На роду написано
Елец всегда славился своими жителями. Десятилетиями купцы Криворотовы, Заусайловы, Кожины, Жаворонковы, Ростовцевы, Петровы писали историю любимого города. На пустом месте создавали шедевры архитектуры, производства, музыки и искусства во славу своей Родины. Казалось, революция и последующие события навсегда перечеркнули созидательный процесс. Меценатов и даже потомков высылали, уничтожали, предавая забвению не только плоды их труда, но и саму философию великих предков.
Однако столетие спустя купеческая кровь взяла своё – в древнем городе развивается предпринимательство с характерной «любовью к родному пепелищу».
В сытые «двухтысячные» местное руководство не могло вдохновить граждан на малый бизнес. Ельчане отказывались понимать формулу «купи дешевле, продай дороже». Что сейчас? При штормовых условиях санкций и скачущих валют в Ельце творится новое экономическое чудо. Точнее, туристическое. Созидают его не опытные бизнесмены, а простые жители. В большинстве случаев со скромным начальным капиталом. И делают это по заветам предков – не ради наживы, а на благо Родины и Отечества.
Разрешённый приём
– Если вы проанализируете работу последних лет, то поймёте, что чуда здесь нет, – рассказала Татьяна Ромашина, заместитель главы администрации Ельца. – Последние два-три года город звучит на самых известных площадках туристического рынка России. С чем это связано? Прежде всего, с активизацией всей сферы гостеприимства на территории Липецкой области. С образованием Центра событийного и кластерного туризма объёмы работ значительно возросли.
Мы сегодня получаем дивиденды от вступления Ельца в Ассоциацию малых туристских городов. Это организация, в деятельности которой участвуют руководители очень высокого уровня и даже заместители министров. Но это всё работа на «внешнем» фронте.
Не меньшие преобразования произошли и внутри города. Значительно выросло число инфраструктурных объектов, открыты новые точки питания, увеличены объекты показа, выиграны престижные федеральные гранты и премии. К примеру, победа в национальной премии в области событийного туризма «Russian Event Awards» позволила Ельцу стать площадкой для встречи пятнадцати регионов, включая Северо-Запад, Центральную Россию и десятки малых туристских городов. А уже в начале августа в Белгороде прошёл финал регионального этапа Всероссийского фестиваля-конкурса «Туристический сувенир». Ельчане Валентина Пономарёва и Серафим Глушков завоевали в пяти номинациях семь призовых мест: два первых, три вторых и два третьих. На суд жюри было представлено четырнадцать работ. В номинации «Сувенир года» в категории «Средняя» первое место заняла «Елецкая заколка», третье место – «Елецкое мыло», в категории «VIP» «бронзу» присудили «Елецкой балалайке «Прима». «Серебро» «Гастрономического сувенира» получили «Варенье от любимой тёщи» и «Елецкий пряничный кокошник». «Сувенир-событие» – резная доска с сюжетом оперы «Легенда о граде Ельце». А лучшим «Сувениром-игрушкой» признали деревянные «Елецкие пятнашки».
Этот успех отражает общую тенденцию – творческий подъём среди ельчан, – продолжает Татьяна Фёдоровна. – В нашем городе началась своебразная эпоха Ренессанса. К нам регулярно приходят с новыми проектами, идеями, предложениями. И это не может не радовать. Чиновники не должны создавать объекты или бизнес-проекты, их задача – грамотно регулировать сам процесс, обеспечивать благоприятные условия для дальнейшего развития туризма. В прошлом году мы подсчитали экономический эффект от фестиваля «Антоновские яблоки» – около четырёх миллионов рублей. Подчёркиваю – за один день. Анализируем тенденции и по другим направлениям.
Ежемесячно отдел по туризму Ельца систематизирует информацию, сколько в город приехало экскурсантов, гостей и туристов. Для сравнения: за восемь месяцев 2012 года Елец посетили пятьдесят девять тысяч человек, а в этом году – уже около девяноста двух тысяч. В 2012 году мы приняли двадцать три тысячи туристов, сегодня – сорок одну, то есть в два раза больше.
Помимо этого, мы анализируем регионы, из которых прибывают группы. Оцените географию: Ленинградская, Владимирская, Ярославская, Мурманская, Тверская, Самарская, Саратовская, Курская, Белгородская, Калининградская, Архангельская, Вологодская, Ярославская, Брянская, Новосибирская, Оренбургская, Воронежская, Челябинская и Тюменская области. А также Республика Крым, Башкортостан, Казахстан, Карелия, Якутия, Камчатский, Краснодарский, Ставропольский края. Наша земля притягательна и для иностранцев, приезжают гости из Китая, Германии, Сербии, Нидерландов, Франции, США, Италии, Южной Кореи, Австралии, Чехии…
Особая роль в развитии туризма у ежегодного «Дня малой родины». В Ельце встречаются потомки знаменитых купцов. В этом году приехали сорок шесть династий из разных стран, среди них большая родня купца Криворотова. Им удалось воссоединить весь свой клан – тринадцать человек.
В рамках ознакомительного тура для представителей итальянской прессы были организованы экскурсии по городу. Гости остались под впечатлением от древнего Ельца и сохранившихся достопримечательностей. На 2018 год уже запланирована организация туристических потоков между Ельцом и Италией. Эти перспективы не могут не обнадёживать. Но вместе с тем накладывают на нас дополнительные обязательства. Теперь все туристические материалы (буклеты, указатели, знаки дорожной навигации) будут выходить на двух языках. Также надеемся решить вопрос с аккредитацией гостиниц. Необходимо либо присвоение им звёзд, либо другое определение статуса. Гости должны знать, куда их привезут, почему за эти деньги и что входит в стоимость. Уже идут переговоры с Министерством культуры России. В октябре к нам должны приехать специалисты и проанализировать уровень действующих средств размещения. Мы настраиваем собственников гостиниц на серьёзную работу. Она сложная, но необходимая.
Наконец, Елец вошёл во всероссийскую патриотическую программу «Дороги Победы». Школьники со всей страны посетят музеи. Наряду с Москвой и Санкт-Петербургом во Всероссийскую программу развития детского туризма «Моя Россия» отобраны Задонск, Елец и Липецк. С двадцатого сентября по двадцатое ноября мы уже будем принимать детей.
Гостиничный переворот
Как ни амбициозно это звучит, но он действительно в Ельце состоялся. Городские гостиницы отличаются форматом, ориентированы на туристов с разным материальным достатком, заполняют пустующие до сих пор ниши. В общем, всё по «заветам» опытных экспертов. Не сговариваясь, собственники отелей цивилизованно поделили между собой гостиничный рынок, помогая друг другу в общем деле – развитии гостеприимства.
Наталья Фёдорова на туристическом поприще Ельца – опытный игрок. Она одна из первых открыла в городе частную гостиницу «Лада», вот уже много лет пользующуюся неизменным успехом у приезжих.
– Пять лет назад у нас останавливались в основном командировочные и наладчики различных производств, – рассказывает Наталья Александровна. – Сегодня ситуация изменилась коренным образом. Большинство постояльцев – туристы. Самой не верится. Я ведь в 2012 году открыла «Ладу» в качестве эксперимента. Вроде получилось. Потом приобрела ещё одно здание. Всё как я люблю – старинное и полуразрушенное. Раньше в нём располагался особняк середины ХIХ века. Два года кропотливо восстанавливала и освобождала помещение от хлама. Потратила двадцать пять миллионов рублей. Знакомые шутят: «Удастся ли отбить эти деньги?» Честно говоря, сама не знаю. Но я ведь человек немолодой и уже достаточно состоятельный. Вот и затеяла этот проект не столько ради прибыли, сколько для души. Даже интерьер продумывала сама. С июля 2017 года отель «Снегири» вышел в свет. В нём десять номеров разной стоимости. Сказать, что он пользуется популярностью, значит, поскромничать. Только за прошедшие месяцы нас посетило свыше пятисот человек. Рейтинг один из самых высоких в городе. Чем объясняется такая популярность? Мне кажется, удивительной атмосферой здания. Здесь на самом деле пахнет историей, впрочем, как и вообще в Ельце.
Наталья Александровна отмечает – её гостиницы редко пустуют. Хотя сезонность бизнеса всё же чувствуется. Неслучайно многие отельеры планируют «старт» на летний сезон.
Вот и «Ельчик» распахнул двери в июле 2016 года. Незаурядность проекта отметили даже итальянские эксперты. «Ельчик» – общежитие гостиничного типа при Елецком государственном университете имени Ивана Бунина. Номерной фонд – двадцать две комнаты и шестьдесят койко-мест. Есть кухня, санузел, ванна и телевизор. В стоимость включён бесплатный завтрак.
– Первоначально здание строилось под общежитие для аспирантов и магистрантов, – отметила Ирина Курносова, проректор по учебно-воспитательной работе. – Но потом по согласованию с Министерством образования и науки России было решено использовать его как индивидуальное средство размещения. Помимо этого «Ельчик» – учебный центр для студентов факультета социально-культурного сервиса и туризма, которые проходят практику по обслуживанию номеров и приёму гостей. На первом этаже расположено кафе, как отмечают гости, с очень демократичными ценами. Это вполне объяснимо, ведь «Ельчик» относится к образовательной организации, и полномасштабной коммерциализации в нём быть не может.
Другая новая гостиница «Гранд Елец» расположена по соседству с главной достопримечательностью Ельца – Вознесенским собором. Она также, как и «Ельчик», была открыта в 2016 году. 3 сентября здесь отмечали годовщину. Сегодня «Гранд Елец» по праву считается одним из самых фешенебельных в городе с разнообразным набором услуг: от предоставления банкетного зала и ресторана до современного караоке-бара. На сегодняшний день это популярное место отдыха не только москвичей, иностранных граждан, Vip-персон, но и жителей Ельца. Администрация гостиницы «Гранд Елец» гордится тем, что может предоставить комфортабельные номера для гостей с высоким статусом и уникальным номером для людей с ограниченными возможностями.
– У нас не просто оборудованы пандусы для инвалидов, – подчёркивает Наталья Морозова, директор гостиницы «Гранд Елец». – В холле расположен специальный лифт и подъёмник для инвалидных колясок. Внутри номера – поручни и увеличенные дверные проёмы. Для расширения номерного фонда мы уже выкупили ветхое соседнее здание. Пока же «Гранд Елец» предлагает девять номеров: два – класса «Люкс» и столько же – «Полулюкс», четыре – «Стандарт» и один для людей с ограниченными физическими возможностями.
На вкус и цвет – бизнес-проект
Серафим Глушков – потомственный художник. В его семье рисовали все: и отец Николай Михайлович, и брат Александр Николаевич. Да и сам он свободно владеет «языком» кистей и красок. Однажды Серафим решил устроиться на «Гидропривод» шлифовальщиком. Низкая квалификация не пугала, художники знают – одной живописью сыт не будешь. Вот и пристраивают свой талант, у кого как получится. «Писать можно и для души», – успокаивал себя молодой выпускник. Кадровик посмотрела на диплом, потом на Глушкова и… вернула документы. «Руки берегите», – только и сказала она. Знала бы женщина, что своими словами предсказывает молодому человеку судьбу. Спустя годы, он стал беречь не только свои, но и чужие талантливые руки.
Сегодня Серафим Глушков и его жена Валентина Пономарёва – владельцы елецкой галереи «Художник». Для непосвящённых – это небольшое помещение, тесно заставленное работами елецких, липецких и не только мастеров. Здесь они выставляют и здесь же продают свои полотна. «Искусству не место на улице», – рассудил Серафим, открывая в 2013 году первый «приют». К запуску почти готово второе помещение – места для всех «художеств» уже не хватает.
«А причём здесь туризм?» – спросит внимательный читатель. Глушков с женой тоже поначалу думали, что ни при чём. К новой деятельности их подтолкнули сами гости города.
– Мы очень удачно расположены, – поясняет Валентина Пономарёва. – На пути к Вознесенскому Собору. Ежедневно к нам заходят десятки туристов: уточнить дорогу, выяснить расположение достопримечательностей, иногда даже помочь сориентироваться по карте. Мы никому не отказываем. Зачастую люди параллельно любуются картинами, просят экскурсию по галерее, интересуются, с какой точки написан тот или иной пейзаж, что за место изображено на картине.
Идея создания сувенира витала в воздухе. Каждому интересно увезти с собой «кусочек» Ельца – в подарок себе и близким. Картины для этой цели не очень подходят – дорого, субъективно и слишком личностно. Опять же не каждый готов расстаться с понравившимся произведением. Вдохновлённые новой идеей супруги принялись изобретать. И вскоре сотворили мини-шедевры родного края.
– Мы второй год подряд участвуем в фестивале-конкурсе «Туристический сувенир», – рассказывает Валентина. – В прошлом году вышли в финал всероссийского этапа. В этом – только в региональном туре из одиннадцати наших работ семь отмечены дипломами разного достоинства. В начале ноября будем пробовать силы в Кирове на всероссийском уровне. Постараемся вернуться не с пустыми руками.
– Мне за державу обидно! – вслед за Верещагиным говорит владелец магазина «Ремесленная лавка», объясняя мотивы открытия собственного бизнеса.
Несколько лет Максим Барковский искал сувенир для друга, «обшарил» весь Елец и… ничего интересного. Керамические кружки были, стандартные магниты продавались, а самобытными вещицами и не пахло. Едва ли первые шаги в поиске сувениров ручной работы можно было назвать стартапом. Максим и сам относился к этому делу, скорее, как к хобби.
– Да и концепция была другая, – признаётся Барковский. – Сначала магазин назывался «Казачья лавка» и предлагал одежду и предметы традиционной казачьей культуры. Вскоре стало понятно, что наш город нельзя свести только к казакам. В 2011 году магазин был переименован. В нём появилась сувенирная продукция, затем глиняная посуда, предметы утвари, выполненные в технике елецкой домовой резьбы, авторские куклы. Сегодня одних магнитиков у Барковского свыше четырёхсот штук – и все ручной работы. Уже никто не скажет, что в нашем городе нечего приобрести на память!
Ельчанин старался в первую очередь для земляков. Говорит, до сих пор из тридцати покупателей только пятеро будут туристами, остальные – местные жители, подыскивающие памятный подарок. Именно поэтому он ежегодно обновляет до восьмидесяти процентов товара, расходуя на расширение ассортимента львиную долю своей прибыли.
За обновление сувенирной продукции несколько лет назад взялась и Екатерина Борисова, директор магазина «Кружевной край». Екатерина в бизнес пришла из науки. Долгое время молодая женщина исследовала традиционное елецкое искусство. Изучала особенности орнаментов и рисунков, уникальную технику знаменитых мастериц, защитила диссертацию на тему кружевоплетения. А в 2008 году окончательно уверовала – старинный промысел будет востребован у современных модниц. Ведь тонкое и воздушное елецкое кружево сразу придаёт вещи благородный вид. Ажурные изделия подобно предметам антиквариата с годами только вырастают в цене.
Но, как человек творческий, Борисова решила не просто копировать образцы уникального искусства, а представила новый взгляд на кружева. Её авторские работы гармонично вписываются как в гардероб, так и в современный интерьер. Бизнес-экзамен на актуальность и востребованность производства Борисова успешно выдержала. Сегодня она вместе с фабрикой «Елецкие кружева» продолжает и популяризирует старинный народный промысел.
– Мы представляем более двухсот наименований продукции: традиционная одежда и украшения для неё, постельное и столовое бельё, панно, салфетки, занавески, – перечисляет Борисова. – Отличительная особенность всех изделий – натуральные материалы: лён и хлопок. Помимо этого принимаем спецзаказы. К примеру, однажды делали кружевной танцевальный костюм: шляпа, зонт, панталоны, перчатки… Сейчас готовим корпоративную одежду для сотрудников сыродельни, что в деревне Масловка.
Для туристов своя спецпродукция – целая линейка кружевных игрушек: мишки, собачки, ёжики… Хотя москвичи охотно раскупают ажурные торшеры из шёлка, крестильные комплекты для малышей, свадебные наборы, пасхальные мешочки. К услугам мастериц «Кружевного края» обращаются даже футбольные фанаты, они приносят футболки для вышивания названия любимой команды. Эта услуга пользуется огромной популярностью.
В июле нынешнего года компания Борисовой отмечала новоселье. Екатерина со своими сотрудниками перебралась в самый центр города. Говорит, для удобства покупателей. К месту прежней прописки – Красные казармы – было крайне неудобно добираться. Теперь любой желающий, прогуливаясь по улице Мира, больше известной как Торговая, может посмотреть ажурные сокровища «Кружевного края».
Впрочем, купеческий город будоражит умы не только ельчан. В 2010 году Надежда Кузнецова с мужем приехали погостить на родину Ивана Бунина. На время, полагали они.
– В то лето Москва задыхалась от смога и гари, – рассказала Надежда, владелица пекарни «Мит Смит» и трактира «Карс». – А я уже была беременна. Недолго думая, мы приняли приглашение родственников.
Вдали от столицы супруги нашли чистый воздух, покой и… идею для бизнеса. Неожиданно чета Кузнецовых решила открыть собственную пекарню.
– Однажды вышли в город за сладостями, ходили, ходили по магазинам, но по вкусу ничего не нашли, – поясняет Надежда. – У нас был небольшой капитал, вот и подумали, почему бы его не пустить на хлебное и кондитерское дело.
С 2012 года пекарня «Мит Смит» предлагает ельчанам «чёрный и белый, только не горелый» хлеб. Сегодня ассортимент продукции значительно расширился, вместе с пекарней появился трактир «Карс». Супруги Кузнецовы угощают сложнорецептурным хлебом (с картофелем, семечками, на основе тыквы), время от времени балуют чиабаттой, не перестают удивлять дизайном тортов (на основе натурального масла и шоколада), а также предлагают пельмени и вареники ручной работы.
– Туристы выстраиваются в очередь за сувенирным имбирным пряником, – продолжает владелица. – А местных жителей и просвещённых гостей интересует северная тарелка.
Последним деликатесом Кузнецовы особенно гордятся. Ведь только у них можно отведать вяленую и свежую оленину, а также ценную рыбу – муксун. Несколько лет назад они наладили прямые поставки из Норильска и теперь подают к столу эти лакомства своим новым землякам…
В Ельце не любят поговорку про Тамерлана и Гудериана. Красное словцо – это для приезжих. Местные без громких слов знают, земляки всегда встанут на защиту интересов родины, как территориальных, так и экономических. Сегодня недоброжелатели стремятся подпортить имидж России, возможно, поэтому в Ельце так стремительно мобилизованы туристические «войска». Главное оружие – искреннее гостеприимство, а перед ним всякое сопротивление бесполезно.
"ЛГ:итоги недели". Мария Завалипина