она. — А все потому, что математика структурирует мозг, облегчает запоминание, учит делать правильные логические выводы, чего и требуют любые олимпиадные задания. Приятно, что педагогическая династия на мне не прервалась: вторая дочь Светлана учится по специальности «Математика и физика». И все свободное время проводит в школе, с моими детьми.


В общении с учениками Ольга Иванова строга и справедлива. И, как отмечают ученики, удивительное дело, но у нее нет любимчиков. Наверное потому, что в душе этого человека уживается и прекрасный педагог, и грамотный психолог, чувствующий, что для одного ребенка важно достичь успеха в ее предмете: выиграть конкурс, поступить в престижный вуз. Другой же хочет просто средне сдать ЕГЭ. А кому-то из учеников нужно помочь сберечь нервную систему.


Сейчас часто говорят: ученики другие стали. Да, подтверждает Ольга Евгеньевна. У сегодняшних детей под рукой высокотехнологичные гаджеты, где они в считанные секунды могут найти что угодно. Современный ученик  — это высокообразованный, занятой человек, который знает, чего хочет, уже расписавший себе на определенный период бизнес-план. Значит, и учитель должен иначе строить преподавательскую деятельность, так сказать, с поправкой на современность. И при этом помнить: копилку сухих знаний набрать несложно, куда важнее развить у детей логику и мышление, привить честность и порядочность.


Порой урок проходит как представление, но этому предшествует серьезная подготовка. Да и проверка знаний учеников отнимает большое количество сил и энергии. Отпуск для учителей — единственное время, когда можно отдохнуть от работы и набраться сил. Ольга Иванова предпочитает проводить его с семьей, путешествуя на автомобиле по нашей области и за ее пределами.


— Это такой способ релаксации. Недавно вернулись из Самарской области, бывали на Самарской Луке. Лазали по горам. Правда, — признается Ольга Евгеньевна, — и в это время работа не отпускает. Особенно хорошо ищутся темы исследовательских работ для детей. Ведь придумать хорошую, не избитую, интересную тему бывает непросто.



Незабываемые 45 минут


Звенит звонок. Молодой учитель истории и обществознания Сергей Бочаров входит в класс и начинает урок. Вчерашний выпускник вуза использует современные мультимедийные возможности: интерактивную доску для презентации, слайд-проектор, компьютер.


Школа № 18 в 28-м микрорайоне Липецка, которая открылась всего четыре года назад, в этом учебном году пополнилась сразу двадцатью молодыми учителями. В их числе Сергей Бочаров — выпускник института истории, права и общественных наук Липецкого государственного педагогического университета, творческий, активный, ориентированный на поиски новых педагогических методов и приемов.


Журналисты «Липецкой газеты», побывав на уроке Сергея Бочарова, отметили, какие сегодня чуткие, восприимчивые дети и насколько открыты ко всему новому молодые учителя. В этом, пожалуй, и заключается главная особенность современной школы.


Многие, конечно, не знают, сколько трудностей преодолел молодой человек, прежде чем стал учителем, какую школу жизненной закалки прошел. В роддоме от Сергея отказалась мать, и он с первых дней жизни оказался в доме малютки, а потом — в детском доме. В семь лет стал воспитанником Липецкой областной школы-интерната для слепых и слабовидящих детей. Его фотографию «Липецкая газета» публиковала в рубрике «Найди меня, мама!». В фотоархиве редакции сохранились снимки, с которых смотрит худенький мальчик в очках с толстыми стеклами. Возможно, по этой причине никто не захотел взять его в семью. В школе-интернате Сергей стал заниматься вокалом. Талантливые педагоги поставили ему голос, благодаря которому юный певец побывал на фестивалях во многих городах России. А в 2008 году участвовал в велопробеге, посвященном Паралимпийским играм. Юноша доказал и себе и другим, что детям с ограниченными возможностями здоровья под силу серьезные спортивные рекорды.


— Воспитанников школы-интерната развивали по трем направлениям: педагогическому, музыкальному и медицинскому. Мне нравились школа, учеба, и к тому же я очень люблю детей, — рассказывает Сергей о выборе профессии. —  Рядом со мной долгое время были люди, которые меня «вылепили», — это мои педагоги. Я безмерно благодарен им. И, день за днем видя их огромный сердечный труд, я решил стать школьным учителем.


А еще он сделал себя сам. Постоянно преодолевая физический недуг, готовился к лекциям, чтобы быть лучшим студентом. На третьем курсе Сергей Бочаров возглавил профсоюз факультета.


Педагогическая практика на 4-5 курсах проходила в гимназии №  12 и лицее №  3 имени К.А. Москаленко. Особенно запомнилась та, что проходила под руководством известного в регионе учителя истории и обществознания Нины Васильевны Павловой. Именно она дала то, что будущему учителю было так необходимо: и ободряющие слова, и советы, и справедливую критику. После собеседования с директором школы № 18 Денисом Шведуном выпускника ЛГПУ приняли на работу с плотной нагрузкой в 29 часов. У учителя-новичка — пять параллелей пятиклассников, четыре — семиклассников, три — восьмиклассников и две — десятиклассников. Он также взял нелегкую ношу социального педагога и дает на дому уроки ученику с ограниченными возможностями здоровья.


С первого дня работы в школе Сергей Бочаров задал себе такой настрой: работать, не жалея сил и времени, быть интересным детям как личность. Чтобы уроки были не лекциями, а захватывающими, замечательными событиями. Чтобы 45 минут были как яркая вспышка.


— Как учитель ставлю перед собой задачу, чтобы ученики могли ответить на вопрос, почему то или иное событие произошло во всемирной или отечественной истории. Поработав в школе всего лишь месяц, я понял, что ученикам нравится мой предмет. Они хотят узнавать новое, тянут руки, чтобы ответить, у них есть желание получить оценку, — делится впечатлениями Сергей Петрович. — Очень доволен пятиклассниками. Дети, перешагнувшие ступень начальной школы, чувствуют себя повзрослевшими и хотят соответствовать новому уровню. Моя задача — поддержать их искреннее желание учиться. Если ребенок хочет раскрыть свои способности, я даю ему возможность проявить себя.


А еще молодой учитель старается, чтобы в конце урока ученики могли делать выводы, аргументируя их. Ведь у каждого есть своя точка зрения на те или иные исторические события. Так он учит их размышлять. Тем, кто затрудняется с ответом, Сергей Петрович помогает сформулировать его.


Авторитетен мужчина-педагог и для десятиклассников.


— Старшеклассники задают мне вопросы по процедуре сдачи ЕГЭ, потому что сравнительно недавно я сам сдавал экзамены, знаю эту систему изнутри и мой опыт им интересен. Спрашивают совета, как определиться с выбором дальнейшего пути. Я рекомендую заходить на сайты вузов, интересоваться, каков минимальный порог баллов при поступлении, чтобы знать, к чему стремиться. Самое главное — не прыгать выше головы, но развивать внутренний потенциал, активнее заниматься на уроках. И тогда все получится.


Первые недели дети присматривались к учителю. Хотя мнение о Сергее Бочарове сложилось уже после первой линейки, которую он вел. Добротой, творческим подходом к делу покорил он не только учеников, но и коллег, родителей и даже жителей микрорайона, когда все услышали песни в исполнении молодого педагога на празднике улицы Мистюкова, расположенной в новом микрорайоне. Кстати, работая в школе первый год, Сергей Бочаров и сам продолжает учиться, теперь уже в магистратуре ЛГПУ.

"Липецкая газета". Марина Кудаева, Нина Вострикова

Ещё новости о событии:

Сегодня, когда образование воспринимается большинством людей как один из высших приоритетов в жизни, растет потребность в людях, которые сознательно избирают педагогическое поприще.
14:04 05.10.2017 LipetskMedia.Ru - Липецк
В профессиональный праздник учительского сообщества в образовательных организациях областного центра 5 октября проходят многочисленные праздничные мероприятия.
11:25 05.10.2017 LipetskMedia.Ru - Липецк
Три поколения - Липецкая газета
Сегодня, когда образование воспринимается большинством людей как один из высших приоритетов в жизни, растет потребность в людях, которые сознательно избирают педагогическое поприще.
07:41 05.10.2017 Липецкая газета - Липецк
 
По теме
Праздники в честь Дня учителя прошли. Педагогам вручены цветы и переданы поздравления, но сказать доброе слово — никогда не поздно.
ОДНУ из частей концерта, посвящённого Дню учителя, можно было назвать „60 лет в нашей школе“.
ЭТО было неожиданно, волнующе и трогательно: во время репетиции хора ветеранов ученики Добровской первой школы поднялись на сцену Дома культуры, чтобы поздравить с Днём учителя Анатолия Степановича Антонова,
Киноуроки России - Металлургический колледж 27 марта 2024 г. студенты Липецкого металлургического колледжа стали участниками проекта «Киноуроки России».
Металлургический колледж
Встреча с выпускниками Лебедянского педагогического колледжа - ЕГУ им. И.А. Бунина 28 марта 2024 года преподаватели и студенты ЕГУ им. И.А. Бунина вместе с   управлением дополнительного образования, международной деятельности и довузовской подготовки приняли участие в профориентационных мероприятиях,
ЕГУ им. И.А. Бунина
Фестиваль детского творчества «Родничок» для детей с ОВЗ - Департамент образования В целях создания условий для    социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, развития их художественно – творческих способностей, а также для повышения профессионального уровня педагогов,
Департамент образования
Специалисты из Воронежа провели прием юных липчан - Управление здравоохранения 28 марта 2024 года на базе поликлиники ГУЗ «Областная детская больница» был организован консультативный прием специалистами клинических кафедр Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н.
Управление здравоохранения
Фонд «Милосердие» передал липецким медикам высокотехнологичное оборудование - Липецкая ГТРК Лия Мурадьян Помочь с закупкой попросили сами врачи Фото предоставлено пресс-службой Фонда «Милосердие» Благотворительный фонд «Милосердие» помог оснастить липецкую городскую больницу №3 современным медицинским оборудованием.
Липецкая ГТРК
Литературный час «Русской песни запевала» - Межпоселенческая библиотека Сегодня редко найдёшь человека, который бы не слышал, а может и сам не распевал бы в компании «В городском саду играет духовой оркестр», «Три года ты мне снилась», «Потому, потому, что мы пилоты», «На крылечке твоём», «Хвастать,
Межпоселенческая библиотека