Второе дыхание

Второе 
дыхание
Фото: itogi.lpgzt.ru

В Липецк Валерий Халилов приехал по приглашению художественного руководителя Липецкой областной филармонии Наталии Мекаевой. Маэстро привёз программу, составленную из авторских сочинений, и солистов –  Кристину Аглинц, Бориса Дьякова и Александра Альберта (участника телепроекта «Голос» на Первом канале). В концерте также принимал участие Липецкий камерный хор под управлением заслуженного артиста России Игоря Цилина.


Журналу «Липецкая газета: итоги недели» удалось побеседовать с маэстро Халиловым на предваряющей концерт вечерней сводной репетиции.



  –  Валерий Михайлович, мы рады приветствовать вас на липецкой земле. А как часто вам приходится «работать» приглашённым дирижёром?


–  Часто нельзя. А вот регулярно – получается. Были выступления в Самаре, в Хабаровске, в Абакане, в ноябре должна состояться поездка с авторским концертом в Америку в штат Джорджия, меня позвали в качестве приглашённого дирижёра поработать и с симфоническим и духовым оркестром.



–  Программа нынешнего концерта составлена из ваших произведений. Когда встаёте за дирижёрский пульт, вы следуете за автором или вносите в исполнение что-то сиюминутное, какую-то именно сейчас возникшую эмоцию? Ведь с вас всё равно никто не спросит – музыка-то ваша, и трактовка её может быть какой угодно из-под вашей же палочки…


–  Я никогда об этом не задумывался (смеётся). Другое дело, когда работаешь с различными оркестрами – вот тогда начинается корректировка материала. Например, с вашим – липецким – коллективом нужно больше внимания уделять балансу звучания, кого-то приходится подстёгивать играть ярче, а кого-то утихомиривать.


  –  Каким вам показался Липецкий государственный духовой оркестр?



–  Это хороший коллектив, если им заниматься и определить цель – тогда всё получится. А технически ему подвластно многое.


  –  Вы – директор и художественный руководитель Академического дважды Краснознамённого ансамбля песни и пляски Российской армии имени Александрова. Вы в этот легендарный коллектив были с детства нацелены, ведь родились в семье военного дирижёра?


–  Меня туда пригласили. А коллектив действительно удивительный. Но работы в нём – море, там даже физически неимоверно устаёшь. Нет ни дня, чтобы ансамбль не выступал… А в детстве я не задумывался, кем стану, когда вырасту, – знал отец, основатель военно-дирижёрской династии Халиловых. С четырёх лет я занимался музыкой, учился играть на фортепиано. А сам заглядывался в окошко –  там, на улице, мальчишки гоняли в футбол. До сих пор люблю эту игру и остаюсь страстным болельщиком. Затем было Суворовское училище, куда меня определили одиннадцатилетним пацаном, Московская военно-музыкальная школа, заложившая в меня то профессиональное образование, которым я до сих пор и пользуюсь. А закончились мои «университеты» Московской консерваторией.



–  Ваш отец получал диплом из рук гениального Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Вас можно назвать последователем не менее выдающегося (и моего любимого композитора) Георгия Свиридова, хотя бы потому, что вы стояли за дирижёрским пультом оркестра, в котором во время войны служил Георгий Васильевич – я говорю о царскосельском переплетении ваших судеб…


–  Это громко сказано, но я действительно был знаком с этим гениальным композитором, мы несколько раз общались. Мне его музыка очень нравится. Георгий Васильевич – продолжатель мелодической русской школы. Он последний из могикан в плане передачи духа и мелодики русской. А с учителями мне очень повезло. На военно-дирижёрском факультете Московской государственной консерватории имени Чайковского я попал в класс профессора Георгия Петровича Алявдина, ученика Ильи Александровича Мусина – самого известного российского педагога, воспитавшего выдающихся дирижёров, в том числе и Валерия Абисаловича Гергиева. Так вот с Георгием Петровичем я рос не только как профессионал, но и просто физически. Так случилось, что во время учёбы в военно-музыкальной школе я перестал расти, все так и думали, что я останусь маленьким, а вот в консерватории я вырос до нужных военному дирижёру размеров – вот насколько бывает важен учитель!



–  Кто-то рождается композитором, кто-то им становится. Как было у вас?


–  Знаете, я всё-таки человек военный, передо мной поставили задачу, и я её выполнил. Сочинять начал ещё будучи курсантом в институте военных дирижёров. Но, наверное, не стал бы композитором, если бы не работа в Пушкинском училище радиоэлектроники ПВО (город Пушкин – ныне Царское Село). Коллективу нужно было обеспечивать сезоны – мы часто выступали в парке соседнего Павловска. Под театрализованные праздники подбирали музыку, но оказалось легче написать её самому, нежели искать в фонотеке. У меня всё счастливо сложилось, мне было для кого писать произведения, а ведь не каждый композитор может этим похвастаться.


–  Духовая музыка, как и всё живое, развивается по синусоиде…


–  Не раскрою тайны, если скажу: 21 октября состоится презентация Ассоциации духовых оркестров России, президентом которой я являюсь. Нашу инициативу поддержали заместитель председателя Правительства Российской Федерации Ольга Юрьевна Голодец и правительство Москвы. В столицу приедут 170 человек со всей России, чтобы обсудить проблемы духовой музыки, начинающей своё победное шествие по стране. Посмотрите, возродилось Всероссийское хоровое общество, зарождается наша Ассоциация. Если всё пойдёт по плану, то следующим летом в «Артеке» соберётся полторы тысячи детишек-духовиков, для которых мы тоже придумаем фестиваль. Я мечтаю о реанимации фабрики духовых инструментов, ведь сейчас мы всё закупаем за границей.



–  А это никак не связано с милитаризацией мира?


–  Нет. Стоит говорит о ренессансе военно-духовых оркестров. В стране проводится много фестивалей, конкурсов. Я называю это активным образом жизни. Когда я заступил в должность главного военного дирижёра, сказал, что будем выступать в самых престижных залах с хорошими программами. И сейчас нам не нужно себя предлагать, наоборот – поступает огромное количество приглашений. 



–  С 2002 года вы бессменно дирижируете парадом Победы на Красной площади в Москве. А ведь ещё подростком – в 1967 году – шли здесь юным барабанщиком. Парад – это грандиознейшее действо! Если отбросить все репетиционные и организационные нервотрёпки, с каким чувством вы выходите на брусчатку главной площади страны?


–  Скажу точно, что не боюсь. Есть чувство уверенности, потому что финальному аккорду предшествует огромная репетиционная работа. Я очень собран в эти моменты. Ведь на параде всё рассчитано по секундам… И отец, и мама – оба фронтовики. Поэтому День Победы, парад Девятого мая – это нечто особенное и дорогое мне. В 2000 году я был замом главного дирижёра на параде Победы и в тот год мы стояли на Красной площади с мамой – ветераном Великой Отечественной войны… И на самой площади, и перед экранами телевизоров люди в этот день плачут. Действительно, на параде – вся мощь нашей страны предстаёт во всей своей красоте, величии и доброте. Смотрю иногда на лица наших солдат – простые ребята, только призвавшиеся, а уже перевоплотившиеся из мальчишек в воинов.



–  Легендарный полководец Александр Васильевич Суворов говорил: «Музыка ведёт к победе, а победа – к славе». О какой победе вы думаете и к какой славе стремитесь?


–  К личной славе не стремлюсь. Для меня важно, чтобы соотечественники знали духовую музыку, слушали её, любили. Через наши фестивали «Спасская башня», который в следующем году пройдёт в десятый раз, «Амурские волны», «Марш столетия» люди открывают для себя новый жанр военной музыки, а это не только марши и мелодии для возложения венков и погребения. Военные оркестры – всепогодные, они умеют играть всё – от симфонии до песни. А какой ещё оркестр будет выступать на улице и за каким ещё коллективом пойдёт народ? А ведь на фестивалях вместе со взрослыми идут и дети, в шаг с военными – гражданские, рядом с россиянами – иностранцы. Это же целый интернационал!



–  Когда вы поняли, что можете не только дирижировать оркестрами, инициировать фестивали, но и вести за собой людей?


–  Проходил ступеньку за ступенькой, с 1984 года я на парадах, мне всё знакомо и понятно. А фестивали – это вещи спонтанные, когда сходятся звёзды и всё получается. Так сложилось со «Спасской башней», когда комендант Кремля Сергей Дмитриевич Хлебников в 2005 году поддержал мою идею, чтобы в Кремле выступили российский, американский, английский и французский духовые оркестры. И после этого по Красной площади пошла «Спасская башня». А теперь посчитайте: во время десяти дней фестиваля на площадь приходят семь с половиной тысяч человек. За все годы –  восемьсот тысяч человек, плюс ещё телевидение. Я считаю, что после парада наш праздник – второй по величию, патриотизму, красоте, масштабу.


–  Вас в четыре года крестила бабушка в селе Новинки под Киржачом Владимирской области. Родились вы в Термезе, что в Узбекистане. Родным городом считаете Москву. Что является вашей духовной родиной и насколько крепко в вас укоренилась православная вера? Почему спрашиваю о православии – в свой «Марш Милорадовича» вы даже включили сочинённый молебен на слова из Евангелия…


  –  Без веры просто невозможно – это однозначно! А родина… Каждое лето меня вывозили на родину мамы – Владимирщину. Там родились и прабабушка Арина, и бабушка Пелагея, и мама Клавдия. Деревня Новинки пропитана русским духом. Кстати, в восьми километрах от неё разбился Гагарин… Двадцать лет назад я начал там строить дом уже для своей семьи, своих дочерей, внуков – а их у меня четверо: Ваня, Стёпа, Федя и Даша. Так вот угол моей избы находится на месте разрушенной некогда часовни. По моей инициативе всем миром мы часовенку, правда, на другом месте, восстановили. Меня эти места никуда не отпускали, я туда врос. Помню, как мужики на престольные праздники расчехляли гармошки и шли по улицам с частушками. Я очень люблю свою деревню, среднюю полосу России. А русские сказки! Все серые волки, все Алёнушки так сочетались с тем местом, где я жил летом. Так что сказки – это моё детство.


–  Валерий Михайлович, вы как-то сказали, что во время парада пользуетесь метрономом, а не надеетесь на своё сердце – от волнения оно может биться учащённее.


–  Действительно, я стал первым дирижёром, который ввёл на параде метроном. Я человек эмоциональный, понятно, что доверяться ритму своего сердца во время ответственных мероприятий опасно. При этом во время смотра солдаты идут по-разному, я могу волей-неволей кому-то подыграть, а это означает смену темпа, что на параде страшно. А метроном всё расставляет на свои места, хотя дирижировать под него очень сложно. 


–  Вы мечтаете вернуть духовые оркестры в парки. У меня в этом случае возникает ассоциация с покоем: звучит «Рио-Рита», тишина, планы на будущее, мир во всё мире…


–  Это очень точно. Мы играем простую музыку, которая людям понятна, близка, она раскрашивает их жизнь. Да и как вообще городу можно жить без духового оркестра? Какие без него праздники? 

"ЛГ:итоги недели". Евгения Ионова

Ещё новости о событии:

«Звучание осени» - концерт с таким названием открыл новый концертный сезон Липецкого государственного духового оркестра.
12:12 24.10.2016 МедиаЛипецк - Липецк
Второе 
дыхание - Липецкая газета
В Липецк Валерий Халилов приехал по приглашению художественного руководителя Липецкой областной филармонии Наталии Мекаевой.
11:02 24.10.2016 Липецкая газета - Липецк
 
По теме
  26 марта студенты подготовительного отделения кафедры русского языка как иностранного посетили Липецкий историко-культурный музей.
Представители липецкой молодежи встретились с сотрудниками Управления по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по Липецкой области.
Фонд «Милосердие» передал липецким медикам высокотехнологичное оборудование - Липецкая ГТРК Лия Мурадьян Помочь с закупкой попросили сами врачи Фото предоставлено пресс-службой Фонда «Милосердие» Благотворительный фонд «Милосердие» помог оснастить липецкую городскую больницу №3 современным медицинским оборудованием.
Липецкая ГТРК
До назначения на должность в больнице нашего округа работала врачом-кардиологом ООО «Пульс» и врачом-терапевтом ГУЗ «Елецкий психоневрологический диспансер».
Газета Звезда