Для «Мелиховской весны» уже готовы эскизы

Завтра в Липецком государственном академическом театре драмы им. Л.Н. Толстого — премьера.

  • Видео
  • Фото

  • Для «Мелиховской весны» уже готовы эскизы Главный режиссёр театра Толстого Сергей Бобровский выпустил «Дуэль» А.П. Чехова. В привычном для липецкого зрителя Чехове в очередной раз попытались найти какую-то изюминку, заново открыть Чехова для публики, заинтересовать её этим автором.

    Чеховская «Дуэль» сегодня идёт в Москве во МХАТе, в Тюмени, но везде она разная, и тон задаёт режиссёр.    Главная сложность работы над постановкой — то, что речь идёт не о пьесе, а о повести — причём об одной из самых больших повестей Чехова. Отбрасывая описательную часть и «извлекая действие и некую атмосферу, эмоцию от прозы», Сергей Бобровский максимально стремился к тому, чтобы в инсценировке не исчез сам автор, его интонация.

    В результате процесса адаптации и «перевода» прозы для сцены у Бобровского, как определяет сам режиссёр, получились «драматические эскизы».

    — Информацию о жанре «драматические эскизы» я заложил отчасти для зрителя, отчасти для себя и для артистов, — говорит Сергей Бобровский. — Принцип эскизности предполагает развитие, дописывание — я думаю, что этот спектакль в процессе может не то чтобы кардинально меняться, а уточняться, получать новые акценты — где-то чуть больше, где-то чуть меньше краски. Спектакль рабочий, живой, но это не значит, что он незавершённый и незаконченный — у больших художников эскизы мы часто видим на выставках, и зрителям этот процесс — живой момент творчества тоже интересен. Хотя, вполне возможно, что через несколько месяцев зритель может прийти и на совершенно другой спектакль. И это качество спектакля — то, что он остаётся живым, я очень ценю.   

    Принцип эскизности в «Дуэли» во всём — в том числе в организации сценического пространства. Во время    двухчасовой постановки декорации не меняются ни разу —    перемещая героев по сцене, зрителю как-бы штрихами намекают, что сейчас мы на море, а теперь в лесу, где просходит дуэль, а теперь в доме доктора Самойленко.

    Сергей Боровский называет «Дуэль» спектаклем-сном, спектаклем-медитацией — для режиссёра это вообще весьма характерный формат, в котором есть «длительность повествования, где драматическое переплетается с пластическими, ритмическими, музыкальными моментами».

    В роли Ивана Лаевского на липецкой сцене дебютировал Александр Белояров — выпускник Воронежской государственной академии искусств, который до этого служил в Белгородском государственном академическом драматическом театре имени М.С. Щепкина.    А вот его оппонента фон Корена играет один из ведущих молодых актёров театра Толстого Евгений Азманов.

    По сюжету, Лаевский увёз из Петербурга чужую жену на Кавказ, который ассоциировался с некой мечтой и иллюзиями о начале новой жизни. Но в результате главный герой попал в жестокую реальность и пришёл к разочарованию, к безысходности, к пониманию бессмысленности собственного бытия. Прожив с чужой женой Надеждой Федоровной 2 года, он понял, что больше не любит, и решает уже один бежать назад в Петербург. На Кавказе Лаевский много пьёт и ничего не делает, кроме долгов.

    Его антипод — натура твёрдая и деспотичная, представитель и ярый приверженец учения об «идеальной породе» фон Корен. Он    говорит о никчёмности натуры Лаевского: по его мнению, «он так же вреден и опасен для общества, как холерная микроба»,    «его воздух — вино, любовь, праздность и малодушие»,    «когда Лаевский размножится — человечество погибнет»    и «обезвредить его в интересах общества: такие люди должны быть уничтожаемы, если их нельзя обезличивать, отправить на общественные работы или посадить в кандалы».    «Если бы Лаевский тонул, я его бы ещё и палкой потопил», —    совершенно искренне признаётся фон Корен. И у него «весомые» аргументы: человека судят по поступкам, а за два года Лаевский всё, что сделал, это стал первым на Кавказе, кто отрыто живёт с чужой женой, научил людей играть в винт, пить пиво и разбираться в сортах водки, живёт не по средствам и делает долги.   

    По словам Евгения Азманова, сыгравшего фон Корена, его персонаж — весьма актуален по нынешним временам. Это сверхчеловек с неонацистскими взглядами, который уверен, что только мудрые, сильные духом и занимающиеся делом люди имеют право жить на земле. И основной конфликт в спектакле как раз вокруг противостояния двух мировоззрений: живущего не по средствам представителя богемы Лаевского и «нового человека» с жёсткими убеждениями фон Корена.

    Но в спектакле побеждает отнюдь не правда фон Корена — а «самое стойкое из гуманитарных учений — учение Христа» и правда человеколюбца доктора и дьякона: «Если человека вешать и топить — то к чёрту человечество, всю цивилизацию» и «ценность жизни — в самой жизни».

    Несмотря на запреты присутствовать на дуэли священникам, дьякон там появляется и решает исход противостояния.

    — Дело театра — ставить вопросы, но история разрешается чудом — а это всегда знак присутствия божественного начала,— говорит Сергей Бобровский. —    Этим заканчивается история, она и у Чехова так заканчивается: тем, что герой обновляется, он начинает смотреть на жизнь другими глазами — более взрослыми. А ему ещё 28 лет, у него ещё жизнь впереди — и это счастливая перемена.

    Вера горами двигает — говорит Чехов словами дьякона, внешне очень похожего на Христа. И Лаевский меняется, понимает, что в той, прошлой жизни до дуэли, истина была не нужна ему, что совесть его спала.    А фон Корен, в свою очередь, побеждает главного врага человечества — гордость.

    Квинтэссенция спектакля: никто не знает настоящей правды, но    бог для всех один, а в человеческой ненависти и конфликтах — в том числе и межконфессиональных нет никакого смысла.

    «Дуэль» поставлена для участия в фестивале «Мелиховская весна», который традиционно проходит в мае литературном музее-заповеднике А.П. Чехова.
     
    По теме
    27 марта в Липецком драматическом театре на Соколе состоялось традиционное празднование Дня театра.
    Специалисты из Воронежа провели прием юных липчан - Управление здравоохранения 28 марта 2024 года на базе поликлиники ГУЗ «Областная детская больница» был организован консультативный прием специалистами клинических кафедр Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н.
    Управление здравоохранения
    Фонд «Милосердие» передал липецким медикам высокотехнологичное оборудование - Липецкая ГТРК Лия Мурадьян Помочь с закупкой попросили сами врачи Фото предоставлено пресс-службой Фонда «Милосердие» Благотворительный фонд «Милосердие» помог оснастить липецкую городскую больницу №3 современным медицинским оборудованием.
    Липецкая ГТРК