– Александр Николаевич, к рейтингам можно относиться по-разному, но не замечать их нельзя, поскольку они выставляют оценки и власти, и средствам массовой информации, и экономике, и, как в нашем случае, электронным услугам, их качеству. Расскажите, кого мы опередили в этот раз и кто вместе с нами боролся за победу?
– В мониторинге Минэкономразвития России участвовали все субъекты Российской Федерации. Эксперты проанализировали более тысячи, а если точнее – тысячу триста десять приоритетных услуг, которые предоставляют органы исполнительной власти на Едином портале gosuslugi.ru и на региональных порталах государственных и муниципальных услуг. Лучшими стали Тульская, Липецкая и Архангельская области.
Стоит отметить, что предмет изучения – достаточно многосложный. Эксперты исследовали государственные услуги на соответствие положениям действующего законодательства, которое предъявляет к ним достаточно жёсткие требования, сформулированные в 236-м Постановлении Правительства Российской Федерации от 26 марта 2016 года.
– Эксперты, как я понимаю, были контролёрами, то есть инкогнито обращались за услугой, получали её и уже потом оценивали качество…
– По сути так. Как показали результаты мониторинга, подать электронное заявление экспертам удалось по 84 процентам от числа исследованных услуг.
В ходе мониторинга также оценивалось качество реализации субъектами каждого из девяти действий, выполнение которых обеспечивается заявителю при предоставлении услуг в электронной форме.
Итоговый рейтинг сформирован на основании средней оценки приоритетных услуг, пронормированной к ста процентам. При этом оценка каждой приоритетной услуги формировалась как доля выполненных и применимых для неё требований. Требование считалось выполненным, если все ключевые индикаторы его готовности принимали значение «1» (выполнено).
– В чём особенность нашего регионального портала государственных и муниципальных услуг, который наряду с федеральным («единым») является электронной площадкой для оказания услуг государством?
– Вектор развития нашего портала определяет его замечательный девиз: «Портал госуслуг – Ваш помощник и друг!». В этот слоган, на мой взгляд, заложены доверительные отношения государства и гражданина.
На региональном портале – 1275 услуг, 775 из них – это региональные и муниципальные услуги, почти половина актуализирована в прошлом году. Публикуемые на портале сведения предварительно рассматриваются и в ряде случаев возвращаются на доработку. Свыше шестисот описаний услуг было рассмотрено в 2016 году, и треть из них переработана с учётом сделанных замечаний.
Если при прочтении информации у пользователя возникают вопросы – он может задать их, не покидая страницу с описанием услуги, на вкладке «Вопросы/Жалобы». Кроме того, в разделе «Помощь» размещены различные инструкции и информационные ролики. Пользователям предоставлены широкие возможности по поиску и выбору необходимых услуг.
– Познакомиться с описанием услуги может любой желающий. А что нужно для её получения?
– Зарегистрироваться в Единой системе идентификации и аутентификации. Сокращённо – ЕСИА. Она позволяет идентифицировать заявителя, обратившегося с портала за получением услуги. А при личном обращении необходимо предъявлять паспорт или какой-то другой документ, удостоверяющий личность.
Зарегистрироваться в ЕСИА можно на портале госуслуг или в одном из 134-х пунктов регистрации, созданных на базе центров «Мои Документы», службы занятости населения, Пенсионного фонда, органов загс, администраций муниципальных районов, отделений Почты России, Ростелекома и других организаций.
На портале используется упрощённая онлайн-регистрация, при которой средства идентификации пользователь получает по электронной почте или на мобильный телефон. Для доступа ко всем электронным услугам, а их у нас более четырёхсот, необходимо продолжить свою регистрацию, предъявив документ, удостоверяющий личность, в одном из пунктов регистрации граждан на портале госуслуг.
Кстати, хотелось бы ещё отметить высокие показатели работы центров «Мои Документы». В рейтинге регионов, по организации предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ по итогам четвёртого квартала прошлого года Липецкая область заняла третье место в России. Это очень хороший результат. Мы одними из первых реализовали проект создания многофункциональных центров. Единая сеть МФЦ была полностью сформирована в 2012 году.
В настоящее время, наряду с электронным форматом предоставления услуг гражданам, центры «Мои Документы» обеспчивают современные, удобные и практичные сервисы получения услуг по принципу «одного окна».
– В сентябре прошлого года было выдано первое свидетельство о рождении в новом здании Липецкого областного перинатального центра. А в конце прошлого года открыт кабинет по регистрации новорождённых детей, где также оказывается правовая помощь мамам. Это очень удобно и должно быть востребовано?
– На сегодняшний день уже более трёхсот женщин оценили удобство новой услуги. Получить документы на ребёнка прямо в роддоме – это дорогого стоит, молодые родители экономят драгоценное время, посвящая его более важным делам. Услуга регистрации младенцев оказалась настолько удобной и востребованной, что теперь роженицы из других роддомов задают резонный вопрос: когда она станет повсеместной? Действительно, всем хочется обойтись без поездок в загс и хлопот по оформлению документов после выписки домой. Но пока этот успешный эксперимент реализован лишь в перинатальном центре и только в Липецкой области. Сотрудники загс проявляют активность в популяризации электронных услуг. В результате их работы количество обращений в электронной форме за услугами загс в 2016 году увеличилось в 3,5 раза.
– Александр Николаевич, сейчас мы все окружены гаджетами, экономим время на чём только можно: квартплата – через компьютер, кредиты – по телефону и так далее. Какие электронные услуги пользуются у липчан особой популярностью?
– Соглашусь с вами, онлайн-услуги облегчают жизнь и реально экономят время. И это высоко оценили наши таксисты – шестьдесят заявлений на получение разрешения на перевозку в прошедшем году были поданы в электронном виде. Двадцать семь процентов заявителей воспользовались региональным порталом для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. На четверть возросло число поданных в электронном виде лесных деклараций и отчётов по использованию лесов. В целом число заявлений с регионального и единого портала по итогам года увеличилось на семнадцать процентов.
Но наиболее востребованы онлайн-услуги, обеспечивающие быстрое получение результата в электронной форме. Самыми популярными являются информационные услуги (об успеваемости школьников, о продвижении очерёдности в детский сад, о положении на рынке труда области, состоянии лицевого счёта в ПФР и о наличии штрафов ГИБДД) и запись к врачу.
Чтобы наращивать число онлайн-услуг, на региональном портале разработаны интерактивные сервисы по информированию о полученных и предлагаемых мерах соцподдержки. С нынешнего года начнут работать электронные сервисы информирования о графиках и маршрутах движения общественного транспорта и об ожидаемом времени его прибытия.
– Электронные услуги – очень современный, подвижный сервис. Здесь всё время должно что-то меняться и пополняться. Как в этом смысле обстоят дела на нашем региональном портале?
– Хотел бы акцентировать внимание всех, кто пользуется или будет пользоваться электронными услугами, – в личном кабинете регионального портала любой пользователь может узнать о ходе и результате исполнения услуги, в том числе и заказанной в центрах «Мои Документы». Это я говорю для того, чтобы люди понимали: они сами контролируют качество услуги.
Что касается новшеств, то сейчас идёт работа по интеграции регионального портала с единым личным кабинетом и платёжным шлюзом.
С 1 января 2017 года при оплате госпошлины на едином или региональном портале госуслуг предусмотрена тридцатипроцентная скидка. Тоже важно. Скоро на региональном портале можно будет оплачивать услуги, в том числе за содержание ребёнка в детском саду. Для этого была проведена большая подготовительная работа как организационная, так и технологическая. В региональной информационной системе «Электронный детский сад» были унифицированы алгоритмы расчёта оплаты и компенсационных выплат за содержание ребёнка.
Я убеждён, что за электронными услугами будущее – это удобно, комфортно и быстро.
– Спасибо за беседу.
"ЛГ:итоги недели". Ирина Кобзева