О тупиковой схеме и «мертвых душах»
«В нашем доме нет мгновенной подачи горячей воды, — пишет липчанка Людмила К. — Была раньше, но куда-то исчезла. Чтобы дождаться горячей воды, надо слить не одно ведро холодной, заплатив при этом по тарифу горячей. Моя семья из двух человек платит за 7-8 кубов. Куда бы мы ни обращались, везде чиновники разводят руками: ничего не поделаешь — тупиковая схема подачи воды! А значит, придется и дальше сливать воду в никуда».
И еще один любопытный факт сообщила Людмила.
«Судя по платежкам, коммунальщики не знают точного количества лиц, проживающих в домах, которые они обслуживают, — считает она. — Например, в платежных квитанциях, поступивших от «Квадры», в нашем доме проживают 132 человека. По платежкам ЖКУ числятся 125 человек, а в квитанциях ЛГЭК указано 103 человека. Столь существенную разницу, почти в 30 душ, никак не спишешь на естественную убыль в течение года. Не из-за этой ли учетной безалаберности идет разброс на общедомовые нужды, который забирает треть моих платежей? — задает резонный вопрос Люмила К.
Об отмене платежей за ОДН...
Свой оригинальный, хотя и не бесспорный способ разрешить ситуацию с растущими суммами в коммунальных квитанциях предложил один из постоянных внештатных авторов «ЛГ» липчанин Алексей Шишкин.
«Переживания и стрессы в течение многих лет, связанные с платежками, выставляемыми то управляющей компанией, то энергоснабжающими организациями, знакомы всем жителям липецких многоэтажек. Особенно обостряется борьба за перерасчеты между собственниками жилья и вышеназванными структурами в осенне-зимний период, когда суммы в платежках значительно возрастают. И все это повторяется из года в год. А нельзя ли разом решить эту наболевшую проблему? Думаю, что можно, надо всего лишь вспомнить недавнее прошлое.
Тогда в наших квитанциях еще не было начислений за ОДН, а была одна, удобная для граждан, квитанция на все коммунальные услуги. ГУКи были распределителями прибыли энергосбытовых организаций, чем и вызывали их недовольство. Последние, естественно, настраивали граждан против ГУКов, суля фантастические выгоды в случае перехода на прямые расчеты собственников жилья с энергоснабжающими организациями. На деле же эти райские посулы привели граждан прямиком в коммунальный ад.
Примеры того, как обирают граждан при начислении платы за ОДН, приводить не буду, так как их много, и они всем хорошо известны. В свою очередь поставщики энергоресурсов тоже могут посетовать: мол, мы стараемся, закупаем современное дорогостоящее оборудование и технику, чтобы поднять обслуживание населения на более высокий уровень, а люди все чем-то недовольны, не хотят платить…
Может быть, и они, со своей стороны, правы, но только какое дело до их проблем тем гражданам, которых обирают, начисляя непомерные суммы по ОДН? И в этом заключается корень всех бед и взаимных обид. Приватизация дала возможность энергопоставляющим компаниям получать немалую прибыль. И они отнюдь не обеднели бы, отменив ОДН. А уже одно это могло бы существенно снизить напряженность не только в отношениях между коммунальщиками и собственниками жилья, но социальную напряженность в обществе в целом».
О росте тарифов и «среднестатистических голубцах»
«Средние показатели платежеспособности населения не соответствуют реальности», — считает Татьяна (к сожалению, не назвавшая свою фамилию), жительница одного из домов на улице Космонавтов в Липецке.
«Нас убеждали, что в 2015 году тарифы ЖКХ вырастут не более чем на 8,5 процента, — написала она в редакцию «ЛГ». — А что получается в действительности? Прошлой зимой мы платили компании «Квадра» по 2 тысячи рублей в месяц. По квитанции за ноябрь 2015 года платеж составил уже 2,8 тысячи рублей. Получается, что плата за тепло выросла на 32,5 процента. И это при плюсовой температуре в ноябре!
Суммарные платежи по квитанциям за услуги ЖКХ в некоторых семьях достигают 6-8 тысяч в месяц, вот и считайте, сколько остается на продукты и все остальное. Получается, как в анекдоте: одни едят мясо, другие — капусту. А в среднем все едят голубцы...»
От редакции
Судя по письмам наших читателей, надежды на то, что с появлением частных УК наши дома и дворы станут чище, а при переходе на прямые расчеты с поставщиками ресурсов суммы в платежках уменьшатся как по волшебству, похоже, так и остались недостижимой мечтой. Каждый новый виток реформы ЖКХ не только не решает накопившиеся проблемы, но и порождает новые, усиливая взаимные претензии собственников жилья и коммунальных служб. И чем дольше длятся коммунальные преобразования, тем чаще у наших граждан возникает ностальгия по тем временам, когда все коммунальные платежи умещались на одном бланке.
"Липецкая газета". Ирина Вишнева