Недавно назначенный главный коммунальщик региона Юрий Костин немного запаздывал. В приемной его уже ждало несколько человек.
— Да, что же за день такой! — стремительно вошел в своей кабинет Юрий Костин
— И у вас каждый день такой?
— Вы знаете, да! Потому что работы теперь несравнимо больше, чем было до этого! (Юрий Костин работал генеральным директором УК «Университетский» и «Елецкая», — примечание). Наверное, раз в сто! Вид деятельности поменялся!
— Как же поменялся? Вы же ЖКХ как занимались, так и занимаетесь?
— Объем вырос в разы! А четкость исполнения, конечно, здесь упала. Если раньше у меня задача поставлена, меня не интересовало, как там ее выполняют. Мне процесс не интересен, как я всегда говорю, мне нужен результат! Мои уже были научены: сегодня задача поставлена, выполнить надо было еще вчера! А здесь немного сложновато. Но это ничего, я думаю, что мы наладим. Это вопрос времени! С кем-то придется расстаться, это без вариантов. Потому что меня не устраивает тот вариант, когда «мы не выполнили потому, что у нас не было машины». Мне не интересно, почему не выполнено. Мне интересно, что вы сделали для того, чтобы было выполнено?
— Как вы получили эту должность?
— Наверное, работой в первую очередь. Тот же «Университетский», когда я заходил на тот микрорайон, это уже сейчас никто не помнит, а там была задолженность 6,5 миллионов рублей на тот момент в новой управляющей компании. Становление микрорайона, как курочка по зернышку, вот так и мы делали этот микрорайон. И сейчас, я считаю, это один из лучших микрорайонов. Я не скажу, что он идеальный, нет, но люди благодарны!
— Этот этап для вас закончился. Теперь новый этап. С чем вы пришли, у вас есть программа — минимум, программа — максимум?
— Конечно, есть те задачи, которые нужно выполнить в первую очередь. Навести порядок с мусором. Теперь заработала новая схема вывоза мусора. Поменялось практически все. Задача минимум — за 2-3 месяца урегулировать все вопросы связанные с уборкой и вывозом мусора. В первую очередь сейчас надо навести порядок в транспортировке этого мусора, чтобы он не оставался у контейнерных площадок, чтобы не валялся в лесопосадках и на пустырях. Задача следующего этапа — завести инвесторов сюда, либо договор-концессию заключить с региональным оператором. Они должны не просто собирать и утилизировать мусор старым добрым способом — закапывать, но должна быть глубокая переработка мусора. Самое главное, если будет раздельный сбор мусора, то тарифы для населения понизятся.
— Вы думаете реально заставить население раздельно собирать мусор?
— Не надо население заставлять. Население уже готово. И на примере «Университетского» мы убедились, что это так. Населению нужно создать условия. Когда люди увидят, что есть три контейнера на площадке: пластик, бумага и все бытовые отходы, они начнут разделять.
— Большая часть мусорных контейнеров в Липецке в ужасном состоянии. У муниципалитета есть программа по их замене — УК может получить половину суммы на замену. Почему это не пользуется спросом?
— Сложно сказать, может, управляющие компании пока не понимают схему, как это делать, может, что-то другое тормозит. Наверное, они начнут пользоваться этим тогда, когда будет понятна схема.
— А вы пользовались этой программой, когда были директором управляющей компании?
— Нет.
— Почему?
— Да вот, наверное, по тем же самым причинам, что и сказал.
— Кто теперь будет вывозить смет из дворов, крупногабаритный мусор и менять контейнерные площадки?
— Крупногабаритный мусор должен вывозить региональный оператор, никуда он от этого не денется, это прописано в законе. Мое убеждение, что убирать смет из дворов и менять контейнерные площадки должны управляющие компании.
— Кто за это будет платить?
— Это должно быть заложено в тарифе управляющей компании. Я думаю, что урегулирую эту проблему. Должно быть, конечно, доверие населения. Что управляющая компания не обманывает, а честно выполняет свои обязанности. Другого пути нет, кроме как утверждение тарифа населением. В «Университетском» утвердили тариф.
— Каким должен быть средний тариф за содержание жилья?
— 18 — 20 рублей.
— В Липецке много домов, в которых тариф значительно ниже.
— Конечно, нужно заниматься этим вопросом очень плотно. Сейчас этот тариф практически никто не регулирует.
— Почему никто? Собственники регулируют.
— Это спорный вопрос. Давайте установим стоимость бензина — 20 рублей общим собранием водителей.
— Так они и десять установят!
— Но экономику-то мы сломаем, согласитесь?! Пока точного и правильно пути у меня нет. Пока не знаю. Но то, что это нужно менять, это понятно. Нужно вводить какой-то, я не знаю, рекомендуемый тариф. Он должен существовать для разных категорий жилья.
— У вас в управляющей компании был новый жилфонд, а что со старым делать?
— Я думаю, что без поддержки муниципалитета, без поддержки государства мы здесь не обойдемся. Какая-то программа софинансирования должна существовать. Дома надо обслуживать, а чтобы их обслуживать их сначала надо привести в нормальное состояние. Сейчас прорабатываем вопрос по проведению в этих домах мероприятий по энергосбережению. Как можно эксплуатировать дом, в котором элеваторный узел спроектирован еще в 1901 году? О какой энергоэффективности тут можно говорить? Соответственно и люди там будут платить огромные деньги.
— За чей счет проводить мероприятия по энергосбережению?
— Существует несколько вариантов решения этой проблемы: капитальный ремонт, концессионные соглашения.
— Есть инвесторы?
— Пока не буду об этом говорить, но сейчас мы прорабатываем эти вопросы. Например, вопрос о замене старых элеваторных узлов на новые, установка приборов учета с автоматизированным съемом показаний
— Что вы будете делать с проблемой «перетопов» домов. По данным горсовета в Липецке каждый десятый дом перетапливается?
— Здесь несколько путей решения. Первый вариант: сейчас прорабатывается вопрос о том, чтобы включить замену тепловых узлов в работы по капитальному ремонту. Те жители, которые не желают ждать и считают свои деньги, могут выступить с инициативой и установить его за свои средства. Второй вариант: заставлять управляющие компании делать регулировку тепловых узлов и работать с ресурсоснабжающими организациями. Только в комплексе, отдельно нельзя это решить.
— В Липецке все новостройки оснащены счетчиками на тепло. Но лишь единицы платят по их показаниям, есть предложения, как изменить ситуацию, чтобы липчане стали экономить?
— Дано распоряжение правительству доработать этот закон. Мы очень сильно надеемся на то, что в новый отопительный сезон мы уже войдем с измененными правилами. По которым, если какие-то нерадивые жители не сдали показания тепловых счетчиков, то это не будет влиять на прием показаний остальных.
— Вы в «Университетском» в домах установили солнечные батареи на крыше. Опыт на Липецк планируете распространить?
— Планирую. И не только солнечные батареи, но и ветрогенераторы. Летом они показывают свою эффективность, зимой — нет. Они вырабатывали электроэнергии где-то на 30%. За чьи деньги делать? За деньги прибыли управляющих компаний, за деньги населения, за субсидии какие-то, пока еще сложно об этом говорить. Но, наверное, инициатива все-таки должна исходить от населения. Нельзя навязывать эти технологии. Будем навязывать, ничего из этого хорошего не получится. И предложения от управляющих компаний должны быть.
— Какие-нибудь управляющие компании предлагали уже?
— Пока еще нет (смеется).
— Бизнес в сфере ЖКХ «серый», есть ли конкретные предложения, как вывести его на «светлую» сторону?
— Во как! С чего взяли, что здесь есть «серые» схемы?
— Например, сантехник ходит по домам и ремонтирует то, что просят жители. Гонорар получает наличными. Управляющие компании нанимают ИП для обслуживания домов. И люди не получают зарплату.
— Здесь я не соглашусь с вами. Я знаю, что очень многие коллеги работают по «белым» схемам. Будучи директором управляющей компании я практически запретил под страхом увольнения заниматься оказанием платных услуг. Слесарь, сантехник должен выполнять ту работу, которую ему определили жители, утвердив тариф. Остальным должны заниматься сторонние организации, которые получают сертификат и знают жилой фонд. В той же управляющей компании должны быть их телефоны, у нас были.
— Вы верите, что слесари управляющих компаний отказываются от этих заказав и работают только на свою управляющую компанию?
— Я абсолютно убежден, что это регулирование находится в плоскости управляющей компании. Если вы вызовите слесаря управляющей компании «Университетский», слесарь будет уволен. Я думаю, что и нормальные директора, которые хотят долго работать на этом рынке, поступают точно также. Я не исключаю, что такое есть, но с этим надо бороться.
— Что в сфере ЖКХ есть положительного, на ваш взгляд?
— Почему ЖКХ ругают? Да потому, что все ежедневно пользуются услугами ЖКХ. Такой сферы, до недавнего времени, не существовало в природе. ЖКХ, как отрасль, начало формироваться, наверное, с 1998 года. До этого дома находились в ведении каких-либо ведомств. Да, я раньше думал, что ЖЭК — это для того, чтобы получить там паспорт! ЖКХ меняется. Если не вкладывать в эту отрасль денег, так и будут нас все ругать. Мы будем волочиться в хвосте всей экономики. В первую очередь в ЖКХ должна возникнуть экономика! Ее там сейчас нет. Там очень много социалки, политики. И экономика должна складываться на каждом доме в отдельности. Когда мы экономику сложим на доме, когда мы уйдем от политических лозунгов, вот тогда у нас будет нормальное ЖКХ. И пока не поменяем менталитет, ничего не получится. Во главу надо поставить жителя. Надо понимать, что житель для управляющей компании — это работодатель. Он платит деньги и заказывает музыку!
Автор: Татьяна Ермишина
Фото: Павел Покидов